Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе |
6 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) (12 часов) | Тема природы в разные времена года (зима) в произведениях литературы. Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски зимы). Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (о зиме). Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Природа зимой» | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает...», Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», И. 3. Суриков. «Первый снег», И. А. Бунин. «Зимним холодом пахнуло...», А. А. Прокофьев. «Как на горке, на горе...», 3. Н. Александрова. «Снежок», (по выбору 2—3 произведения), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы. Чтение про себя небольших по объёму прозаических произведений о зиме, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, С. А. Иванов. «Каким бывает снег», И. С. Соко- лов-Микитов. «Зима в лесу», «Узоры на снегу», М. М. Пришвин. «Деревья в лесу». Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений |
Продолжение табл.
| | в картинах художников (пейзаж): И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и музыкальных произведениях композиторов | и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении, определение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1—2 по выбору). Чтение произведений новогодней тематики (например, С. В. Михалков. «Новогодняя быль», «Событие», А. Гайдар. «Чук и Гек» (отрывок), С. Я. Маршак. «Декабрь», Е. А. Пермяк. «Волшебные краски»), сравнение произведений писателей на одну тему, выбор понравившегося, объяснение своего выбора. Рассматривание репродукций картин художников (И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.), составление рассказа-описания на тему «Какие картины зимней природы мне нравятся?». Работа в группе: распределение обязанностей, выбор произведений для инсценирования и рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в классе |
7 | 0 братьях наших меньших (18 часов) | Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,сказки, басни, рассказы, стихотворения). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Например, русская народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др. Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения, |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | В. В. Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.)- Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). | ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?», осознание идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности, человек должен с заботой относиться к природе. Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя произведений о животных: русская народная сказка «Белые пёрышки», К. Д. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», В. В. Бианки. «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная уточка», Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ», В. В. Вересаев. «Братишка», В. А. Осеева. «Почему», В. В. Чаплина. «Нюрка», М. М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята», Б. С. Житков. «Галка», «Храбрый утёнок», С. В. Образцов. «Дружок», Г. Я. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок» (по выбору, не менее 5 авторов). Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам. Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения. Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прослушанному (прочитанному) тексту. |
Продолжение табл.
| | Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки | Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, составление или дополнение плана по данному началу. Пересказ (устно) текста произведения от лица героя. Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого (произведения по выбору), сравнение формы: прозаическая или стихотворная. Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали (поучения). Задания на распознавание отдельных жанров художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки), сравнение произведений писателей на одну тему: называть понравившееся, объяснять свой выбор (составление высказывания из не менее 4 предложений). Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев. Создание небольших историй с героями прочитанных произведений (воображаемая ситуация). Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформиро- ванности специальных читательских умений: выполнение проверочных заданий, проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Составление выставки книг писателей на тему о животных, рассказ о своей любимой книге по предложенному алгоритму. Творческая работа: составление сказки или рассказа с героем- животным по аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике. Поиск в справочной литературе дополнительной информации о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В. Бианки. Дифференцированная работа в группе: выполнение коллективного проекта «Книжка-самоделка „Животные — герои произведений"», представление его в классе |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
8 | Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна, лето) (18 часов) | Тема природы в разные времена года (весна, лето) в произведениях литературы. Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски весны, лета). Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика(о весне и лете). Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение тем «Весенняя природа», «Летняя природа» в картинах художников (пейзаж): И. И. Левитана, | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами...», В. А. Жуковский. «Жаворонок», «Приход весны», А. Н. Плещеев. «Весна», Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», А. А. Фет. «Уж верба вся пушистая...», С. Я. Маршак. «Весенняя песенка», А. Л. Барто. «Апрель» (по выбору 2—3 произведения), выражение своего отношения к пейзажной лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?». Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений, упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, работа со словарём. Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Чтение про себя небольших по объёму прозаических произведений о весне, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, А. П. Чехов. «Весной», Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Весна», Н. И. Сладков. «Апрельские |
Продолжение табл.
| | В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и музыкальных произведениях композиторов | шутки», И. С. Соколов-Микитов. «Весна», контроль восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода. Сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора. Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (1—2 по выбору). Рассматривание репродукций картин художников А. И. Куинджи, И. И. Левитана и др., составление устного рассказа- описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений о весенней природе |
9 | 0 наших близких, о семье (13 часов) | Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Междуна- | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева. «Сыновья», В. В. Орлов. «Я и мы», Ю. А. Яковлев. «Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А. Л. Барто. «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова. «Катин подарок», Ю. И. Коринец. «Март» (по выбору). Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое выборочное чтение. Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск описания героя, |