ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
грубая истощаемость;
1 – множественные ошибки указанных выше типов с частичной коррекцией при интенсивной помощи исследователя: вербальной регуляции, или сопряженном выполнении;
0,5 – необходимы оба вида помощи обследующего одновременно для успешного выполнения теста;
0 – невозможность выполнения данной пробы при любом виде помощи. Тест Озерецкого Н. И. на реципрокную координацию рук.
Экспериментатор кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другу сжимает в кулак. После нескольких показов ребенку предлагается выполнять такие же движения вместе. Весь тест выполняется сопряжено.
Критерии балловых оценок:
3 – плавные двуручные движения;
2 – замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов);
1,5 – несколько вышеуказанных симптомов одновременно;
1 – отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку;
0,5 – отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку;
0 – невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).
Проба на праксис позы пальцев.
Ребёнку предлагалось выполнить три различные позы: зайчика, козу и ёжика
Критерии оценок:
3– Чистое выполнение всех трёх
фигур соответствующих возрастным нормативам;
2– одна ошибка при выполнении трёх поз 1 – две ошибки при повторении этих поз
0 – невыполнение ни одной из предложенных поз на праксис пальцев.
3 – безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов;
2 – поиск номинаций, увеличение латентного периода называния или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации слов;
1 – множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове;
0 – некоррегируемые парафазии и персеверации не менее чем в половине предъявленных для называния стимулов;
Такое комплексное обследование, которое было проведено с детьми страшего дошкольного возраста, позволило наиболее полно и грамотно оценить речевую способность детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, так и их особенности.
В дальнейшем это позволило, наиболее плодотворно построить коррекционно–воспитательную работу по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
исследования
В исследовании приняли участие 20 обучающихся в возрасте от 5 до 6,5 лет. Анализ документации, а именно заключения психолого-медико- педагогической комиссии показал, что у всех 20 участников исследования в заключении указанно «общее недоразвитие речи III уровня».
Кроме изучения заключений ПМПК, нами был проведен анализ анкет родителей (приложение 1). Анализ анкетных данных позволил выяснить сведения о различных перенатальных патологиях, а так же о патологиях возникших в во время беременности и в постнатальный период: одна треть опрошенных родителей отметила не резко выраженный токсикоз, который проходил во второй половине беременности, так же родители отмечали, что в родах была непродолжительная асфиксия. Порядка 50% опрошенных родителей отметили, что ребёнок родился раньше положенного срока, был недоношенным либо наблюдалась незрелость ребенка при рождении, 25% заявили о кесаревом сечении при родах. Из опрошенных 65% отметили соматическую ослабленность ребёнка в первые месяцы или да же годы его жизни, родители утверждают, что дети часто подвергались и до сих пор подвергаются различными, частыми простудным заболеваниям ОРВИ, ОРЗ и так далее. При заполнении анкеты отмечено так же, что дети переносили в раннем возрасте такие инфекционные заболевания как крапивница, бронхит, ветрянка.
При обработке полученных нами в ходи исследования результатов анализа строения и подвижности органов
артикуляционного аппарата мы получили следующие данные:
мускулатуры: гипотония (15%), синкинезии (5 %), девиация влево (5%), гипертонус (15%), тремор (10%), не удерживают артикуляционную позу (25%), страдает переключаемость движений с одной артикуляционной позы на другую (45%),
Результаты исследования лицевой моторики детей показали, что у (15%) детей наблюдается сглаженность носогубных складок. В просодике получились такие результаты: тихий, затухающий голос (30%), немодулированный (15), назальный оттенок речи присутствует у (5 %); поверхностное, прерывистое дыхание (35%). Темп речи: ускоренный (5%), замедленный (5%).
Анализ результатов полученных при выполнении дошкольниками нейропсихологических тестов:
При обследовании детей с помощью пробы на динамический праксис
«кулак – ребро – ладонь» у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня позволили выявить значительные нарушения. Так например наиболее частыми ошибок являются трудности переноса движения с одной руки на
другую, такие нарушения зафиксированы нами у 15 обучающихся (75%). Помимо этого у 14 детей (70%) наблюдаются персеверации, а у 5 обучающихся (25%) зафиксированы синкенизии, то есть содружественные движения. В пробе на условную реакцию выбора у 1 ребёнка (5%) возникала импульсивная реакция. Результаты этой нейропсихологической пробы позволяют судить о наличии у детей нарушений моторной сферы, которые идут параллельно с речевыми нарушениями детей.
Тест Озерецкого Н. И
Данные полученные по результатам диагностики этой нейропсихологической пробы так же позволяют судить о нарушении моторной сферы детей. Так почти все дети, а именно 19 (95%) показали существенное отставание одной руки или поочерёдных движений обеих рук при выполнении заданных проб. У половины испытуемых (50%) наблюдается повышенная напряжённость в мышцах рук, об этом свидетельствует неполное сжимание или же неполное распрямление пальцев рук и ладони при выполнении пробы. То есть максимальное количество баллов по этому тесты не набрал никто из участников эксперимента. У 12 детей (60%) показатели соответствуют 2 баллам, то есть у них замедленное вхождение в задание либо сильное напряжение мышц. А (40%) обучающихся по этому тесту набрали 1,5 бала, у них наблюдалось либо два либо одновременно три симптома. Анализ данной пробы позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существует несформированность мелкой моторики кистей и пальцев рук и тонких движений.
Проба
1 – множественные ошибки указанных выше типов с частичной коррекцией при интенсивной помощи исследователя: вербальной регуляции, или сопряженном выполнении;
0,5 – необходимы оба вида помощи обследующего одновременно для успешного выполнения теста;
0 – невозможность выполнения данной пробы при любом виде помощи. Тест Озерецкого Н. И. на реципрокную координацию рук.
Экспериментатор кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другу сжимает в кулак. После нескольких показов ребенку предлагается выполнять такие же движения вместе. Весь тест выполняется сопряжено.
Критерии балловых оценок:
3 – плавные двуручные движения;
2 – замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов);
1,5 – несколько вышеуказанных симптомов одновременно;
1 – отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку;
0,5 – отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку;
0 – невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).
Проба на праксис позы пальцев.
Ребёнку предлагалось выполнить три различные позы: зайчика, козу и ёжика
Критерии оценок:
3– Чистое выполнение всех трёх
фигур соответствующих возрастным нормативам;
2– одна ошибка при выполнении трёх поз 1 – две ошибки при повторении этих поз
0 – невыполнение ни одной из предложенных поз на праксис пальцев.
-
называние 12 реальных предметных изображений;
3 – безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов;
2 – поиск номинаций, увеличение латентного периода называния или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации слов;
1 – множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове;
0 – некоррегируемые парафазии и персеверации не менее чем в половине предъявленных для называния стимулов;
Такое комплексное обследование, которое было проведено с детьми страшего дошкольного возраста, позволило наиболее полно и грамотно оценить речевую способность детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, так и их особенности.
В дальнейшем это позволило, наиболее плодотворно построить коррекционно–воспитательную работу по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования
В исследовании приняли участие 20 обучающихся в возрасте от 5 до 6,5 лет. Анализ документации, а именно заключения психолого-медико- педагогической комиссии показал, что у всех 20 участников исследования в заключении указанно «общее недоразвитие речи III уровня».
Кроме изучения заключений ПМПК, нами был проведен анализ анкет родителей (приложение 1). Анализ анкетных данных позволил выяснить сведения о различных перенатальных патологиях, а так же о патологиях возникших в во время беременности и в постнатальный период: одна треть опрошенных родителей отметила не резко выраженный токсикоз, который проходил во второй половине беременности, так же родители отмечали, что в родах была непродолжительная асфиксия. Порядка 50% опрошенных родителей отметили, что ребёнок родился раньше положенного срока, был недоношенным либо наблюдалась незрелость ребенка при рождении, 25% заявили о кесаревом сечении при родах. Из опрошенных 65% отметили соматическую ослабленность ребёнка в первые месяцы или да же годы его жизни, родители утверждают, что дети часто подвергались и до сих пор подвергаются различными, частыми простудным заболеваниям ОРВИ, ОРЗ и так далее. При заполнении анкеты отмечено так же, что дети переносили в раннем возрасте такие инфекционные заболевания как крапивница, бронхит, ветрянка.
При обработке полученных нами в ходи исследования результатов анализа строения и подвижности органов
артикуляционного аппарата мы получили следующие данные:
-
губы: тонкие (10%), толстые (5%) -
прикус: прогения (30%),открытый передний (10%). -
язык: не выражены части языка (20 %), язык оттянут в ротовую полость (5%), узкий язык (10 %), отмечаются следующие нарушения язычной
мускулатуры: гипотония (15%), синкинезии (5 %), девиация влево (5%), гипертонус (15%), тремор (10%), не удерживают артикуляционную позу (25%), страдает переключаемость движений с одной артикуляционной позы на другую (45%),
-
объем артикуляционных движений языка строго ограничен (5%), неполный объем (40%), поиск артикуляции (35%). -
вегетативные расстройства: наличие гиперсаливации, то есть увеличенного слюноотделения, которое усиливается при выполнении ребёнком статических и динамических поз (30%).
Результаты исследования лицевой моторики детей показали, что у (15%) детей наблюдается сглаженность носогубных складок. В просодике получились такие результаты: тихий, затухающий голос (30%), немодулированный (15), назальный оттенок речи присутствует у (5 %); поверхностное, прерывистое дыхание (35%). Темп речи: ускоренный (5%), замедленный (5%).
Анализ результатов полученных при выполнении дошкольниками нейропсихологических тестов:
-
простой вариант пробы на динамический праксис:
При обследовании детей с помощью пробы на динамический праксис
«кулак – ребро – ладонь» у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня позволили выявить значительные нарушения. Так например наиболее частыми ошибок являются трудности переноса движения с одной руки на
другую, такие нарушения зафиксированы нами у 15 обучающихся (75%). Помимо этого у 14 детей (70%) наблюдаются персеверации, а у 5 обучающихся (25%) зафиксированы синкенизии, то есть содружественные движения. В пробе на условную реакцию выбора у 1 ребёнка (5%) возникала импульсивная реакция. Результаты этой нейропсихологической пробы позволяют судить о наличии у детей нарушений моторной сферы, которые идут параллельно с речевыми нарушениями детей.
Тест Озерецкого Н. И
Данные полученные по результатам диагностики этой нейропсихологической пробы так же позволяют судить о нарушении моторной сферы детей. Так почти все дети, а именно 19 (95%) показали существенное отставание одной руки или поочерёдных движений обеих рук при выполнении заданных проб. У половины испытуемых (50%) наблюдается повышенная напряжённость в мышцах рук, об этом свидетельствует неполное сжимание или же неполное распрямление пальцев рук и ладони при выполнении пробы. То есть максимальное количество баллов по этому тесты не набрал никто из участников эксперимента. У 12 детей (60%) показатели соответствуют 2 баллам, то есть у них замедленное вхождение в задание либо сильное напряжение мышц. А (40%) обучающихся по этому тесту набрали 1,5 бала, у них наблюдалось либо два либо одновременно три симптома. Анализ данной пробы позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня существует несформированность мелкой моторики кистей и пальцев рук и тонких движений.
Проба