Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РФ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФНС ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2017 – 2019 ГГ.
АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ ПО УФНС ПО СВЕРДЛОВСКОЙ
АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ УФНС ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДАННОГО
работы по УФНС России по Свердловской области за 2017-2019 гг.12
12 Составлено автором по [52]
Для обеспечения стабильности и профицитности бюджета страны важно достижение максимально возможного уровня поступлений налоговых доходов, поскольку основная доля в бюджете приходится именно на налоги и сборы.
Сложившийся переход от плановой экономики России к рыночной обусловил изменение налоговой системы страны; с 90-х годов ХХ века прослеживается перестроение налоговой системы и налоговой политики страны [13, c. 358].
Однако, практика взаимодействия налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц – экономических субъектов), с одной стороны, и налоговых органов страны показывает ряд проблем, сдерживающих поступление налоговых доходов в бюджет.
Согласно материалам пункта 7 статьи 3 НК РФ [2], всевозможные сомнения и противоречия, неустранимые обстоятельства и неясности в законодательстве при спорных моментах толкуются в сторону налогоплательщиков; однако же, как правило, на практике ситуация противоположна.
Основные проблемы налоговой политики России на современном этапе, которые могут оказать сдерживающее влияние на поступления налоговых доходов в бюджет страны и, как следствие, спровоцировать его дефицитность, представлены на рисунке 12.
Систематизированные на рисунке 12 проблемы налоговой политики характерны и в практике системы налогообложения и работы УФНС по Свердловской области.
5. Отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной увеличения налогов производственной сферы экономики.
4. Неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками (приводит к дисбалансу системы налогообложения).
3. Развитие теневой экономики, что пагубно сказывается на функционировании экономической системы страны в целом, а также на поступлении налоговых доходов в бюджет.
2. Увеличение косвенных налогов (например, базовая ставка НДС с 2019 года увеличена до 20%), что приводит к повышению стоимости товаров и услуг, снижению уровня жизни малообеспеченных слоев населения, ухудшению основных -макро и микроэкономических показателей функционирования экономики, а это, в свою очередь, подчеркивает недостаточную социальную направленность налоговой политики РФ.
1. Массовое уклонение предприятий от уплаты налогов (повышенная угроза недопоступления налогов в бюджет). Основными причинами данной проблемы являются: тяжесть налогового бремени, минимальные знания большей части населения в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей и их нежелание выполнять свои обязанности перед государством.
7. Усложненность налоговой системы, запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений в налоговом законодательстве.
6. Нестабильность налогов: постоянное изменение ставок, тарифов и льгот (здесь также можно отметить повышение базовой ставки НДС в 2019 году до 20%).
Проблемы, выявленные при оценке формирования налоговых доходов
Рисунок 12 – Проблемы, выявленные при оценке формирования налоговых доходов [13]
Деятельность налоговых органов во взаимодействии с другими контролирующими органами (например, ФТС при исчислении и уплате НДС) не отлажена.
В отличие от организации работы зарубежных налоговых органов, в России отсутствуют определенные инструменты налогового контроля (например, отсутствие доступа онлайн российских налоговых органов к расчетным счетам налогоплательщиков).
Проблемы налогового администрирования и контроля, сдерживающие возможность укрепления доходной базы бюджета
Недоработки и недостатки налогового контроля во многом определены недостаточной эффективностью работы налоговых органов страны и, в частности, УФНС по Свердловской области. На рисунке 13 рассмотрены проблемы организации деятельности налоговых органов, связанные во многом с их контрольной деятельностью и сдерживающие наращивание доходной базы бюджета.
Несовершенство законодательства в сфере регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Рисунок 13 – Проблемы налогового администрирования и контроля, сдерживающие возможность укрепления доходной базы бюджетов разных уровней [13]
Одна из главных задач для стимулирования развития и повышения качества налогового контроля в настоящее время – это устранение противоречий законодательства и ликвидация несоответствия одних нормативно-правовых актов другим.
Также интересно отметить еще один факт, значительно сдерживающий результативность налогового контроля в стране и в Свердловской области, в частности. Органы власти, ответственные за проведение контрольных мероприятий реализуют унифицированные принципы, однако, при этом, этом используют разные стандарты и разные технологии. Указанный факт усложняет
активизацию совместного взаимодействия налоговых органов страны с другими контролирующими органами.
повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок
Планы доклада ФНС на 2020 год
Согласно докладу ФНС РФ, к 2020 году запланировано следующее (рисунок 14):
№ п/п | Показатель | Годы | Абсолютное изменение, «+», «-» | Относительное изменение, % | ||||||||
2017 | 2018 | 2019 | 2018/ 2017 | 2019/ 2018 | 2019/ 2017 | 2018/ 2017 | 2019/ 2018 | 2019/ 2017 | ||||
1 | Численность основных работников, чел. | 335 | 339 | 342 | 4 | 3 | 7 | 101,2 | 100,9 | 102,1 | ||
2 | Доначислено налогов в результате контрольной работы, тыс. руб. | 542 365 | 489 523 | 562 254 | -52 842 | 72 731 | 19 889 | 90,3 | 114,9 | 103,7 | ||
3 | Сумма доначисленных налогов на одного работника, тыс. руб./чел. | 19 562 | 18 542 | 20 125 | -1 020 | 1 583 | 563 | 94,8 | 108,5 | 102,9 | ||
4 | Взыскано налогов в результате контрольной работы, тыс. руб. | 7 256 214 | 9 645 214 | 8 657 425 | 2 389 000 | -987 789 | 1 401 211 | 132,9 | 89,8 | 119,3 | ||
5 | Сумма взысканных налогов на одного работника, тыс. руб./чел. | 25 365 | 42 145 | 34 254 | 16 780 | -7 891 | 8 889 | 166,2 | 81,3 | 135 | ||
6 | Доля взысканных налогов, % к доначисленным | 141 | 227 | 169 | 86 | -58 | 28 | 161 | 74,4 | 119,9 | ||
7 | Количество выездных проверок, ед. | 726 | 862 | 454 | 136 | -408 | -272 | 118,7 | 52,7 | 62,5 | ||
8 | Количество налогоплательщиков, проверенных при выездных проверках, ед. | 726 | 862 | 454 | 136 | -408 | -272 | 118,7 | 52,7 | 62,5 | ||
| в том числе количество налогоплательщиков, у которых при проверке выявлены нарушения | 721 | 859 | 452 | 138 | -407 | -269 | 119,1 | 52,6 | 62,7 | ||
9 | Доля налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения, % | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 0 | 0 | 0 | 100 | 100 | 100 | ||
10 | Доначислено в ходе выездных проверок | 4 865 245 | 4 125 485 | 5 211 459 | -739 760 | 1 085 974 | 346 214 | 84,8 | 126,3 | 107,1 | ||
11 | Сумма доначисленных налогов на одного работника в ходе выездных проверок, тыс. руб. | 16 352 | 15 425 | 18 652 | -927 | 3 227 | 2 300 | 94 | 120,9 | 114,1 |
12 Составлено автором по [52]
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
-
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Для обеспечения стабильности и профицитности бюджета страны важно достижение максимально возможного уровня поступлений налоговых доходов, поскольку основная доля в бюджете приходится именно на налоги и сборы.
Сложившийся переход от плановой экономики России к рыночной обусловил изменение налоговой системы страны; с 90-х годов ХХ века прослеживается перестроение налоговой системы и налоговой политики страны [13, c. 358].
Однако, практика взаимодействия налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц – экономических субъектов), с одной стороны, и налоговых органов страны показывает ряд проблем, сдерживающих поступление налоговых доходов в бюджет.
Согласно материалам пункта 7 статьи 3 НК РФ [2], всевозможные сомнения и противоречия, неустранимые обстоятельства и неясности в законодательстве при спорных моментах толкуются в сторону налогоплательщиков; однако же, как правило, на практике ситуация противоположна.
Основные проблемы налоговой политики России на современном этапе, которые могут оказать сдерживающее влияние на поступления налоговых доходов в бюджет страны и, как следствие, спровоцировать его дефицитность, представлены на рисунке 12.
Систематизированные на рисунке 12 проблемы налоговой политики характерны и в практике системы налогообложения и работы УФНС по Свердловской области.
5. Отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной увеличения налогов производственной сферы экономики.
4. Неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками (приводит к дисбалансу системы налогообложения).
3. Развитие теневой экономики, что пагубно сказывается на функционировании экономической системы страны в целом, а также на поступлении налоговых доходов в бюджет.
2. Увеличение косвенных налогов (например, базовая ставка НДС с 2019 года увеличена до 20%), что приводит к повышению стоимости товаров и услуг, снижению уровня жизни малообеспеченных слоев населения, ухудшению основных -макро и микроэкономических показателей функционирования экономики, а это, в свою очередь, подчеркивает недостаточную социальную направленность налоговой политики РФ.
1. Массовое уклонение предприятий от уплаты налогов (повышенная угроза недопоступления налогов в бюджет). Основными причинами данной проблемы являются: тяжесть налогового бремени, минимальные знания большей части населения в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей и их нежелание выполнять свои обязанности перед государством.
7. Усложненность налоговой системы, запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений в налоговом законодательстве.
6. Нестабильность налогов: постоянное изменение ставок, тарифов и льгот (здесь также можно отметить повышение базовой ставки НДС в 2019 году до 20%).
Проблемы, выявленные при оценке формирования налоговых доходов
Рисунок 12 – Проблемы, выявленные при оценке формирования налоговых доходов [13]
Деятельность налоговых органов во взаимодействии с другими контролирующими органами (например, ФТС при исчислении и уплате НДС) не отлажена.
В отличие от организации работы зарубежных налоговых органов, в России отсутствуют определенные инструменты налогового контроля (например, отсутствие доступа онлайн российских налоговых органов к расчетным счетам налогоплательщиков).
Проблемы налогового администрирования и контроля, сдерживающие возможность укрепления доходной базы бюджета
Недоработки и недостатки налогового контроля во многом определены недостаточной эффективностью работы налоговых органов страны и, в частности, УФНС по Свердловской области. На рисунке 13 рассмотрены проблемы организации деятельности налоговых органов, связанные во многом с их контрольной деятельностью и сдерживающие наращивание доходной базы бюджета.
Несовершенство законодательства в сфере регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Рисунок 13 – Проблемы налогового администрирования и контроля, сдерживающие возможность укрепления доходной базы бюджетов разных уровней [13]
Одна из главных задач для стимулирования развития и повышения качества налогового контроля в настоящее время – это устранение противоречий законодательства и ликвидация несоответствия одних нормативно-правовых актов другим.
Также интересно отметить еще один факт, значительно сдерживающий результативность налогового контроля в стране и в Свердловской области, в частности. Органы власти, ответственные за проведение контрольных мероприятий реализуют унифицированные принципы, однако, при этом, этом используют разные стандарты и разные технологии. Указанный факт усложняет
активизацию совместного взаимодействия налоговых органов страны с другими контролирующими органами.
повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием оффшорных компаний и фирм-однодневок
Планы доклада ФНС на 2020 год
Согласно докладу ФНС РФ, к 2020 году запланировано следующее (рисунок 14):