Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
Методы воспитания
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:
-
организации воспитательной среды; -
создания условия для самоорганизации их жизни; -
психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение; -
стимулирования их деятельности; -
инициации процесса самовоспитания.
Наиболее традиционными методами организации воспитательного процесса в педагогической теории и практике принято считать методы убеждения, упражнения, личного примера, поощрения, принуждения.
Метод убеждения:
-
убеждение словом: доказательство, опровержение и разъяснение, средство - логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Свойство - конкретность, наглядность, смысловое эмоциональное содержание; -
убеждение делом: убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; формы убеждения - поступки и действия воспитанников и воспитателя, оперативные события окружающей действительности.
Метод упражнения: организации повседневной жизни, процесса обучения, позволяет накапливать опыт адекватного поведения в обществе; развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения.
Метод примера: целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров; при этом создается основа для формирования коммуникативного поведения, средств самовоспитания.
Метод поощрения: внешнее активное стимулирование для закрепления достигнутых результатов, побуждения к активной, инициативной творческой деятельности, проявления способности критически оценивать свои поступки.
Метод принуждения
: система мер, применяемая для побуждения воспитанников к выполнению неких обязанностей вопреки желанию; формы принуждения: категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание.
Выбирая методы, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.
-
Принципы воспитания
Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.
В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем, чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.
Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.
Шесть основных принципов:
-
связи с жизнью и трудом; -
формирования в единстве сознания и поведения; -
воспитания в коллективе и через коллектив; -
единства требований и уважения к личности воспитанника; -
последовательности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий; -
соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
-
Образовательные технологии
Педагогическая технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Метод обучения - это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Педагогические технологии можно классифицировать:
-
по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные), локальные (модульные); -
по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные; -
по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие; -
по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы); -
по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др. -
по доминированию целей и решаемых задач; -
по применяемой форме организации обучения.
Толчком в развитии педагогических технологий послужили достижения педагогической, психологической и социальных наук,
передовой педагогический опыт в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Выбор педагогических технологий определяется характером педагогических задач.
Преобладающей технологией в школах мира является традиционная технология, основоположник Я. А. Коменский. Сущность данной технологии заключается в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Цель - воспитание личности с заданными свойствами. Методы обучения — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание. Критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены - признаки классно-урочной системы.
В советской педагогике цели обучения определялись так:
-
формирование системы знаний, овладение основами наук; -
формирование основ научного мировоззрения; -
всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; -
воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за
светлое будущее всего человечества; -
воспитание сознательных и высокообразованных людей,
способных к физическому и к умственному труду.
В современной массовой российской школе цели несколько изменились — удалена идеологизация, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но модель представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
Роль учителя сводится к объяснению нового материала, проверки знаний.
Преимущества данной технологии: экономичность,
облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает эффективное управление образовательно-воспитательным процессом; организационная четкость.
Недостатки: однообразие; слабо развивает мыслительный потенциал учащихся; отсутствие самостоятельности; слабая речевая деятельность ученика; отсутствие индивидуального обучения.
Отличительный признак игровой технологии - это четко поставленная цель обучения. Функции игровой технологии:
-
социокультурное: становление личности, усвоение знаний, духовных норм и ценностей общества; -
межнациональная коммуникация: возможность моделирования разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликта; -
самореализация человека: раскрытие возможностей и проблем у человека, моделирование их снятия; -
коммуникативная: вводит учащегося в реальную жизненную ситуацию; -
диагностическая: проявляется интеллект, творческий потенциал; -
развлекательная: стабилизация личности, реализация ее возможностей.
Мотивы использования игровой формы обучения:
-
общения:
-
учащиеся учатся общаться, учитывают мнение товарищей; -
укрепление межличностных отношений;