Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать про­должение прочитанного произведения (не менее 10 предложе­ний);

использовать в соответствии с учебной задачей аппарат изда­ния (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисло­вие, приложение, сноски, примечания);

выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом реко­мендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

использовать справочную литературу, электронные образова­тельные и информационные ресурсы информационно-комму­никационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответ­ствии с учебной задачей.



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1—4 классы



Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

Сказка народная (фольклор­ная) и литератур­ная (автор­ская) (6 часов)

Восприятие текста произведений художе­ственной литературы и устного народного творчества. Фольклор­ная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшеб­ство в сказке. Собы­тийная сторона

Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк») и литературных (авторских): К. И. Чуковский. «Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С. Я. Маршак. «Тихая сказка», В. Г. Сутеев. «Палочка-выручалочка»),

Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке.

Задание на формулирование предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС (132 ЧАСА1)

Тематическое планирование рассчитано на классы, закончившие изучение курса «Обучение гра­моте»2.




Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







сказок: последова­тельность событий в фольклорной (народной)и литера­турной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстраци­ях. Герои сказочных произведений. Нрав­ственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в рус­ских народных и литературных (авторских)сказках, поступки, отражаю­щие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам)

Упражнение в самостоятельном чтении вслух целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося).

Смысловое чтение народных (фольклорных) и литературных (авторских) сказок. Например, русские народные сказки: «Лиса и рак», «Лисица и тетерев», «Журавль и цапля», «Волк и семе­ро козлят», «Лиса и заяц», татарская народная сказка «Два лентяя», ингушская народная сказка «Заяц и черепаха», литературные (авторские) сказки: К. Д. Ушинский. «Петух и собака», «Лиса и козёл», В. Г. Сутеев. «Кораблик», В. В. Бианки. «Лис и Мышонок», Е. И. Чарушин. «Теремок», А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» (отрывок) и др. (не менее 4 произведений по выбору).

Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Воображаемая ситуация: представление, как бы изменилась сказка, если бы её герои были другими. Например, лиса — доб­рая, а волк — умный.

Дифференцированная работа: упражнение в чтении по ролям. Работа в парах: сравнение литературных (авторских) и народ­ных (фольклорных) сказок: сходство и различия тем, героев, событий.

Коллективная работа: восстановление последовательности событий сказки с опорой на иллюстрацию (рисунок).

Пересказ (устно) сказки с соблюдением последовательности событий с опорой на иллюстрации (рисунки).






Продолжение табл.

















Учебный диалог: определение нравственного содержания прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение смысла пословиц, которые встречаются в тексте сказки, отражают её идею или содержание.

Творческое задание: коллективное придумывание продолжения текста сказки по предложенному началу (не менее 3 предло­жений).

Группировка книг с фольклорными (народными) и литератур­ными (авторскими) сказками, называть и аргументировать выбор книги, рассказывать о самостоятельно прочитанной книге, ориентируясь на обложку, иллюстрации, оглавление. Дифференцированная работа: работа в парах по заполнению таблицы, проверка работы под руководством учителя.




Народные (фольклорные) сказки

Литературные (авторские)сказки



















2

Произведе­ния о детях и для детей (9 часов)

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитыва­ет?). Произведения

Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов). Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушин­ский. «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой. «Косточка», В. Г. Сутеев. «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк. «Самое страшное», «Торопливый ножик», В. А. Осеева. «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто. «Подари, подари...», «Я — лишний», Н. М. Артюхова. «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев. «Лучший друг», Р. С. Сеф. «Совет».











Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся







одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворе­ние, сказка (общее представление на примере произведе­ний К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения,его соотношения с содер­жанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этиче­ских понятий:друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь




Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка. Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризо­вать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, под­тверждая ответ примерами из текста.

Выразительное чтение по ролям диалогов героев.

Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нрав­ственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения.

Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму. Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?).

Задание на восстановление последовательности событий в про­читанных произведениях.

Пересказ (устно) содержания произведения с опорой на вопросы и на предложенный план.

Работа в парах: сравнение предложенных учителем произведе­ний по указанным критериям и заполнение таблицы. Проверка работы по готовому образцу.




Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

Герои

































Продолжение табл.














Работа по группам с книгами о детях: рассматривание, чтение заголовка и автора произведения, нахождение указанного произведения, ориентируясь на содержание (оглавление). Выбор книги для самостоятельного чтения по совету взрослого или с учётом рекомендательного списка.

Рассказ о прочитанной книге (произведении): составление высказывания о содержании (не менее 2 предложений)

3

Произведе­ния о родной природе (6 часов)

Восприятие и самосто­ятельное чтение поэтических произве­дений о природе (на примере доступ­ных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака). Тема поэтических произве­дений: звуки и краски природы,времена года, человек и при­рода; Родина, природа родного края.

Слушание и чтение поэтических описаний картин природы (пейзажной лирики).

Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (3—4 по выбору).

Работа с текстом произведения: различение на слух стихотвор­ного и нестихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»). Анализ стихотворного текста, составление интонационного рисунка с опорой на знаки препинания.

Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонацион­ный рисунок.

Сравнение произведений на одну тему разных авторов:

А. Н. Майков. «Ласточка примчалась...», А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет...», С. Д. Дрожжин. «Пройдёт зима холодная...», С. А. Есенин. «Черёмуха», И. 3. Суриков. «Лето», «Зима», Т. М. Белозёров. «Подснежни­ки», С. Я. Маршак. «Апрель», И. П. Токмакова. «Ручей», «Весна», И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».