ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
играют в мячик, девочка рядом рисует мелками). На этом этапе дошкольники обучались как верно начинать и заканчивать описательный рассказ.
Для закрепления обучаемым навыкам обучающимся предлагалось решать определенные творческие задачи. Например, рассказать отработанную на предыдущем занятии серию без предъявления 2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица, сделав себя главным участником изображенных событий, затем предлагали группе детей (по количеству участников) инсценировать данную
серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников и дополнительные действия [32].
Занятие по составлению описательных рассказов являются частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При проведении обучения дошкольников с ОНР пересказу мы придерживались определённого плана, для того, чтобы создать обучающимся наиболее комфортную систему обучения этого навыка. Так в нашей корекционной работе мы придерживались такого графика:
Организационная часть (цель её заключается в объявлении темы; в концентрации внимания детей; к созданию настроя на работу);
Чтение самого текста (без установки на пересказ);
Обговаривание прочитанного материала в вопросно-ответной форме (вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы обучающиеся могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета прочитанного
им текста);
Повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
Пересказ текста детьми, этот пересказ необходимо проводить с опорой на наглядный материал;
Упражнения на закрепление языкового материала;
Анализ детских рассказов.
Неотемлемой частью работы логопеда с детьми с ОНР III уровня является работа по коррекции произносительной стороны речи.
Работа по формированию звуковой стороны речи включает комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического слуха.
Особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
На фронтальных занятиях по развитию звукопроизношения осуществлялась:
Проводилась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в
прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.
В течение всего периода обучения дети учились сознательно анализировать слова, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочеталось с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звукослогового состава материал коррекционных упражнений подбирался с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.
Таким образом, представленная модель содержания логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО является теоретически обоснованной и апробированной на практике в процессе проведения нами формирующего эксперимента.
В связи с необходимостью оценки эффективности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня нами был проведён контрольный эксперимент, который проводился на базе МБДОУ детский сад
№146 с той же подгруппой из 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня, с опорой на методики исследования речевого развития, которые были описаны нами во второй главе.
Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Задачи контрольного эксперимента:
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, в результате которого нами были получены следующие результаты.
Для наглядности полученных показателей констатирующего эксперимента приведены результаты контрольной и экспериментальной группы, для сравнения полученных результатов
При составлении описательного
Для закрепления обучаемым навыкам обучающимся предлагалось решать определенные творческие задачи. Например, рассказать отработанную на предыдущем занятии серию без предъявления 2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица, сделав себя главным участником изображенных событий, затем предлагали группе детей (по количеству участников) инсценировать данную
серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников и дополнительные действия [32].
Занятие по составлению описательных рассказов являются частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При проведении обучения дошкольников с ОНР пересказу мы придерживались определённого плана, для того, чтобы создать обучающимся наиболее комфортную систему обучения этого навыка. Так в нашей корекционной работе мы придерживались такого графика:
Организационная часть (цель её заключается в объявлении темы; в концентрации внимания детей; к созданию настроя на работу);
Чтение самого текста (без установки на пересказ);
Обговаривание прочитанного материала в вопросно-ответной форме (вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы обучающиеся могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета прочитанного
им текста);
Повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
Пересказ текста детьми, этот пересказ необходимо проводить с опорой на наглядный материал;
Упражнения на закрепление языкового материала;
Анализ детских рассказов.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Неотемлемой частью работы логопеда с детьми с ОНР III уровня является работа по коррекции произносительной стороны речи.
Работа по формированию звуковой стороны речи включает комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического слуха.
Особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях.
На фронтальных занятиях по развитию звукопроизношения осуществлялась:
-
закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава; -
формирование фонематического восприятия на основе четкого различения на слух оппозиционных звуков; -
воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Проводилась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в
прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.
В течение всего периода обучения дети учились сознательно анализировать слова, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочеталось с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звукослогового состава материал коррекционных упражнений подбирался с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.
Таким образом, представленная модель содержания логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО является теоретически обоснованной и апробированной на практике в процессе проведения нами формирующего эксперимента.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
В связи с необходимостью оценки эффективности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня нами был проведён контрольный эксперимент, который проводился на базе МБДОУ детский сад
№146 с той же подгруппой из 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня, с опорой на методики исследования речевого развития, которые были описаны нами во второй главе.
Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Задачи контрольного эксперимента:
-
Провести повторное экспериментальное изучение особенностей устной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. -
Сравнить полученные результаты контрольной и экспериментальной групп. -
Установить эффективность работы по по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, в результате которого нами были получены следующие результаты.
Для наглядности полученных показателей констатирующего эксперимента приведены результаты контрольной и экспериментальной группы, для сравнения полученных результатов
Результаты контрольной группы.
При составлении описательного