ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
[35]. В психологической
литературе встречается такое определение: Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). В лингвистике есть такое определение: Речь – это исторически образовавшийся способ общения людей, с использованием языковых конструкций, которые в свою очередь создавались на основе определённых правил.
Речь детей сформировывается под воздействием речи взрослых и в большой степени зависит от регулярной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания ребёнка, а также его обучения, которое идёт с самых первых дней жизни младенца [60].
Процесс развития речи ребёнка индивидуален, и он зависит от множества различных факторов. К этим факторам следует отнести: пол ребёнка (по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки), эмоциональное общение с матерью, социальное окружение ребёнка, в которой живёт ребёнок, состояние работы головного мозга и других органов организма, генетический фактор, педагогическая запущенность и т.д. За состоянием речи ребёнка необходимо следить, рекомендуется создавать для ребёнка речевые ситуации, провоцировать его для произношения звуков, слогов, слов. Потребность ребёнка в говорении формируется именно в общении его со взрослыми [19].
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, одновременно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладевание родного языка идёт в достаточно строгой закономерности. Этот процесс характеризуется определёнными чертами, которые свойственны для всех детей. Для знания патологии речевых структур, крайне желательно знать весь
путь развития речи детей в норме, необходимо владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, от которых зависит благополучное его протекание.
Помимо этого, необходимо ясно представлять все этапы речевого развития детей, каждый скачок, для того, чтобы своевременно заметить отклонения в данном процессе. Можно привести пример, ребёнок в возрасте 1 год 7 месяцев ещё не говорит. Делать заключение, нормально это явление или нет, специалист может в том случае, когда знает, в какой промежуток времени должны появляться слова при развитии нейротипичных детей.
Такие знания необходимы и для того, чтобы правильно диагностировать нарушения речи. Случаются случаи, когда детей трёхлетнего возраста направляют на занятия к логопеду, для снятия недостатков в произношении некоторых звуков. Это не всегда является верным решением, ведь даже при нормативном развитии речевых процессов ребёнка в этом возрасте, разрешается произносить некоторые
звуки неправильно. Специалисты называют это физиологическим косноязычием, которое обусловлено слишком малым сформированностью артикуляционного аппарата [36].
В добавок, знания законов речевого развития в процессе онтогенеза нужно знать с той целью, чтобы правильно выстраивать коррекционно– воспитательную работу, по устранению речевых патологий. К примеру, обучая детей с диагнозом алалия, необходимо знать, что в первую очередь у такого ребёнка идёт работа по развитию импрессивной речи, и только после этого ребёнка учат овладевать активной речью. Вывод, если сразу строить работу по развитию экспрессивной речи, то это не даст желательного эффекта.
А.Н.Леонтьевустанавливаетчетыреэтапавстановленииречидетей:
1-й — подготовительный — до одного года;
3 лет;
Будет важным более подробно остановиться на каждом из этих этапов.
Первыйэтап—подготовительный(с момента рождения ребенка до
одного года).
В этот временной промежуток происходит закладка фундамента, для овладения речевыми процессами. С самого рождения у ребёнка появляются такие голосовые реакции как крик и плач. Эти голосовые реакции способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Помимо этого во время плача напрягаются разные мышечные группы, испытывая нагрузку эти мышцы тренируются в такой степени, в которой это необходимо для ребенка первых месяцев жизни. Ещё, при крике, большое количество внутренних органов, которые приходят в состояние хорошего мышечного тонуса, что также сказывается на детском организме благоприятным способом.
Уже через четырнадцать дней можно заметить, что ребёнок реагирует на голос говорящего: ребёнок заканчивает плакать, начинает прислушиваться , когда к нему кто-нибудь обращается. К концу первого месяца жизни ребёнка, его можно успокоить колыбельной песней. После ребёнок начинает поворачивать голову к источнику звука и следить за ним глазами. Затем ребёнок уже будет реагировать и на интонацию. На ласковую интонацию будет оживление ребёнка, а на резкую и громкую интонацию ребёнок будет реагировать плачем [35].
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца — лепет (агу-угу,тя-тя,ба-баи т. п.). Лепет это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги
(ма-ма-ма,ба-ба-ба,тя-тя-тя,па-па-па и др.) [35].
Затем ребёнок постепенно усваивает и все элементы произносительной стороны речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Начиная с 6 месяцев ребёнок начинает усваивать некоторые звукосочетания и соединяет их с предметами или действиями (тик-так,бай-бай,ух).Стоит отметить, что ещё к этому времени ребёнок не реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Это все помогает в
образовании временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них.
В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все больше и больше разнообразных сочетания звуков [36].
Реакции на сами слова начинает появляться примерно с 10 месяцев, и эта реакция уже не зависит от интонации говорящего. К этому времени большую значимость приобретают условия, в которых идёт формирование речи ребёнка, к таким условиям относится например, правильная речь окружающих ребёнка людей и подражание взрослым.
К возрасту 1 года у ребёнка появляются первые слова, их может быть 5-
7.
Второйэтап—преддошкольный(от
одного года до 3 лет).
Появление первых слов у ребёнка знаменует окончание первого этапа
становления речи, с этого момента идёт начала становления у ребёнка активной речи. Ребёнок активно начинает проявляет внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам пытается произносить слова. Но ребёнок может путать звуки, искажать их,
или переставлять местами, это всё допустимо и является возрастной нормой [38].
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним звукосочетанием или словом ребёнок может обозначать сразу предмет, чувство или просьбу. Пример, слово вода может означать в разные моменты: вот вода, дай воду, холодная или горячая вода. Понять ребёнка можно только в конкретной ситуации. Поэтому такая речь называется ситуационной. Такую речь дети часто сопровождают жестами и мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
Словарь ребёнка активно пополняется на протяжении второго и третьего года. В 1 год 5 месяцев дети имеют словарный запас состоящий из 10–15 слов; к 24 месяцев у детей словарный запас состоит из примерно 300 слов; к 3 годам словарный запас приближается уже к 1000–1500 слов, то есть с 2 до 3 лет ребёнок способен увеличить словарный запас на 800–1000 слов. Запас слов детей растёт в геометрической прогрессии, значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
литературе встречается такое определение: Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). В лингвистике есть такое определение: Речь – это исторически образовавшийся способ общения людей, с использованием языковых конструкций, которые в свою очередь создавались на основе определённых правил.
Речь детей сформировывается под воздействием речи взрослых и в большой степени зависит от регулярной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания ребёнка, а также его обучения, которое идёт с самых первых дней жизни младенца [60].
Процесс развития речи ребёнка индивидуален, и он зависит от множества различных факторов. К этим факторам следует отнести: пол ребёнка (по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки), эмоциональное общение с матерью, социальное окружение ребёнка, в которой живёт ребёнок, состояние работы головного мозга и других органов организма, генетический фактор, педагогическая запущенность и т.д. За состоянием речи ребёнка необходимо следить, рекомендуется создавать для ребёнка речевые ситуации, провоцировать его для произношения звуков, слогов, слов. Потребность ребёнка в говорении формируется именно в общении его со взрослыми [19].
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, одновременно с умственным и физическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладевание родного языка идёт в достаточно строгой закономерности. Этот процесс характеризуется определёнными чертами, которые свойственны для всех детей. Для знания патологии речевых структур, крайне желательно знать весь
путь развития речи детей в норме, необходимо владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, от которых зависит благополучное его протекание.
Помимо этого, необходимо ясно представлять все этапы речевого развития детей, каждый скачок, для того, чтобы своевременно заметить отклонения в данном процессе. Можно привести пример, ребёнок в возрасте 1 год 7 месяцев ещё не говорит. Делать заключение, нормально это явление или нет, специалист может в том случае, когда знает, в какой промежуток времени должны появляться слова при развитии нейротипичных детей.
Такие знания необходимы и для того, чтобы правильно диагностировать нарушения речи. Случаются случаи, когда детей трёхлетнего возраста направляют на занятия к логопеду, для снятия недостатков в произношении некоторых звуков. Это не всегда является верным решением, ведь даже при нормативном развитии речевых процессов ребёнка в этом возрасте, разрешается произносить некоторые
звуки неправильно. Специалисты называют это физиологическим косноязычием, которое обусловлено слишком малым сформированностью артикуляционного аппарата [36].
В добавок, знания законов речевого развития в процессе онтогенеза нужно знать с той целью, чтобы правильно выстраивать коррекционно– воспитательную работу, по устранению речевых патологий. К примеру, обучая детей с диагнозом алалия, необходимо знать, что в первую очередь у такого ребёнка идёт работа по развитию импрессивной речи, и только после этого ребёнка учат овладевать активной речью. Вывод, если сразу строить работу по развитию экспрессивной речи, то это не даст желательного эффекта.
А.Н.Леонтьевустанавливаетчетыреэтапавстановленииречидетей:
1-й — подготовительный — до одного года;
3 лет;
-
й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до
-
й — дошкольный — до 7 лет; 4-й — школьный [35].
Будет важным более подробно остановиться на каждом из этих этапов.
Первыйэтап—подготовительный(с момента рождения ребенка до
одного года).
В этот временной промежуток происходит закладка фундамента, для овладения речевыми процессами. С самого рождения у ребёнка появляются такие голосовые реакции как крик и плач. Эти голосовые реакции способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Помимо этого во время плача напрягаются разные мышечные группы, испытывая нагрузку эти мышцы тренируются в такой степени, в которой это необходимо для ребенка первых месяцев жизни. Ещё, при крике, большое количество внутренних органов, которые приходят в состояние хорошего мышечного тонуса, что также сказывается на детском организме благоприятным способом.
Уже через четырнадцать дней можно заметить, что ребёнок реагирует на голос говорящего: ребёнок заканчивает плакать, начинает прислушиваться , когда к нему кто-нибудь обращается. К концу первого месяца жизни ребёнка, его можно успокоить колыбельной песней. После ребёнок начинает поворачивать голову к источнику звука и следить за ним глазами. Затем ребёнок уже будет реагировать и на интонацию. На ласковую интонацию будет оживление ребёнка, а на резкую и громкую интонацию ребёнок будет реагировать плачем [35].
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца — лепет (агу-угу,тя-тя,ба-баи т. п.). Лепет это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги
(ма-ма-ма,ба-ба-ба,тя-тя-тя,па-па-па и др.) [35].
Затем ребёнок постепенно усваивает и все элементы произносительной стороны речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Начиная с 6 месяцев ребёнок начинает усваивать некоторые звукосочетания и соединяет их с предметами или действиями (тик-так,бай-бай,ух).Стоит отметить, что ещё к этому времени ребёнок не реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Это все помогает в
образовании временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них.
В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все больше и больше разнообразных сочетания звуков [36].
Реакции на сами слова начинает появляться примерно с 10 месяцев, и эта реакция уже не зависит от интонации говорящего. К этому времени большую значимость приобретают условия, в которых идёт формирование речи ребёнка, к таким условиям относится например, правильная речь окружающих ребёнка людей и подражание взрослым.
К возрасту 1 года у ребёнка появляются первые слова, их может быть 5-
7.
Второйэтап—преддошкольный(от
одного года до 3 лет).
Появление первых слов у ребёнка знаменует окончание первого этапа
становления речи, с этого момента идёт начала становления у ребёнка активной речи. Ребёнок активно начинает проявляет внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам пытается произносить слова. Но ребёнок может путать звуки, искажать их,
или переставлять местами, это всё допустимо и является возрастной нормой [38].
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним звукосочетанием или словом ребёнок может обозначать сразу предмет, чувство или просьбу. Пример, слово вода может означать в разные моменты: вот вода, дай воду, холодная или горячая вода. Понять ребёнка можно только в конкретной ситуации. Поэтому такая речь называется ситуационной. Такую речь дети часто сопровождают жестами и мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
Словарь ребёнка активно пополняется на протяжении второго и третьего года. В 1 год 5 месяцев дети имеют словарный запас состоящий из 10–15 слов; к 24 месяцев у детей словарный запас состоит из примерно 300 слов; к 3 годам словарный запас приближается уже к 1000–1500 слов, то есть с 2 до 3 лет ребёнок способен увеличить словарный запас на 800–1000 слов. Запас слов детей растёт в геометрической прогрессии, значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.