Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







Особенности стихо­творной речи,сравне­ние с прозаической: рифма, ритм (практи­ческое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отра­жение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произ­ведению как отраже­ние эмоционального отклика на произведе­ние. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонацион­ный рисунок вырази­тельного чтения: ритм, темп, сила голоса

Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприя­тии прослушанных произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений).

Рассматривание репродукций картин и характеристика зри­тельных образов, переданных в художественном произведении. Например, И. Э. Грабарь. «Март», «Иней. Восход солнца», А. А. Рылов. «Цветистый луг», И. И. Шишкин. «Рожь», В. Д. Поленов. «Золотая осень», И. И. Левитан. «Осень» и др. Чтение наизусть стихотворений о родной природе (не менее 2). Выбор книги по теме «Произведения о родной природе» с учё­том рекомендованного списка.

Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное чтение, представление прочитанного произведения.

Составление списка авторов, которые писали о природе (с помо­щью учителя)





Продолжение табл.





4

Устное народное творче­ство — малые фольклор­ные жанры (4 часа)

Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назна­чение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фоль­клорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительно­сти. Пословицы — проявление народной мудрости,средство воспитания понима­ния жизненных правил

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и переста­новок букв и слогов), соблюдение норм произношения, расста­новка ударений при выразительном чтении.

Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений).

Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения.

Разыгрывание в совместной деятельности небольших диалогов с учётом поставленной цели (организация начала игры, весе­лить, потешать).

Драматизация потешек.

Игра «Вспомни и назови»: определение жанров прослушанных и прочитанных произведений: потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение

5

Произведе­ния о брать­ях наших меньших (7 часов)

Животные — герои произведений. Цель и назначение произве­дений о взаимоотно­шениях человека и животных — воспита­ние добрых чувств и бережного отноше­ния к животным.

Слушание произведений о животных. Например, произведения Н. И. Сладкова «Без слов», «На одном бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина «Про Томку», А. Л. Барто «Страш­ная птица», «Вам не нужна сорока?».

Беседа по выявлению понимания прослушанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения.

Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Бла­гинина. «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







Виды текстов: худо­жественный и науч­но-познавательный, их сравнение. Харак­теристика героя: описание его внешно­сти, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Автор­ское отношение к герою. Осознание нравственно-этиче­ских понятий: любовь и забота о животных

твой дом?», Э. Ю. Шим. «Жук на ниточке», В. Д. Берестов. «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков. «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова. «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин. «Давайте дружить». Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной мысли, осознание нравственно-эти­ческого содержания произведения (любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе).

Работа с текстом: нахождение в тексте слов, характеризующих героя (внешность, поступки) в произведениях разных авторов (3—4 по выбору). Например, Н. И. Сладков. «Лисица и Ёж», М. М. Пришвин. «Ёж», Ю. Н. Могутин. «Убежал», Б. В. Захо­дер. «Ёжик», Е. И. Чарушин. «Томка», «Томка и корова», «Томкины сны».

Упражнение на восстановление последовательности событий в произведении: чтение по частям, придумывание заголовка к каждой части, составление плана (под руководством учителя). Пересказ (устно) содержания произведения с соблюдением последовательности событий с опорой на ключевые слова. Работа с текстом произведения: характеристика героев.

Задание на сравнение художественного и научно-познаватель­ного текстов: сходство и различия, цель создания, формулиров­ка вопросов к фактическому содержанию текста. Например, В. Д. Берестов. «Лягушата», В. В. Бианки. «Голубые лягуш­ки», М. С. Пляцковский. «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир. «Кошка», загадки о животных.





Продолжение табл.

















Обращение к справочной литературе для расширения своих знаний и получения дополнительной информации о животных. Составление высказывания (не менее 3 предложений) о своём отношении к животным, природе, сочинение рассказа о люби­мом питомце (собаке, кошке) с использованием рисунков. Работа в парах: сравнение предложенных произведений по автору, теме, главной мысли, заполнение таблицы. Проверка своей работы и оценка своей деятельности (по предложенным критериям).







Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

Герои






















Интерпретация произведения в творческой деятельности: инсценирование отдельных эпизодов, отрывков из произведе­ний о животных.

Составление выставки книг по изучаемой теме




6

Произведе­ния о маме (3 часа)

Восприятие и самосто­ятельное чтение разножанровых произведений о маме (на примере доступ­ных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской,

Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведе­ния, понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений

П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин...», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора). Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов,











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







Г. П. Виеру и др.). Осознание нравствен­но-этических поня­тий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях

определяющих главную мысль произведения, объяснение заголов­ка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря. Учебный диалог: обсуждение значения выражений «Роди­на-мать», «Родина любимая — что мать родная», осознание нравственно-этических понятий, обогащение духовно-нрав­ственного опыта учащихся: заботливое отношение к родным в семье, внимание и любовь к ним.

Выразительное чтение стихотворений с выделением ключевых слов, с соблюдением норм произношения.

Рассказ по предложенному плану о своём родном крае, городе, селе, о своих чувствах к месту.

Задания на проверку знания названия страны, в которой мы живём, её столицы.

Работа в парах: заполнение схемы, проверка и оценка своих результатов.




Произведения о родной природе




/ \/ \/ \/ X




Чтение наизусть с соблюдением интонационного рисунка произведения (не менее 2 произведений по выбору). Самостоятельное чтение книг, выбранных по теме «О Родине, о семье» с учётом рекомендованного списка, представление (рассказ) о прочитанном произведении по предложенному алгоритму





Продолжение табл.




7

Фольклор­ные и автор­ские произ­ведения о чудесах и фантазии (4 часа)

Способность автора произведения заме­чать чудесное в ка­ждом жизненном проявлении, необыч­ное в обыкновенных явлениях окружаю­щего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычны­ми, сказочными, фантастическими

Упражнение в чтении стихотворных произведений о чудесах и превращении, словесной игре и фантазии (не менее трёх произведений). Например, К. И. Чуковский. «Путаница», И. П. Токмакова. «Мы играли в хохотушки», И. М. Пивоваро­ва. «Кулинаки-пулинаки», «Я палочкой волшебной...», В. В. Лунин. «Я видела чудо», Р. С. Сеф. «Чудо», Б. В. Захо­дер. «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц. «Сто фантазий», Ю. Тувим. «Чудеса», английские народные песни и небылицы в переводе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

Работа с текстом произведения: выделение ключевых слов, которые определяют необычность, сказочность событий произ­ведения, нахождение созвучных слов (рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания, объяснение значения слова с использованием словаря.

Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь», передача своих впечатлений от прочитанного произведения в высказывании (не менее 3 предложений) или в рисунке.

Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка). Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонацион­ный рисунок.

Задание на развитие творческого воображения: узнай зритель­ные образы, представленные в воображаемой ситуации (напри­мер, задание «Кто живёт в кляксах?», «Каких животных ты видишь в проплывающих облаках?»).

Дифференцированная работа: определение фрагмента для устного словесного рисования, выделение слов, словосочетаний, отражающих содержание этого фрагмента











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

8

Библиогра­фическая культура (работа с детской книгой) (1 час)

Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — эле­менты ориентировки в книге. Умение использовать темати­ческий каталог при выборе книг в библио­теке

Экскурсия в библиотеку, нахождение книги по определённой теме.

Участие в беседе: обсуждение важности чтения для развития и обучения, использование изученных понятий в диалоге.

Группировка книг по изученным разделам и темам.

Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений.

Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя

Резерв: 12 часов





Окончание табл.







Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

О нашей Родине (6 часов)

Круг чтения:произве­дения о Родине(на примере стихотворе­ний И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова). Патриотическое звучание произведе­ний о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этиче­ских понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произ­ведению как отраже­ние эмоционального отклика на произведе-

Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произ­ведений данного раздела.

Слушание стихотворных произведений, оценка своей эмоцио­нальной реакции на прослушанное произведение, определение темы (не менее 3 стихотворений). Например, стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Про­кофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия. Русь — куда я ни взгляну...», 3. Н. Александровой «Родина».

Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе.

Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы, задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли?

Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна... (3. Н. Александрова)», составление своего высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений).

Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. Например, С. Т. Романовский. «Русь», К. Г. Паустовский. «Мещёрская сторона» (отрывки) и др.

Распознавание прозаического и стихотворного произведений, сравнение произведений разных авторов на одну тему, заполне­ние таблицы, проверка результатов своей работы.











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







ние. Отражение темы Родины в изобрази­тельном искусстве (пейзажи

И. И. Левитана,

И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.)













Автор

Заголовок

Жанр

Тема



















Задания на поисковое выборочное чтение: например, объясне­ние понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с подтверждением своего ответа примерами из текста, нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина, родные, род, Отечество).

Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине (одно по выбору).

Составление устного рассказа по репродукциям картин худож­ников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и др.). Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ «Любимая книга»

2

Фольклор (устное народное творчество) (16 часов)

Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скорого­ворки, небылицы, загадки). Шуточные фольклорные произве­дения — скороговор­ки, небылицы.

Особенности скорого­ворок, их роль в речи.

Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение, подбор примеров (на материале изученного в 1 классе).




Малые жанры фольклора













\/ \/ \/ \













Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения.

Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров