Файл: Аутсорсинг персонала: современное использование и перспективы (Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования
1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения
1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике
1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга
1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте
2.3. Предпосылки применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы
3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества
3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами
3.4. Оценка рисков применения аутсорсинга в детском оздоровлении
Таким образом, пионерами аутсорсинга в России были частные охранные компании (ЧОП), которые позволили сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОП появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно работают до сих пор, превратившись в довольно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в области физической безопасности человека и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов [36].
Следующим шагом в развитии аутсорсинга в России стало использование услуг сторонними рекламными организациями.
Катастрофически не хватало специалистов по рекламе, что создавало благоприятные условия для формирования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Стоимость привлечения рекламного агентства была не меньше, а во многих случаях больше, чем работа выполняемая собственными силами, но это был единственный способ создать высококачественную рекламу.
После рекламных агентств появились PR-агентства и исследовательские компании, и если последние были задействованы, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства выполняли весь спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, по сути, заменяли эти отделы.
В 1998 г. начался бум в российском Интернете, что привело к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. За два года количество сайтов в домене .ru увеличилась в 5 раз, и создание достойного web-представительства стало неотложной необходимостью.
Комплексные проекты были выполнены усилиями сотрудников-программистов и специализированных компаний, а небольшие заказы на разработку web-сайтов обеспечивали комфортную и безбедную юность для сотен студентов, лучшие из которых впоследствии основали собственные студии web-дизайна.
Именно развитие российского интернет-сегмента придало импульс активному развитию аутсорсинга на российском рынке. Сегодня российский аутсорсинг активно развивается, но темпы его развития несколько ниже, чем на аналогичных внешних рынках.
Рынок аутсорсинга в России еще не динамичен. И подрядчик, предлагающий заказчику свои услуги, занимает более активную позицию. В области аутсорсинга Россия отстает не только от Запада, но и от Востока. Например, в Китае к 2015 г. 1,2 млн. сертифицированных специалистов по аутсорсингу будут обучены за государственные средства.
В отличие от России, на Западе, с ее давними традициями и высокой культурой обслуживания, рынок аутсорсинга начался с бизнес-процессов (BPO), постепенно проникая в молодые и быстро развивающиеся ИТ-сферы. В России рынок аутсорсинга в классическом понимании этого начался с IT-аутсорсинга (ITO).
В этой области поставщики услуг предлагают разработку программных приложений, аутсорсинг сетевых и телекоммуникационных услуг, аутсорсинг ИТ-отделов. В начале 2000-х годов аутсорсинг программного обеспечения был особенно полезен (так называемое «оффшорное программирование»), теперь основное внимание на рынке переключилось на аутсорсинг IT-процессов предприятий.
IT - крупнейший рынок российского аутсорсинга. Динамика этого рынка свидетельствует о высокой квалификации отечественных специалистов этого профиля и общей готовности бизнеса к развитию в этом направлении.
На сегодняшний день около 43% компаний используют ИТ-аутсорсинг и планируют расширить его применение.
Второй по величине сегмент рынка аутсорсинга в России - это аутсорсинг бухгалтерских функций, передача части внутренних бизнес-процессов внешнему специализированному подрядчику на срок не менее года. А именно [57]:
- ведение всего бухгалтерского учета, включая постановку и (или) восстановление на начальном этапе, частичный учет отдельных объектов и (или) зон учета, подготовку и представление отчетов;
- ведение отдельных участков учета (расчет заработной платы, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и т.д.);
- составление на регулярной основе бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствии с российскими стандартами и финансовой отчетностью в соответствии с международными стандартами;
- ведение учета персонала (кадровый учет).
Передача на аутсорсинг такого рода отчетности чревата определенными рисками, связанными с возможностью утечки конфиденциальной информации, но в то же время, является гарантом «белого учета» компании, что актуально в нашей стране.
Аутсорсинг бухгалтерского, кадрового и других административных функций вошел в практику российских компаний в начале 90-х годов. На рынке BPO работает более десяти специализированных российских компаний.
Но западные компании стали пионерами на этом рынке, также как и в ИТ-аутсорсинге. Так, в 1994 г. Intercomp Global Services начала предлагать свои услуги иностранным компаниям, работающим в России.
Сегодня крупнейшими поставщиками услуг аутсорсинга для бухгалтерских функций на российском рынке являются Intercomp Global Services, BDO, ANCOR, OMK-Audit [52].
Основными потребителями аутсорсинговых учетных функций в России являются иностранные компании и крупный российский бизнес. Малый и средний бизнес предпочитают полагаться на внутренние ресурсы.
Поскольку в России существует проблема с внедрением эффективных методов развития бизнеса, не стоит говорить об экономической стабильности страны или о возможности конкуренции на международной арене. Развитие аутсорсинга в первую очередь зависит от зрелости рынка и особенностей менталитета страны, в то время как в России широкий спектр факторов препятствует широкому их распространению, это:
- небольшая степень доверия к компаниям-аутсорсерам, что может быть вызвано, помимо прочего, предыдущим негативным опытом работы с аутсорсингом;
- плохо развитая культура договорных отношений;
- проблема сохранения коммерческой тайны;
- неадекватность законодательной базы;
- высокая стоимость услуг аутсорсинга по сравнению с выполнением работ самостоятельно;
- отсутствие объективной информации о потенциальных аутсорсерах и профессиональном персонале.
Большинство российских компаний работают в условиях высокой конкуренции, что требует более низких затрат при сохранении высокого качества предоставляемых услуг. Это создает новые возможности для аутсорсинговых компаний, среди которых:
- предоставление услуг call-центра;
- Техническая поддержка корпоративных информационных систем;
- Предоставление информационных услуг.
Все эти возможности уже используются и будут использоваться в будущем все чаще. Логично предположить, что список услуг, предоставляемых аутсорсинговыми компаниями, будет только расширяться, что создаст новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
Аналитики прогнозируют в XXI веке. лавинообразный рост числа специализированных предприятий, которые будут обслуживать только один бизнес-процесс во многих компаниях. Однако концентрация фирмы по ключевым компетенциям не означает разрыв одного процесса размножения. Репродуктивный процесс теперь реализуется в сложной системе контрактных и договорных отношений, как формальной, так и неформальной. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что аутсорсинг является эффективным стратегическим инструментом и позволяет не только сократить затраты на выполнение неосновных функций, но, что более важно, повысить эффективность организации. Это относится не только к бизнес- организациям, но и органам исполнительной власти и бюджетному сектору.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга
Передача процессов на аутсорсинг осуществляется путем заключения договора между заинтересованным лицом (заказчиком) и поставщиком (организацией, специализирующейся на конкретном виде услуг, работ) на выполнение работ или оказание услуг, необходимых для эффективной поддержки производственных процессов заказчика, работниками, которые входят в штат аутсорсинговой компании. Действующее законодательство фактически не регламентирует использование таких форм занятости работников, как "аутсорсинг". Возможность применения работодателем схем аутсорсинга вытекает из положений статьи 421 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 "платных услуг" Гражданского кодекса. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса). Отдельные виды аутсорсинга включают комплекс услуг, в связи с чем, должны быть смешанными соглашениями, содержащими максимум договорных условий, регулирующих все аспекты взаимоотношений между Заказчиком и аутсорсером. [30]
Поскольку услуги также включают работы, в договоре оказывается и много других особенностей общих с подрядом. По этой причине ст. 783 допускает применение общих положений Гражданского кодекса о подряде к договору возмездного оказания услуг и соответственно аутсорсингу, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Отношения между работником и организацией-поставщиком услуг регулируются трудовым законодательством, отношения между организацией — пользователем и организацией — поставщиком услуг — гражданско-правовым договором, а отношения "организация — пользователь-работник" формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством (рис.1.2)
Рис. 1.2 – Правовое регулирование аутсорсинга
Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О бухгалтерском учете", заменил собой Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Новый ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает требования к работникам сторонних организаций, другими словами – к аутсорсерам. Ответственность за отчетность и бухгалтерский учет при договоре аутсорсинга несет организация-заказчик. Расходы по договору аутсорсинга учитываются в соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 за N 94н, на счете 26 "Общехозяйственные расходы" (счет 44 "расходы на продажу"). Расходы по договору аутсорсинга могут включаться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (если такой порядок их признания установлен учетной политикой организации). Все налоговые аспекты, которые затрагивают обычный договор возмездного оказания услуг в полной мере применимы и к договору аутсорсинга. В отношении налогообложения операций, связанных с договором аутсорсинга, также имеются определенные особенности. Возникают трудности в связи с решением вопроса о правомерности учета в целях исчисления налога на прибыль, стоимость аренды персонала. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), понесенные налогоплательщиком и связанные с деятельностью, направленной на получение прибыли. В соответствии с пп. 19 стр. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, в том числе стоимость услуг по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управления производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией. Учитывая позицию налоговых органов и арбитражную практику, затраты на аутсорсинг персонала могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль, если они отвечают условиям экономической целесообразности и закреплены нормативными документами.[25]
1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте
Современная экономика требует от каждого предприятия сосредоточить свои усилия на основном бизнесе, на его совершенствовании и дальнейшем расширении. Самостоятельно добиться высоких результатов во всех сферах деятельности и областях компании практически невозможно, а иногда и нецелесообразно. Поэтому для многих предприятий аутсорсинговые организации привлекаемые для выполнения различных функций стали жизненной необходимостью.
Для успешной работы в условиях рыночной экономики открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») должно оптимально решать резко обостряющиеся проблемы поиска новых, инновационных способов повышения эффективности и качества работы всей компании и ее отдельных подразделений.
Аутсорсинг в отношении ОАО «РЖД» - это способ оптимизации деятельности филиалов компании путем концентрации усилий на основных видах деятельности и передачи несвойственных вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на контрактной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занимающегося выполнением неосновных вспомогательных функций. При аутсорсинге компания передает часть своей деятельности внешним организациям, то есть клиент покупает услугу, что дает ему определенные конкурентные преимущества за счет сокращения затрат и получения более качественных услуг.
В программе реформирования ОАО «РЖД» аутсорсинг определяется как один из приоритетных путей повышения эффективности железнодорожного транспорта. Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» предусматривает использование схем аутсорсинга во многом благодаря тому, что внедрение технологий аутсорсинга позволяет получить значительный экономический эффект [62].
Решение об использовании аутсорсинга является сложной задачей, поскольку оно влияет на стратегические интересы компании. Первое официальное решение о систематизации деятельности по аутсорсингу на железнодорожном транспорте было принято на семинаре в Ростове-на-Дону в 2004 г. [41]. Но в настоящее время практика аутсорсинга функций, видов деятельности или производственных циклов, связанных с выполнением завершенных работ и услуг, не получила широкого распространения в ОАО «РЖД». Как правило, отдельные виды технологических процессов или операций передаются во внешнее исполнение, более того, аутсорсинг используется для покрытия сезонных потребностей в дополнительном персонале.