Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | Особенности стихотворной речи,сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса | Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений). Рассматривание репродукций картин и характеристика зрительных образов, переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь. «Март», «Иней. Восход солнца», А. А. Рылов. «Цветистый луг», И. И. Шишкин. «Рожь», В. Д. Поленов. «Золотая осень», И. И. Левитан. «Осень» и др. Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2). Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учётом рекомендованного списка. Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление прочитанного произведения. Составление списка авторов, которые писали о природе (с помощью учителя) |
Продолжение табл.
4 | Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (4 часа) | Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости,средство воспитания понимания жизненных правил | Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расстановка ударений при выразительном чтении. Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений). Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения. Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, веселить, потешать). Драматизация потешек. Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение |
5 | Произведения о братьях наших меньших (7 часов) | Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. | Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страшная птица», «Вам не нужна сорока?». Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения. Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина. «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных | твой дом?», Э. Ю. Шим. «Жук на ниточке», В. Д. Берестов. «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков. «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова. «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин. «Давайте дружить». Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе). Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов (3—4 по выбору). Например, Н. И. Сладков. «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин. «Ёж», Ю. Н. Могутин. «Убежал», Б. В. Заходер. «Ёжик», Е. И. Чарушин. «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны». Упражнение на восстановление последовательности событий в произведении: чтение по частям, придумывание заголовка к каждой части, составление плана (под руководством учителя). Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности событий с опорой на ключевые слова. Работа с текстом произведения: характеристика героев. Задание на сравнение художественного и научно-познавательного текстов: сходство и различия, цель создания, формулировка вопросов к фактическому содержанию текста. Например, В. Д. Берестов. «Лягушата», В. В. Бианки. «Голубые лягушки», М. С. Пляцковский. «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир. «Кошка», загадки о животных. |
Продолжение табл.
| | | | Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных. Составление высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным, природе, сочинение рассказа о любимом питомце (собаке, кошке) с использованием рисунков. Работа в парах: сравнение предложенных произведений по автору, теме, главной мысли, заполнение таблицы. Проверка своей работы и оценка своей деятельности (по предложенным критериям). | | ||||
| Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема | Герои | | |||
| | | | | |||||
| Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных эпизодов, отрывков из произведений о животных. Составление выставки книг по изучаемой теме | | |||||||
6 | Произведения о маме (3 часа) | Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, | Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин...», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора). Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||
| | Г. П. Виеру и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях | определяющих главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря. Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Родина-мать», «Родина любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовно-нравственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь к ним. Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением норм произношения. Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах к месту. Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы. Работа в парах: заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов. | ||
| Произведения о родной природе | | |||
/ \/ \/ \/ X | |||||
| |||||
Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2 произведений по выбору). Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с учётом рекомендованного списка, представление (рассказ) о прочитанном произведении по предложенному алгоритму |
Продолжение табл.
7 | Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (4 часа) | Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими | Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский. «Путаница», И. П. Токмакова. «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоварова. «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной...», В. В. Лунин. «Я видела чудо», Р. С. Сеф. «Чудо», Б. В. Заходер. «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц. «Сто фантазий», Ю. Тувим. «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря. Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке. Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка). Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок. Задание на развитие творческого воображения: узнай зрительные образы, представленные в воображаемой ситуации (например, задание «Кто живёт в кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»). Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого фрагмента |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
8 | Библиографическая культура (работа с детской книгой) (1 час) | Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке | Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме. Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге. Группировка книг по изученным разделам и темам. Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений. Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя |
Резерв: 12 часов |
Окончание табл.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
1 | О нашей Родине (6 часов) | Круг чтения:произведения о Родине(на примере стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведе- | Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произведений данного раздела. Слушание стихотворных произведений, оценка своей эмоциональной реакции на прослушанное произведение, определение темы (не менее 3 стихотворений). Например, стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия. Русь — куда я ни взгляну...», 3. Н. Александровой «Родина». Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе. Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы, задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли? Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна... (3. Н. Александрова)», составление своего высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений). Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. Например, С. Т. Романовский. «Русь», К. Г. Паустовский. «Мещёрская сторона» (отрывки) и др. Распознавание прозаического и стихотворного произведений, сравнение произведений разных авторов на одну тему, заполнение таблицы, проверка результатов своей работы. |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||||||||||||
| | ние. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.) | | | | ||||||||||
| Автор | Заголовок | Жанр | Тема | | ||||||||||
| | | | ||||||||||||
| Задания на поисковое выборочное чтение: например, объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с подтверждением своего ответа примерами из текста, нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина, родные, род, Отечество). Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине (одно по выбору). Составление устного рассказа по репродукциям картин художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и др.). Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ «Любимая книга» | ||||||||||||||
2 | Фольклор (устное народное творчество) (16 часов) | Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. | Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение, подбор примеров (на материале изученного в 1 классе). | ||||||||||||
| Малые жанры фольклора | | |||||||||||||
| | | \/ \/ \/ \ | | | ||||||||||
| | ||||||||||||||
Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения. Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров |