Файл: Литература (с нерусским языком обучения) 9 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говорение

Прочитайте текст и выполните задание

Транскрипт

Текст 1

Рэй Брэдбери. Были они смуглые и золотоглазые

Ракета остывала, обдуваемая ветром с лугов. Щелкнула и распахнулась дверца. Из люка выступили мужчина, женщина и трое детей. Они вступили в город. Его звали Гарри Битеринг, жену - Кора, детей - Дэн, Лора и Дэвид. Они построили себе маленький белый домик, где приятно было утром вкусно позавтракать, но страх не уходил.

- У меня знаешь какое чувство? - говорил Гарри. - Мы здесь чужие. Мы - с Земли. А это Марс. Он создан для марсиан. Кора, давай купим билеты и вернемся домой! Но жена только головой качала.

- Рано или поздно Земле не миновать атомной бомбы. А здесь мы уцелеем…

Это случилось в тот же день. Лора шла по улице неверными шагами, вся в слезах.

- Мама, папа... на Земле война! - Она громко всхлипнула. - Только что был радиосигнал. На Нью-Йорк упали атомные бомбы! Все межпланетные ракеты взорвались. На Марс никогда больше не прилетят ракеты, никогда!

Одни, думал Битеринг. Нет возврата. Нет. Его бросило в жар от страха, он обливался потом, лоб, ладони, все тело стало влажное.

- Будем делать свое дело. Возделывать поля, растить детей. Ждать. Жизнь должна идти своим чередом, а там война кончится, и опять прилетят ракеты.

- Кора!

- Все овощи стали какие-то другие. Лук - не лук, морковка - не морковка. Попробуй: вкус тот же и не тот. Понюхай - и пахнет не так, как прежде. - Битеринга обуял страх, сердце колотилось. Он впился пальцами в рыхлую почву. - Нельзя нам тут оставаться. - Он бегал по саду, ощупывал каждое дерево. - Смотри, розы! Розы... они стали зеленые!

Незнакомое слово слетело с губ Битеринга.

- Йоррт, - повторил он. Марсианское слово. Но он ведь не знает языка марсиан!

Текли дни, недели, и ракета все меньше занимала его мысли. В тихий осенний день мистер Битеринг - он теперь был очень смуглый и золотоглазый - стоял на склоне холма над своей виллой и смотрел вниз, в долину, на далекое селение землян.

- Какие странные, смешные дома строят жители Земли.

Они посмотрели друг на друга, испуганные словами, которые только что сказались. Потом стали смеяться. Он взглянул на жену. Кожа ее золотилась, и она была такая же стройная и гибкая, как их дочь. А Кора смотрела на мужа - он казался почти таким же юным, как их старший сын.

Прошло пять лет, и с неба упала ракета. Из нее высыпали люди.

- Война на Земле кончена! - кричали они. - Мы прилетели вам на выручку!


Но городок, построенный американцами, молчал, безмолвны были коттеджи, персиковые деревья, амфитеатры. Капитан объявил своим штабом давно заброшенный кабачок. Лейтенант явился к нему с докладом.

- Город пуст, сэр, но среди холмов мы обнаружили местных жителей. Марсиан. Глаза желтые. Встретили нас очень приветливо. Они быстро усваивают английский. Я уверен, сэр, с ними можно установить вполне дружеские отношения.

https://www.google.com/search?sa=X&q=%D0%91%D1%8B%D0%BB%D0%B8+%D0%BE%D0%BD%D0%B8+%D1%81%D0%BC%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D0%B8+%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B5&stick=H4sIAAAAAAAAAONgFuLQz9U3MMtKTlbiArGMkw3jjQu1VDLKrfST83NyUpNLMvPz9BN
Текст 2

М.Шаханов. Нападение монголов и осада Отрара

В сентябре 1219 года монгольское войско, состоявшее из 150 тысяч человек, подошло к Отрару. Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй, Субэдэй и другие военачальники. Гайир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города. Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать всё войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара. Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды, и перекрыть её, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия. Не выдержав голода, часть войск (10 тысяч человек) во главе с Караджа Хаджибом перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. Это было вследствие его подозрительности к своим военачальникам и министрам, а также ошибочное мнение того представления о монгольской армии как о грабителях, не умеющих вести продолжительные боевые действия с таким мощным и укрепленным городом, каким являлся Отрар. Следует отметить, что Мухаммед не знал боевые возможности монгольских войск и применение теми разнообразных метательных и осадных орудий, которые поступили на службу к монголам после войны с Китайским государством.

У Гайир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети. Жители голодали 2 месяца. Враги подожгли город и перебили всех жителей. Гайир-хана же, решившего убить себя, Чингисхан распорядился доставить живым. Когда Гайир-хана доставили в Бухару к Чингисхану, «Сотрясатель Вселенной» спросил у правителя Отрара: «Это ты убил моего посла и разграбил мой караван?», на что Гайир-хан ответил: «Твой посол стал причиной этой войны. А ты (монгольский хан) много горя и слёз принес людям. Его кровожадную душу не примет ни земля, ни небо, а кости будут съедены червями». Тогда, по преданию, разъяренный столь длительным сопротивлением и столь дерзким ответом Чингисхан приказал залить Гайир-хану в глотку и на лицо расплавленное серебро.



Википедия. Свободная энциклопедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B8%D1%80-%D1%85%D0%B0%D0%BD

Задание

Выберите один из данных текстов и перескажите его. Обозначьте проблематику и авторскую позицию, выразите своё отношение

Время на подготовку пересказа- 5 мин.

Время для пересказа- 2 мин. [5]
Схема выставления баллов

Говорение

Говорение

Содержание и точность языка

Баллы




Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Соблюдает орфоэпические нормы. Использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику.


5




Раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.

4




Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.

3




Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание.

2




Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание.

1


Письмо
Выберите одно из заданий и дайте письменный ответ, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/описания. Соблюдайте жанровые особенности и структуру текста. Включите собственные размышления по теме высказывания. Используйте простые и сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка. Объем 140-160 слов.


1. Напишите эссе — рассуждение «Если хочешь обрести надежду – найди на небе созвездие Плеяды».

2. Напишите эссе — рассуждение «Ставьте правильные цели в жизни, чтобы уверенно двигаться в направлении своей мечты» [10]
Схема выставления баллов

Письмо


Письмо

Балл


Содержание и речь

Грамотность





5


Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ. Эффективно раскрывает простые и сложные идеи. Организация и структура эссе на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением, раскрытые и связные аргументы

Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений. Ярко выраженный стиль письма, обширный словарный запас. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками




4

Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров, хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. Эссе с логическим развитием идей, демонстрирует умение аргументировать и делать заключения

Использует простые и сложные предложения, видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен




3

Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты

Использует простые и сложные предложения, повседневную лексику. Достаточно ясный ответ, ошибки заметны, но, в целом, не препятствуют передаче информации




2

Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе имеет ограниченную структуру и слабые аргументы

Использует простые предложения, слабый словарный запас. Имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии затрудняют понимание




1

Неясный ответ, ограниченные примеры в соответствии с темой. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне. Идеи представлены беспорядочно

Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас. Частые ошибки затрудняют понимание




(Спецификация суммативного оценивания. Русский язык и литература с казахским языком обучения. 9 класс)

Задания по суммативному оцениванию за 3 четверть

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений»


Виды речевой деятельности

Чтение

Письмо


Цели обучения

9.3.1.1 понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов;

9.4.5.1 писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения.

9.4.7.1 применять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.


Критерии оценивания

Обучающийся

  • демонстрирует понимание главной, второстепенной и скрытой информации сплошного текста

  • пишет эссе, соблюдает особенности текста-рассуждения

  • применяет знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Уровни мыслительных

навыков

Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут


Чтение

Прочитайте историю - притчу и выполните задания.

Транскрипт
Однажды моя жена попросила, чтобы я провёл вечер с другой женщиной.

- Я люблю тебя – сказала она, но и та женщина не меньше любит тебя, и очень хочет, чтобы ты уделил ей время.

Этой женщиной оказалась моя мама. Она овдовела 19 лет назад.

Но так как все свои силы я отдавал работе и трём своим детям, то навещал её очень редко.

Вечером я позвонил маме, чтобы пригласить ее в кино и на ужин

- Что-то случилось? С тобой всё хорошо? –  волнуясь, спросила она.

Мама относилась к тому типу людей, которые сразу думают, что, если им звонят поздно, значит, случилось что-то плохое.

- Всё в порядке. Просто я хотел бы пригласить тебя на ужин. Ты ведь не откажешься провести вечер со своим сыном? – спросил я.

Она на немного задумалась, а затем ответила: "Конечно, я очень этого хочу "

В назначенный день, подъезжая к её дому, я чувствовал себя немного неуверенно. Когда я остановил машину, то увидел, что она уже стоит на крыльце и тоже немного волнуется.