Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся










Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе

6

Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) (12 часов)

Тема природы в раз­ные времена года (зима) в произведени­ях литературы. Формирование эстетического воспри­ятия явлений приро­ды (звуки, краски зимы). Использование средств выразительно­сти при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (о зиме). Иллюстра­ция к произведению как отражение эмоционального отклика на произведе­ние. Отражение темы «Природа зимой»

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ».

Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестья­нин, торжествуя...», С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает...», Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», И. 3. Суриков. «Первый снег», И. А. Бунин. «Зимним холодом пахнуло...», А. А. Про­кофьев. «Как на горке, на горе...», 3. Н. Александрова. «Сне­жок», (по выбору 2—3 произведения), обсуждение эмоциональ­ного состояния при восприятии описанных картин природы. Чтение про себя небольших по объёму прозаических произведе­ний о зиме, доступных для восприятия младшими школьника­ми. Например, С. А. Иванов. «Каким бывает снег», И. С. Соко- лов-Микитов. «Зима в лесу», «Узоры на снегу», М. М. Приш­вин. «Деревья в лесу». Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.

Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах, объяс­нение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений






Продолжение табл.











в картинах художни­ков (пейзаж):

И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и музыкальных произведениях композиторов

и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении, определение особенностей стихотворно­го произведения (ритм, рифма).

Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препина­ния, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1—2 по выбору).

Чтение произведений новогодней тематики (например, С. В. Михалков. «Новогодняя быль», «Событие», А. Гайдар. «Чук и Гек» (отрывок), С. Я. Маршак. «Декабрь», Е. А. Пер­мяк. «Волшебные краски»), сравнение произведений писателей на одну тему, выбор понравившегося, объяснение своего выбора. Рассматривание репродукций картин художников

(И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.), составле­ние рассказа-описания на тему «Какие картины зимней приро­ды мне нравятся?».

Работа в группе: распределение обязанностей, выбор произведе­ний для инсценирования и рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в классе

7

0 братьях наших меньших (18 часов)

Жанровое многообра­зие произведений о животных (песни, загадки,сказки, басни, рассказы, стихотворения). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Е. И. Чарушина,

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ».

Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведе­ния. Например, русская народная песня «Коровушка», стихо­творения Н. М. Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребё­нок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др. Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения,











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







В. В. Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.)- Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загад­ки, сказки). Герои стихотворных и проза­ических произведений о животных. Описание животных в художе­ственном и научно-по­знавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этиче­ские понятия: отноше­ние человека к жи­вотным (любовь и забота).

ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?», осознание идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности, человек должен с заботой относиться к природе. Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и переста­новок, с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя произведений о животных: русская народная сказка «Белые пёрышки», К. Д. Ушинский. «Васька», «Лиса Патри­кеевна», В. В. Бианки. «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная уточка», Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ», В. В. Вересаев. «Братишка», В. А. Осеева. «Почему», В. В. Чаплина. «Нюр­ка», М. М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята», Б. С. Жит­ков. «Галка», «Храбрый утёнок», С. В. Образцов. «Дружок», Г. Я. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок» (по выбору, не менее 5 авторов).

Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам. Задание на сравнение описания героя-животного в художе­ственном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения.

Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прослушанному (прочитанному) тексту.





Продолжение табл.












Особенности басни как жанра литерату­ры, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знаком­ство с художника­ми-иллюстраторами, анималистами (без использования термина):

Е. И. Чарушин, В. В. Бианки

Работа с текстом произведения: определение последовательно­сти событий в произведении, составление или дополнение плана по данному началу.

Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.

Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого (произведения по выбору), срав­нение формы: прозаическая или стихотворная. Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали (поуче­ния).

Задания на распознавание отдельных жанров художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки), сравнение произведений писателей на одну тему: называть понравившееся, объяснять свой выбор (составление высказывания из не менее 4 предложений).

Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выраже­нием настроения героев.

Создание небольших историй с героями прочитанных произве­дений (воображаемая ситуация).

Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформиро- ванности специальных читательских умений: выполнение проверочных заданий, проверка и оценка своей работы по предложенным критериям.

Составление выставки книг писателей на тему о животных, рассказ о своей любимой книге по предложенному алгоритму. Творческая работа: составление сказки или рассказа с героем- животным по аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике.

Поиск в справочной литературе дополнительной информации о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В. Бианки. Дифференцированная работа в группе: выполнение коллектив­ного проекта «Книжка-самоделка „Животные — герои произве­дений"», представление его в классе










Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

8

Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна, лето) (18 часов)

Тема природы в раз­ные времена года (весна, лето) в произ­ведениях литературы. Формирование эстетического воспри­ятия явлений приро­ды (звуки, краски весны, лета). Исполь­зование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика(о весне и лете). Иллюстрация к произведению как отражение эмоцио­нального отклика на произведение. Отра­жение тем «Весенняя природа», «Летняя природа» в картинах художников (пейзаж): И. И. Левитана,

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ».

Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин. «Гони­мы вешними лучами...», В. А. Жуковский. «Жаворонок», «Приход весны», А. Н. Плещеев. «Весна», Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», А. А. Фет. «Уж верба вся пуши­стая...», С. Я. Маршак. «Весенняя песенка», А. Л. Барто. «Апрель» (по выбору 2—3 произведения), выражение своего отношения к пейзажной лирике.

Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?».

Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений, упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выраже­ний, работа со словарём.

Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Чтение про себя небольших по объёму прозаических произведе­ний о весне, доступных для восприятия младшими школьника­ми. Например, А. П. Чехов. «Весной», Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Весна», Н. И. Сладков. «Апрельские






Продолжение табл.











В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и музыкальных произведениях композиторов

шутки», И. С. Соколов-Микитов. «Весна», контроль восприя­тия произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.

Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода.

Сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора.

Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (1—2 по выбору).

Рассматривание репродукций картин художников А. И. Куин­джи, И. И. Левитана и др., составление устного рассказа- описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекоменда­тельного списка произведений о весенней природе

9

0 наших близких, о семье (13 часов)

Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писате­лей и фольклорных произведениях. Отражение нравствен­ных семейных ценно­стей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколе­нию, радость общения и защищённость в семье. Междуна-

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ».

Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, посте­пенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведе­ний о детях: Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева. «Сыновья», В. В. Орлов. «Я и мы», Ю. А. Яков­лев. «Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А. Л. Барто. «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова. «Катин подарок», Ю. И. Коринец. «Март» (по выбору).

Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое выбороч­ное чтение.

Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск описания героя,