Файл: Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 9350

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поведения организации на рынке, и принимаются решения по разработке и набору стратегических зон хозяйствования.

На основе анализа факторов внешней и внутренней среды организации, можно оценить состояние компании, отвечая на вопросы:

  • Какова эффективность действующей стратегии компании?

  • Какие у организации сильные и слабые стороны компании и какие есть возможности и что представляет для нее угрозу?

Далее рассмотрим схему проведения стратегического анализа организации, которая представлена на рисунке 2.


Анализ макросреды

Анализ потребителей

Анализ спроса

Анализ конкурентных сил по М. Портеру

SNW-Анализ

Анализ потенциала фирмы

Анализ портфеля товаров



Выявление

УГРОЗ и ВОЗМОЖНОСТЕЙ

среды




Выявление СИЛЬНЫХ и СЛАБЫХ сторон

фирмы











Анализ проблем фирмы SWOT-анализ



Рисунок 2 - Система стратегического анализа предприятия
20

Проведение анализа макросреды организации производится на основе PEST-анализа.

PEST-анализ это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании [33, c. 48].

Далее рассмотрим четыре ключевых направления, более всего влияющих
на работу предприятия:

  • политические факторы. К данному виду факторов относится политика - правовое окружение, затрагивающее ключевые изменения в правовом регулировании, и политическая ситуация в стране. В рамках анализа рынка или государства, необходимо ответить на вопросы воздействия государства и права на организацию.

  • экономические факторы. Производится анализ факторов экономической ситуации на действующем рынке: динамика развития экономики, изменение курса валюты, цены на фондовой бирже, текущий уровень безработицы; изменение уровня инфляции, динамика изменения уровня дохода населения РФ, тенденции банковской отрасли.

  • социальные факторы. Данная группа факторов состоит из социокультурной обстановки на рынке: демографические изменения, уровень населения, половозрастная структура рынка, смена структуры расовых принадлежностях, уровень образования общества, квалификация кадров, особенности менталитета, культурные особенности, изменение структуры социума, смена предпочтений во вкусах общества, устоявшиеся предубеждения и мифы.

  • технологические факторы. Технологические факторы состоят из четырех параметров: изменения технологий, которые пользуются в рыночной среде. Влияние интернета на развитие рыночной среды и

активность развития мобильных технологий. Уровень инновации, которые обеспечивают эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

В результаты PEST анализа представляются в форме матрицы, где основная составляющая – факторы, присутствующие в микросреде. Далее по значимости выделяют силу воздействия этих факторов с присвоением баллов, рангов и иных единиц измерения.



Заключительным этапом анализа внешней среды организации производиться на основании модели профессора Гарвадской школы бизнеса М. Портером, которая включает в себя пять сил конкуренции. Модель описывает зависимость пяти сил конкуренции - чем сильнее давление сил на предприятие, тем меньше возможности у компаний производить изменение цен и повышение прибыли. Рассмотрим подробнее каждую силу Портера, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Модель 5 сил конкуренции М.Портера [7, c. 42]


Название

Описание

Конкуренция среди действующих в отрасли фирм

Активная борьба компаний на рынке зависит от множества факторов:

  • Постоянный рост однотипных фирм.

  • Постоянные изменения уровня спроса на продукцию.

  • Особенности развития конкретного рынка.

  • Невысокий барьер для смены потребителем товара компании аналога.

  • Неудовлетворенность компании своей долей рынка.

  • Несогласованность в таких показателя как: приоритеты компании, стратегия, ресурсы, компетенции руководителей и контроль со стороны государства.

  • Крупные компании производят поглощения менее успешных лидеров или производят финансирования для превращения купленной ими фирмы в лидера

рынка.

-Уровень консолидации на рассматриваемом рынке.

Риск входа на рынок потенциальных конкурентов

Барьеры входа в отрасль – это особые ограничения, которые устанавливается рынком для организации бизнеса в отрасли и быть конкурентоспособным в ней. Соответственно, появление нового игрока на рынке влечет собой повышение активности остальных компаний.

  • За счет снижения издержек, к примеру экономия на издержках, производится увеличение объемов производства.

  • Сложность в доступности к новейшим технологиям и ноу-хау.

  • Уровень квалификации и опыт персонала.

  • Лояльность потребителей к конкретному производителю.

  • Большой объем капиталовложений для входа на рынок.

  • Открытость и доступность каналов сбыта.

  • Налоговые ограничения


Продолжение таблицы 5

Угроза появления заменяющих продуктов (товаров- субститутов)

Факторы влияния на товары-субституты имеют следующие разновидности:

  • цена товара-заменителя;

  • готовность потребителя заменить привычный продукт на основе следующих факторов: издержки перехода; привычка, удобство, условия обслуживания, популярность продукта);

  • качество и характеристики товара/услуги

  • гарантийное обслуживание.

Экономические возможности поставщиков

Причины влияния поставщиков на рынок:

  • монополия нескольких компаний-поставщиков;

  • малое количество товаров-заменителей;

  • продукция уникальна или переходные затраты высоки;

  • модернизация предприятия для производства нового типа продукта высоких затрат.

Экономические возможности покупателей

Влияние покупателей на отрасль:

  • возможность приобрести товар у любого производителя — повышение уровня

конкуренции;

  • большое количество покупателей и множество производителей;

  • покупатели все чаше делают покупку в больших оптовых объемах, что весомо

влияет на объемы производства;

-имеются альтернативные производители заменяющих товаров;

  • информированность клиента о товаре;


Резюмируя информацию из таблицы 5, можно сказать о том, что анализ данных пяти сил -характеризует реальную картину конкурентной борьбы на анализируемом рынке показывая реальные возможности и угрозы всех действующих факторов.

Используя данный вид анализа рынка, можно сформулировать идеальную модель конкурентного рынка:

  • поставщики и покупатели имеют одинаковый уровень влияния на торговых переговорах;

  • товары/услуги, реализующиеся на рынке, имеют малое количество заменителей;

  • высокие барьеры для входа на рынок позволяют удерживать умеренный темп конкуренции.


Соответственно, чем стратегическое поведения предприятия на рынке

более грамотное, тем эффективнее обеспечена защита от пяти конкурентных

сил и действующие законы конкуренции работают на благо компании и формируют дополнительные конкурентные преимущества

На основании анализа внешней среды формируется реестр угроз и возможностей, которые необходимы для формирования итогового SWOT- анализа. Далее перейдем к анализу внутренней среды организации.

Анализ внутренней среды фирмы или предприятия представляет собой совокупную оценку предприятия или организации, которая в полной мере отражает ее сильные, слабые и нейтральные стороны.

SNW это общепринятая аббревиатура, состоящая из трех слов английского происхождения (S – сильная сторона, N – нейтральная позиция и W – слабая) [14, c. 56].

Данная методика оценки внутренней среды организации позволяет определить конкурентоспособность организации и определить среднее рыночное состояние для определенной ситуации и фиксации нулевой точки конкуренции. Методика позволяет выявить наиболее выгодные стороны организации и совершенствования позиционирования организации на действующем рынке. Далее рассмотрим пять составляющих SNW-анализа:

  1. Маркетинг, который состоит из таких показателей как: доля рынка, конкурентоспособность предприятия, ассортимент и качество товара/услуги, конъюнктура рынка, продажа, реклама и позиционирование товара.

  2. Анализ финансовой структуры предприятия показывает эффективность стратегического планирования, позволяя акцентировать внимание на слабые внутренние стороны в организации и отображения показателей относительно конкурентов.

  3. Анализ управленческих операций и бизнес-процессов.

  4. Кадры, которые представлены такими показателями как: уровень квалификации работников, компетентность руководящего состава компании и работников.

  5. Корпоративная культура нетрадиционный фактор, который определяет климат внутри организации и уровень интереса руководства к уровню производительности работы сотрудников.