Файл: Книга издана благодаря поддержке и содействию Citi Foundation Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫВОДЫ
57
Глава IV.
Расчетно-кассовые операции

60
Финансовая грамота
V. Ценные бумаги
Радио онлайн
«А теперь новости финансов. Торги на российском фондовом рынке проходят в уме- ренно-позитивном ключе. Ведущие международные индексы прибавили около 1,5%. Ко- тировки российских ценных бумаг выросли на 3–4%. Объем торгов составил 120 миллио- нов долларов. Безусловным лидером стала «Нефть-де-люкс». Акции этой компании по- дорожали на 7%».
Мысль первая: голос уверенный, читает без запинки — наверное, диктор что-то пони- мает…
Мысль вторая: надо сделать вид, что мне тоже все понятно.
Мысль честная: о чем это он?!

Все не так уж сложно: он о фондовом рынке, ценных бумагах, торгах на бирже, рис- ках и доходности — словом, обо всем, что можно узнать из этой главы.
Фондовый рынок — это место, где продаются и покупаются ценные бумаги. Действую- щие лица — бизнес и инвесторы. И тот и другие могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей. Бизнес-продавец предлагает свои ценные бумаги инвесторам. Ин- весторы-покупатели торгуются за самые прибыльные и наименее рискованные бумаги.
Бизнес-покупатель приобретает ценные бумаги других компаний. Инвестор-продавец реа- лизует свои ценные бумаги на максимально выгодных для себя условиях.
Бизнесу фондовый рынок нужен, чтобы привлекать деньги для развития. Инвесторы стремятся на него, чтобы защитить свои денежные средства от инфляции (чего не по- зволяет сделать депозит), а если удастся, то и приумножить свой капитал. Все, что влияет на прибыль компаний, тут же отражается на состоянии фондового рынка. По - этому и говорят: он вырос или он упал. Фондовый рынок работает как и любой дру- гой — например, продуктовый или автомобильный. Только товар на нем специфиче- ский — ценные бумаги. Они становятся интересны тогда, когда мы уже поняли, что де- позит не сохраняет покупательную способность наших денег. И это заставляет нас попытаться разобраться, как можно сберечь свои деньги, а в идеале — приумножить.
Ценные бумаги имеют более чем столетнюю историю. Когда-то это были действи- тельно бумаги с виньетками, узорными рамками и картинками. Сегодня это «бумага без бумаги». Электронная форма заменила бумажную и сделала обращение ценных бумаг безбумажным. Но, как и сто лет назад, ценные бумаги подразделяются на две основные категории:
долговые и долевые.
Долговые бумаги напоминают депозит: я даю в долг деньги с тем, чтобы по исте- чении
определенного срока получить их обратно с определенным доходом.
Долевые бумаги дают мне право на «кусочек» (долю) компании, а значит, и на часть
(долю) прибыли этой компании. Срок таких бумаг
не определен, он длится до тех пор,
пока я ими владею. Доход может быть очень высоким, а может — и неприятно низким,
то есть тоже
не определен заранее.
К долговым бумагам относятся векселя и облигации. Долевые бумаги называются акциями. И те и другие торгуются на фондовом рынке. Бизнесу они необходимы для привлечения капитала. Инвестору — для получения дохода. На примере компании,
производящей велосипеды, рассмотрим, откуда берутся ценные бумаги.
Шаг 1. Я создаю собственный бизнес. Это означает, что я единственный собствен- ник этого бизнеса и я же единственный работник. Например, я занимаюсь производ- ством и продажей велосипедов. У меня есть 10 велосипедов и один магазинчик. Мне нравится, что я все делаю сам, но для расширения бизнеса мне нужен компаньон.
Шаг 2. Я привлекаю партнера. Он мой друг. Нас двое, и это уже товарищество. Он вкладывает свои ресурсы. У нас 100 велосипедов и 5 магазинов. Думаем, как разви- ваться дальше. Чуть не поссорились.
Шаг 3. Я беру деньги в долг. Самый простой способ — банковский кредит. Удобно,
но банк не даст больше, чем активы моего велосипедного дела. Нужно привлекать большой капитал.
Шаг 4. Я привлекаю акционеров. Я создаю акционерное общество, то есть корпо- рацию, делю свой капитал на акции и продаю эти акции по закрытой подписке. Теперь у меня есть возможность построить завод по производству велосипедов и открыть ма- газины в нескольких городах.
Шаг 5. Я выхожу на биржу для привлечения дополнительных денег. Я выпускаю об- лигации и акции. Передо мной открылась великолепная перспектива для развития биз- неса. Теперь ценные бумаги велосипедной компании доступны всем желающим. Инве- сторы привлечены перспективами получения дохода. Они могут купить долговые и/или долевые бумаги моей компании. Мне это выгодно. А у инвесторов выбор непростой.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК
ДОЛГОВЫЕ БУМАГИ
ДОЛЕВЫЕ БУМАГИ
ОТКУДА БЕРУТСЯ
ЦЕННЫЕ БУМАГИ
61
Глава V.
Ценные бумаги


ЭМИТЕНТ
НОМИНАЛ
ВЕКСЕЛЬ
62
Финансовая грамота
ДОЛГОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ.
ВЕКСЕЛЯ И ОБЛИГАЦИИ
Долговые ценные бумаги, так же как и депозиты, обещают фиксированный доход через определенный срок. Простейшим видом таких бумаг является
вексель. Вексель очень похож на долговую расписку. Например, увлекающийся рыбной ловлей Федор захотел купить лодку. Он попросил в долг 10 000 рублей у друга Степана, такого же заядлого рыбака. Степан, конечно, согласился, но попросил расписку в том, что Федор обязуется вернуть долг в течение одного месяца. Федор купил лодку, позвал Степана на рыбалку, а через месяц не только вернул долг, но и осчастливил друга двумя ши- карными щуками.
Если бы Федор и Степан занимались не рыбалкой, а финансами, то их отношения были бы примерно такими же. Только назывались бы они по-другому.
Федор —
эмитент. Он выпускает (эмитирует) вексель.
Степан —
кредитор. Он дает деньги в долг — покупает вексель.
10 000 рублей — это
номинал векселя.
Две щуки — это
доход кредитора.
На финансовых рынках эмитентом векселей могут быть частные компании и госу- дарственные институты. Они продают свои векселя инвесторам, обязуясь погасить их в заранее оговоренный срок — от 1 дня до 1 года. При погашении инвестор получит от
эмитента номинал векселя. В отличие от Степана, инвесторы хотят получить не рыбу,
а прибыль от своих вложений. Поэтому вексель приобретается по цене ниже номи- нала, то есть
с дисконтом. Разница между ценой покупки и номиналом — это и есть прибыль, ради которой инвестор покупает вексель.
Например, вы купили вексель номиналом в 10 000 рублей по цене 9000 рублей. Срок погашения — 1 год. Ваш доход в конце года — 1000 рублей, а доходность (в процен- тах от вложенной суммы) — 1000 : 9000 = 0,1111 (11,11%).
Вексель считается простейшим видом долговых ценных бумаг, потому что при ин- вестиции в вексель происходит всего две операции. Первая — деньги вложил
(9000 руб лей), вторая — деньги получил (через 1 год — 10 000 рублей). Если вы срав- ните доходность по векселям и по депозитам, то увидите: она ненамного выше. Вряд ли вексель защитит вас от инфляции. При этом надежность векселя несколько ниже,
ведь в отличие от депозита он не застрахован. Доход по векселю, как и по любой дру- гой ценной бумаге, облагается налогом (для физических лиц — подоходным налогом
13%). Преимущество векселя — его способность выступать залогом по кредиту, ведь банки всегда любят хорошее обеспечение.
Для долгосрочных вложений вы можете использовать другой долговой инструмент —
облигации.
Облигация — это долговое обязательство эмитента (корпорации, государ- ства, муниципалитета и т. д.). Собственно, само слово так и переводится с латинского:
obligatio — обязательство. Французы говорят «noblesse oblige» — «происхождение обя- зывает». Инвесторы говорят «obligation oblige» — «облигация обязывает». Она обязы- вает своих эмитентов регулярно (например, раз в полгода) выплачивать держателям облигации (облигационерам) фиксированный процентный доход, а при погашении вы- платить основную сумму долга (номинал) и последний процент. Срок погашения обли- га ции — от одного года до… Любопытно, что формального предела нет. Он установлен рыночной практикой: в мире максимальный срок обычно 30 лет, в России — 10 лет.
Таким образом, в отличие от векселя, облигация дает возможность инвестору полу- чать доход не единовременно, а регулярно. Проценты по облигации до сих пор назы- ваются
купонами, хотя никто не ходит с ножницами и не отрезает маленькие листочки по краям облигации. Именно так поступал в старые добрые времена представитель фирмы-эмитента, когда выдавал владельцу деньги. Безбумажная форма облигации избавила нас от этой процедуры. Но выражение «стричь купоны» не утратило с тех пор ни своего смысла, ни своей притягательности для тех, кто мечтает жить, не вка- лывая с утра до ночи, а лишь на проценты от вложенных средств.
Отличие облигации от депозита состоит в том, что проценты (купоны) нельзя капи- тализировать, то есть оставить на счете, чтобы они продолжали приносить доход, как средства, вложенные в депозит. Компания-эмитент обязана регулярно выплачивать купон, а вы должны решить — потратить его или реинвестировать.
Задача 5
Вы купили облигацию номиналом 10 000 руб. по цене 9800 руб. Купонная ставка 18%.
Срок — 3 года. Выплаты — один раз в 6 месяцев.
Какой доход вы получите за 3 года?
Решение
Поскольку купон выплачивается два раза в год, то его величина рассчитывается как
половина от годовой купонной ставки 18%, то есть 9% от номинала — 900 руб.
При погашении облигации кроме купона в 900 руб. вы получите еще и номинал —
10 000 руб.
Всего ваш доход составит 5600 руб., которые складываются из шести купонных выплат
по 900 руб. в течение трех лет (5400 руб.) и 200 руб. за счет разницы между ценой по-
купки и номиналом облигации. Затем вы заплатите подоходный налог в размере
728 руб. (13% от 5600 руб.).
Ответ
За три года вы получите 4872 руб. чистого дохода.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВЕКСЕЛЯ
ОБЛИГАЦИЯ
КУПОН
63
Глава V.
Ценные бумаги


64
Финансовая грамота
Риск дефолта
Главный риск, который может наступить для держателя облигации, — это
дефолт
эмитента. Если компания, выпустившая облигации, не в состоянии выполнить свои обязательства, держатели облигаций подают в суд, который начинает дело о банк - ротстве. После объявления компании-эмитента банкротом облигационеры получают преимущественное право на возмещение суммы задолженности. Суд назначает вре- менного управляющего, который реализует активы компании и вырученные средства направляет на погашение всех долгов (налоги, зарплата сотрудникам, обязательства перед кредиторами, облигационерами и т. д.). А если при продаже выручили больше,
чем сумма задолженности, то остаток как «утешительный приз» передается акционе- рам компании.
Как управлять риском дефолта?
Два основных совета:
1. Не делать ставку на одного эмитента. Лучше вкладывать в разные облигации, то есть диверсифицировать свой портфель.
2. Выбирать надежного эмитента.
Чтобы оценить надежность любого эмитента, надо, как минимум, посмотреть на его
кредитный рейтинг. Он составляется ведущими мировыми агентствами и представ - ляет собой текущее заключение этих агентств относительно способности и готовности эмитента исполнять свои долговые обязательства.
КРЕДИТНЫЙ
РЕЙТИНГ
ДЕФОЛТ
ЭМИТЕНТА
РИСКИ ОБЛИГАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Инвестируя в облигации, не забывайте, что выигрыш в доходности на несколько про- центов может обернуться огромными потерями в случае дефолта эмитента.
Ценовой риск
Рыночная цена облигации все время меняется в зависимости от множества факто- ров. Эти изменения совершенно не интересуют того инвестора, который дождался погашения облигации и получил ровно столько, сколько было обещано. Однако про- дать облигацию можно и
до срока погашения — иногда с выгодой для себя, по более высокой цене (когда процентные ставки на рынке снижаются), а иногда по более низ- кой цене.
Главный фактор — это
процентные ставки, уровень которых постоянно изменяется.
Если ставки падают, то вы можете продать свои облигации по более выгодной цене.
А если ставки растут, то цена облигаций упадет.
Например, вы приобрели облигацию с 10%-м купоном. По прошествии одного года ставки выросли до 15%. По номиналу эту облигацию больше никто не купит, ведь до- ходность в 10% не устраивает инвесторов. Они потребуют более низкую цену (со скид- кой к номиналу), чтобы компенсировать разницу в доходности.
65
Глава V.
Ценные бумаги
Одним из наиболее авторитетных рейтинговых агентств является Standard & Poor's (S&P). Самый высокий кредитный рейтинг обозначается буквами ААА, он присваивается только самым надежным эмитентам — государству и ведущим корпорациям. Способность своевременно и полностью выполнить свои обязательства у таких эмитентов признается как очень высокая. У эмитента АА (на одну ступеньку ниже) такая способность признается просто высокой. Одна буква А говорит о том, что этот эмитент более подвержен воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, но все же рейтинг его называют умеренно высоким. По аналогичной схеме эмитентам присваивают рейтинги BBB, BB, B и ССС. Когда в отношении эмитента уже возбуждена процедура банкротства и наложен запрет на осуществление деятельности, то по шкале S&P он будет иметь не больше С.
Присвоение рейтинга D означает полный крах — состоявшийся дефолт эмитента.
Чем ниже рейтинг эмитента, тем более высокую купонную ставку он предлагает в на- дежде привлечь больше средств. И вот тут должно срабатывать золотое правило лю- бого инвестора: более высокий доход связан с более высоким риском.
Самые надежные облигации — государственные, номинированные в валюте той страны, где они выпущены. Правительство отвечает перед держателями облигаций фактически всем достоянием страны. В крайнем случае оно может напечатать деньги и расплатиться со всеми. Правда, эти деньги будут сильно обесценены. Инвестор по- лучит на руки номинал плюс купоны, а инфляция съест и то и другое. Репутация пра- вительства тоже изрядно пострадает. Дефолт по государственным облигациям можно было бы назвать чисто теоретическим риском, если бы не август 1998-го, когда пра- вительство Российской Федерации объявило дефолт по ГКО (государственным крат- косрочным облигациям), номинированным в рублях.
Весна 2008 года. Объем россий- ского рынка облигаций равен при- мерно 1,5 триллиона рублей. На нем обращаются около 600 выпусков об- лигаций четырехсот с лишним эми- тентов. Доходность по облигациям таких надежных эмитентов, как
Правительство Москвы и «Газ- пром», близка к показателям инф - ляции. Поэтому многие инвесторы в погоне за доходностью выбирают более рискованные облигации.
Лето 2008 года. Вследствие ми- рового финансового кризиса, кото- рый распространился и на Россию,
ряд компаний объявил дефолт по своим облигациям. Инвесторы, ку- пившие эти облигации, потеряли почти все свои деньги. Процедура банкротства и последующая рас- продажа активов вряд ли сможет принести достаточно денег, чтобы погасить все долги этих компаний в условиях кризиса.
Хроника дефолта по российским корпоративным облигациям


ДОЛЕВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ. АКЦИИ
66
Финансовая грамота
Рублевые облигации выпускаются обычно на срок до 5 лет. При этом часто инве- стор получает
оферту — возможность потребовать досрочного погашения облигации по номиналу в определенную эмитентом дату, например через год. Инвестор исполь- зует эту возможность, если резко меняется конъюнктура или он сомневается в даль- нейших перспективах компании. На западных рынках эмитенты, как правило, не дают держателям облигаций такого права. Таким образом, в России у инвестора больше рисков, но в данном случае и больше защиты.
СПЕЦИФИКА РОССИИ
Второй важный фактор —
общеэкономическая ситуация. Во время кризиса инве- сторы требуют более высокую доходность как компенсацию за возросший риск де- фолта компании. Чем ниже кредитный рейтинг компании, тем больше упадет цена ее облигаций. Впрочем, для наиболее надежных эмитентов цена их облигаций может даже вырасти, так как инвесторы ищут более безопасные способы вложения денег.
Как управлять ценовым риском?
Выбирать облигации на срок, отвечающий вашим желаниям и потребностям. Надо получить доход через 3 года — покупайте трехлетние облигации. Готовы ждать
10 лет — приобретайте более долгосрочные облигации. Как правило, доходность по таким бумагам более высокая. Но не забывайте о рисках.
В канун Нового 1601 года коро- лева Елизавета I подписала хартию лондонским купцам на создание
Британской Ост-Индской торго- вой компании. Это было первое в истории акционерное общество в составе 125 купцов. Они подали пример голландцам. В 1602 году
Голландская Ост-Индская компа- ния предложила своим учредите- лям нести долевую ответственность за судьбу торговых парусников и выпустила 2153 акции. Главной проблемой компании были пи- раты. Лишь одно судно из трех воз- вращалось в Амстердам. Купцы,
ставшие акционерами компании,
могли больше не беспокоиться за судьбу отдельных кораблей. Те ко- рабли, которые возвращались, да- вали баснословную прибыль, по- крывавшую все убытки. Так дивер- сификация рисков позволила акционерам получать более ста- бильный доход, а компании — ди- намично развиваться. Если вначале одна акция стоила 3 гульдена, что равнялось трем возам пшеницы, то через год цена акций выросла на
10%, а еще через 5 лет — на 30%.
А еще через 90 лет Голландская
Ост-Индская компания стала самой крупной в мире. Она имела
150 ком мерческих и 40 военных судов, 50 000 наемных служащих и собственную армию из
10 000 сол дат. Именно тогда дирек- тором компании стал бургомистр
Амстердама Николаас Витсен. Он- то и пригласил «великое посоль- ство российское», в которое, как известно, входил инкогнито «царь варваров» Петр I.
Петр, как известно, поработал то- пором на верфях Ост-Индской ком- пании и свел личную дружбу с Ни- колаасом. А от него узнал кое-что об акциях. (Продолжение следует)
История про Петра и Николааса


67
Глава V.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13