Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение табл.
| | Игра со словом, «перевертыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие при- | фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок (по выбору). Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок». Работа с текстом: анализ юмористических событий в небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов. Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные — спокойно, медленно, чтобы убаюкать, хороводные — весело, радостно для передачи состояний разных явлений природы), выделение ключевых слов. Чтение загадок и объединение их по темам. Упражнение на распознавание отдельных малых жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка, небылица). Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок. Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о животных: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля», «Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2 произведения по выбору). Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Сравнение сказок о животных народов России: тема, основная идея,герои. Слушание сказок, различение бытовой и волшебной сказки, характеристика особенностей каждой (на примере сказок: «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», «Гуси-лебеди» (по выбору). Анализ структуры сказки: выделение присказки, нахождение завязки. Сравнение героев бытовых и волшебных сказки, нахождение |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | сказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры | и выразительное чтение диалогов. Работа с текстом сказок: определение последовательности событий, выделение опорных слов, составление плана произведения (номинативный). Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учётом всех сюжетных линий). Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в тексте сказки национальных особенностей (например, имя героя, название жилища, предметов одежды и т. д.). Например, «Хитрая лиса» (корякская народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка), «Мышь и воробей» (удмуртская народная сказка), «Айога» (нанайская народная сказка), «Четыре ленивца» (мордовская народная сказка). Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях. Дифференцированная работа в группах: составление сценария народной сказки, определение фрагмента для чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования, разучивание текста, представление отдельных эпизодов (драматизация) или всей сказки |
3 | Звуки и краски родной природы | Тема природы в разные времена года (осень) в произведениях литературы. | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин. «Уж |
Продолжение табл.
| в разные времена года (осень) (8 часов) | Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски осени). Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика (об осени). Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Осенняя природа» в картинах художников (пейзаж): И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др. и музыкальных произведениях композиторов | небо осенью дышало...», Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Плещеев. «Осень», К. Д. Бальмонт. «Осень», В. Я. Брюсов. «Сухие листья, сухие листья...», А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», Е. Ф. Трутнева. «Осень», В. Ю. Голяховский. «Листопад», И. П. Токмакова. «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов), выражение своего отношения к пейзажной лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес? ». Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, объяснение образных слов и выражений, поиск значения слова по словарю. Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Чтение про себя небольших по объёму прозаических произведений об осени, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, С. Т. Аксаков. «Осень, глубокая осень!», Н. И. Сладков. «Сентябрь», «Осень на пороге», М. М. Пришвин. «Утро», Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Осень». Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя: определение формы (прозаическое или стихотворное), ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Упражнение на сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора. |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода. Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1—2 по выбору). Рассматривание репродукций картин художников (например, В. Д. Поленов. «Осень в Абрамцево», И. И. Левитан. «Золотая осень»), составление устного рассказа-описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта с использованием средств выразительности: сравнений, эпитетов. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений об осени |
4 | 0 детях и дружбе (12 часов) | Тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: произведения С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: дружба, терпение, | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: А. Л. Барто. «Катя», Ю. И. Ермолаев. «Два пирожных», С. А. Баруздин. «Как Алёшке учиться надоело», Е. А. Пермяк. «Смородинка», «Две пословицы», Н. Н. Носов. «Заплатка», «На горке», В. В. Лунин. «Я и Вовка», В. А. Осеева. «Синие листья», «Волшебное слово», «Просто старушка», А. Гайдар. «Совесть», М. С. Пляцковский. «Настоящий друг» (по выбору, не менее 4 произведений). Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц |
Продолжение табл.
| | уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков | | к тексту. Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, нахождение описания героя, оценка его поступков ;с опорой на текст). Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму. Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста. Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности. Подробный пересказ (устно) содержания произведения. Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения. Работа в группах: сравнение предложенных текстов художественных произведений (распознавание жанров), заполнение таблицы, проверка своего результата. | ||||
| Автор | Заголовок | Жанр | Тема | | |||
| | | | |||||
| Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста произведения от третьего лица. Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформиро- ванности специальных читательских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений, различение жанров произведения, нахождение ошибки в предложенной последовательности |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | | событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания. Проверка своей работы по предложенному образцу. Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе. Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному алгоритму |
5 | Мир сказок (12 часов) | Расширение представлений о фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке: «бродячие» сюжеты. Определение фольклорной основы авторских сказок. Характеристика авторской сказки: герои,особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и литературных сказок. Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки», русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка» (по выбору, не менее 4 произведений). Задание на сравнение фольклорной и литературной (авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки, используемых в авторском произведении сказочного жанра. Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника, приведение примеров из текста, установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия «бродячий» сюжет (без предъявления термина). Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и поиско- |
Продолжение табл.
| | текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения | вое выборочное чтение): определение главной мысли сказки, соотнесение её с пословицей, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя. Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения. Пересказ (устно) содержания сказки выборочно. Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных частей произведения. Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги с народными и авторскими сказками. Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением, составление выставки книг по изучаемой теме. Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и авторские), приведение примеров. | ||||||||
| Сказки | | |||||||||
| | J | | ||||||||
| Фольклорные (народные) | Литературные (авторские) | |||||||||
| ф ф ф | | |||||||||
| Волшебные | Бытовые | О животных | |