Файл: Аутсорсинг персонала: современное использование и перспективы (Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования

1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения

1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике

1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга

1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте

2.2. Цели и задачи функционирования объектов детского оздоровления как функция компаний ведущих социально ответственный бизнес

2.3. Предпосылки применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы

Глава 3. Разработка концепции применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления дирекции социальной сферы

3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества

3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами

3.3. Порядок экономического обоснования эффективности применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления

3.4. Оценка рисков применения аутсорсинга в детском оздоровлении

Заключение

Библиография

В части систематизации аргументов в пользу аутсорсинга, интересными будут результаты исследований «2008 Outsoursing Report» зарубежной компании Deloitte, проводившей опрос компаний по всему миру (респонденты моги выбирать несколько вариантов ответов), которые представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 – Аргументы в пользу аутсорсинга

Еще одним, менее очевидным на первый взгляд, достоинством аутсорсинга является возможность учиться у своего поставщика услуг.

Первый вопрос аутсорсинга - выбор объектов. Вариантов может быть много, но в любом случае при проведении аутсорсинга предприятие стремится оставить за собой "свои" ключевые, конкурентоспособные компетенции.

Второй вопрос аутсорсинга - поддержание этих ключевых компетенций на уровне, достаточном для жизнестойкости и конкурентоспособности предприятия.

Третий вопрос аутсорсинга - определение и обоснование того, что, кому и как передавать на аутсорсинг. При всей видимой простоте само решение об аутсорсинге может иметь взаимоисключающие последствия. Все предприятия представляют собой совокупность бизнес-единиц, готовых к аутсорсингу. Вопрос состоит только в целесообразности таких операций и применяемых моделей. В похожих ситуациях могут приниматься разные решения на основе технико-экономического их обоснования.

1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике

Современное состояние мировой экономики характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран в связи с изменениями в организационной структуре мирового производства, развитием транснациональной торговли и инвестиций, международным разделением труда и аутсорсинга, наличием многонациональных компаний, тесными информационными связями. Практически все западные производители характеризуются простейшей структурой, то есть они не являются всеобъемлющими, и большинство операций передаются на аутсорсинг.

Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленного сотрудничества и долгосрочного взаимовыгодного партнерства. В целом, использование аутсорсинга в качестве принципиально новой стратегии управления активно используется ведущими мировыми корпорациями.


Сегодня это крупнейшие организации, такие как Ford, British Petroleum, Procter & Gamble, Dell, Exel и другие, которые благодаря использованию аутсорсинга достигли самых впечатляющих экономических результатов: почти удвоение прибыли из-за снижения организационных и производственных издержек, улучшая общую производительность своих компаний[63].

Например, две трети комплектующих частей и услуг, используемых Фордом, заказываются у сторонних организаций (хотя первоначально компания Ford стремилась к полной независимости на всех этапах производства). Всемирно известные производители компьютеров Dell и Compaq недавно перешли на 100% -ный аутсорсинг производства, IKEA не имеющая собственной структуры производства, уже много лет работает с 12 500 внешними поставщиками, передавая на аутсорсинг весь производственный процесс, продажи и логистику (до 50 российских мебельных и текстильных фабрик практически полностью зависят от заказов IKEA). Лидер в производстве современной спортивной одежды - компания Nike в настоящее время является компанией без производства. С момента своего создания фирма постепенно передавала производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. В настоящее время Nike полностью отказалась от собственности на средства производства. Компания считает себя, прежде всего, исследовательской, проектной и маркетинговой организацией [38].

Традиционные вертикально интегрированные транснациональные корпорации уходят в прошлое, уступая место международным горизонтальным сетевым структурам, а технология аутсорсинга становится не просто управленческой методикой, а отдельным независимым и активно развивающимся бизнес-сектором. Высокая рентабельность проведения аутсорсинговых операций способствовала тому, что многие американские компании в области информационных технологий, имеющие известные торговые марки, начали создавать центры для разработки новых продуктов в развивающихся странах. По такому пути пошли, например, Hewlett Packard, Dell и Motorola. По данным журнала Businessweek, в странах Азии развито около 30% мобильных телефонов, 40% цифровых камер, 85% ноутбуков и 80% персональных цифровых терминалов [22].

В результате более широкого использования аутсорсинга для разработки новых продуктов владельцы известных торговых марок США имеют возможность быстрее продавать продукты, чем раньше, что, в свою очередь, сокращает жизненный цикл продукта. Наиболее активное использование аутсорсинга наблюдается в крупных компаниях с персоналом более тысячи человек. Обычно это компании, которые работают в инновационных секторах (ИТ, телекоммуникации) или зрелые компании «традиционной экономики», работающие на конкурентных рынках - в финансовом секторе, в секторе услуг. Компания Nokia с 2001 г. сотрудничает с Hewlett Packard, которая управляет ИТ-инфраструктурой и корпоративной информационной системой Nokia. Размер годового контракта составляет около 100 миллионов долларов. Основным мотивом для крупных компаний является концентрация на основном бизнесе. А аутсорсинг дает больше эффекта, чем постоянная реорганизация и сокращение новых отделов и департаментов. Классическим примером субподряда является автомобильная промышленность в Японии. Из 20 000 деталей и комплектующих, необходимых для производства автомобиля, около 70% японских автомобильных компаний покупают и только 30% производят сами. Часть деталей (например, подшипники, батареи и т.д.) покупаются у независимых производителей, обслуживающих не только автомобильную промышленность, но и другие отрасли. Другая часть (например, листовая сталь, ударопрочные устройства и т.д.) - от компаний, которые обслуживают преимущественно автомобилестроение, но работают на рынке, а не по специальным заказам. Однако большинство деталей и комплектующих приобретаются у субподрядчиков, которые производят продукцию в соответствии с заказами и в соответствии со спецификацией автомобильных компаний.


По результатам опроса Министерства внешней торговли и промышленности Японии в среднем 170 крупных субподрядчиков первого уровня, 4700 субподрядчиков второго уровня и около 32 тыс. третьего уровня приходится на одну крупную автомобильную компанию.

Модель «ключевой компетенции» используется в работе многих зарубежных машиностроительных предприятий, в том числе в электротехнической промышленности (Siemens, General Electric и др.). В конце XX века, доля американских компаний, занимающихся производством или обслуживанием на аутсорсинге, составила 86%. Западные и японские компании все чаще передают в страны Юго-Восточной и Южной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки производство новых товаров. Например, японский автомобильный транснациональный концерн Nissan имеет сегодня заводы в Африке, Азии, включая Тайвань, Малайзию, Ближний Восток. Компания регулярно представляет инновации, большинство из которых были разработаны в исследовательских лабораториях развивающихся стран. В США аутсорсинг стал привычным явлением. Это было связано, прежде всего, с развитием ИТ-аутсорсинга и популярностью оффшорного программирования. В США около пятой части расходов на ИТ приходится на долю аутсорсинговых компаний. В то же время, до 70% всех контрактов по различным причинам заканчиваются преждевременно. Исследование крупнейших сделок показывает, что в последние годы все больше и больше компаний заключили контракты на аутсорсинг функциональных операций и бизнес-процессов, в соответствии с которыми они передают руководству подрядчика одну из функциональных областей, таких как управление персоналом или логистика [32].

Многие современные электронные продукты поставляются, и будут поступать в продажу под брендовыми товарными знаками американских фирм, владельцы которых совсем не заинтересованы в покупателе, зная имена своих настоящих разработчиков и производителей. Список предприятий, которые доказали свое право быть одними из лидеров мировой информационной и компьютерной индустрии, но по-прежнему остаются «теневыми двигателями» технического развития, сегодня не так короток и включают в себя такие компании, как Flextronics, Quanta Computer, Premier Imaging, WiproTechnologies , Compal Electronics и других, базирующихся в Тайване, в Индии и прочих, главным образом азиатских странах. Своими позициями «неизвестных героев» нынешнего этапа промышленной революции они обязаны условиям заключенных соглашений, которые связывают их с далеко не брендовыми фирмами продавцами (вендорами, англ. vendor) [44].


Американские компании уделяют большое внимание использованию возможностей аутсорсинга в России. Здесь можно выделить две области деятельности иностранных, прежде всего американских, компаний: рынок услуг в области информационных технологий и в области добычи нефти. Кроме того, для большинства американских компаний индийский рынок услуг аутсорсинга также привлекателен (в основном благодаря англоязычной и технически подготовленной рабочей силе). Одним из важных факторов является низкий уровень заработной платы некоторых профессий по сравнению с Соединенными Штатами. Исследование, проведенное в Школе бизнеса Haas, показало, что американские сотрудники в таких профессиях, как оператор телефонного центра, сотрудник медицинского диагностического центра, клерк адвоката, программист, бухгалтер и его помощники по бухгалтерскому учету и зарплате, финансовые аналитики, имею зарплаты в несколько раз больше чем их индийские коллеги [64].

Некоторые развитые экономики мира, также активно участвуют в глобальном аутсорсинге, используют свой исторический потенциал. Таким образом, британские и французские компании строят отношения в рамках концепции аутсорсинга в бывших колониях своих стран. Если посмотреть на этикетку товаров известных французских компаний, многие из них сделаны в странах-бывших колониях Франции в Африке, на Ближнем Востоке или в Индокитае. При этом, вполне естественно, что французские компании из сферы услуг для аутсорсинга используют франкоязычных жителей бывших колоний своей страны.

Аутсорсинг широко используется в Европе не только в частном, но и в государственном секторе. Правительство Великобритании передало информационные системы налоговых органов на обслуживание аутсорсерам [56].

В Германии в последние годы аутсорсинг также стабильно развивается. Результаты опроса 200 менеджеров крупных компаний, работающих в немецкоязычных странах, который проводила консалтинговая компания Ascenture в сотрудничестве с Institutfuer Management und Consultin, привели к интересным результатам. Например, объем немецкого рынка аутсорсинга к 2002 г. увеличился с 9 до 13,8 млрд. евро [22]. Среди опрошенных компаний 80% уже имеют опыт работы с аутсорсинговыми проектами, причем наибольший опыт в этой области накоплен производителями потребительских товаров. Однако следует признать, что в Германии этот рынок развивается еще медленнее, чем в США и Великобритании. Большинство немецких компаний прибегают к аутсорсингу почти исключительно для снижения своих текущих расходов. Только 13% опрошенных фирм используют аутсорсинг для стратегических функций или основных направлений своей деятельности. По мнению немецких специалистов, аутсорсинг определенных функций для компаний дает значительные преимущества. Они могут более гибко реагировать на изменения в загрузке своих производственных мощностей, доступ к требуемым им технологиям, ноу-хау и т.д. Кроме того, созданы благоприятные условия для концентрации усилий на основных сферах его деятельности и повышения ее эффективности [53].


Участие субподрядчиков в акционерном капитале компаний является важной особенностью стратегического аутсорсинга, значение которого в современных условиях возрастает. Необходимо признать, что современная экономика характеризуется «сжатием» компаний, то есть компаний, являющихся экономическими единицами общества, выполняют в основном одну экономическую функцию, например, продажу или производство или управление производственным процессом. Примером этой специализации и упрощения производственных процессов является реорганизация производства концерна Volvo в последнее десятилетие прошлого века. Столкнувшись с проблемой увеличения собственных издержек производства, и как следствие увеличения себестоимости продукции, что привело к снижению ее конкурентоспособности, руководство концерном в три раза сократило количество поставщиков, отменило входной, а функционал тестирования и контроля качества передало на самих поставщиков или сторонние организации. В результате собственная производственная и технологическая линии стали проще, поставщики и подрядчики поставляли не отдельные детали, а целые агрегаты. В то же время, если в автомобиле не работал какой-нибудь агрегат, поставщик такого агрегата компенсировал стоимость всего автомобиля.

Современный международный аутсорсинг - это, прежде всего, выполнение основных производственных функций компании сторонними подрядчиками, работающими на контрактной основе под брендом компании заказчика. Так, например, бренд Scarlett принадлежит одному из ведущих производителей бытовой техники в России - компании Arima Holding Corp. Но сама эта компания ничего не производит. Секрет ее успеха заключается в том, что она передала ключевые производственные процессы квалифицированным исполнителям. Самой холдинговой компании остается только управлять своим брендом. В то же время, потребители никогда не узнают, кто на самом деле сделал товар, на котором указан бренд Scarlett. Сегодня это может быть один аутсорсер, а завтра совсем другое. Вполне возможно и производство различными атусорсерами одновременно [30].

В отличие от иностранных компаний, появление аутсорсинга в России связано только с серединой 1990-х годов. Будучи относительно молодым направлением российского рынка, аутсорсинг постепенно становится популярным среди отечественных компаний. Таким образом, на данный момент довольно большой сегмент малого и среднего бизнеса использует услуги внешних специалистов.

Появление предпринимательства в современной России происходило в очень суровых условиях, когда методы конкуренции угрожали не только бизнесу, но и жизни и здоровью его владельцев. Поэтому основной задачей российского бизнеса была задача экономического и физического выживания.