Файл: Аутсорсинг персонала: современное использование и перспективы (Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования
1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения
1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике
1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга
1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте
2.3. Предпосылки применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы
3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества
3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами
3.4. Оценка рисков применения аутсорсинга в детском оздоровлении
Целью проведения детской оздоровительной кампании дирекция в первую очередь ставит перед собой задачи по безопасному обеспечению полноценного развития, отдыха и оздоровления детей и подростков в соответствии с современными требованиями и новейшими разработками.
Второстепенной целью дирекции является снижение расходов на проведения детской оздоровительной кампании и тем самым снижение социальных выплат компании.
При традиционном подходе к летней оздоровительной кампании, организация принимает в свой в штат временных работников для осуществления всего процесса оздоровления детей. Функционально эти процесс можно разделить следующим образом:
- Административно-управленческая функция;
- Воспитательно-педагогическая функция;
- Комплексное содержание и обслуживание зданий и инженерных сетей;
- Уборка помещений и территории;
- Медицинское обеспечение;
- Организация питания
- Обеспечение безопасности и пропускного режима;
- Организация противопожарной безопасности;
- Стирка и химчистка;
- Вывоз и утилизация отходов;
- Санитарно-эпидемиологические обслуживание.
Функции с 6-ой по 11-ую в настоящее время осуществляются посредством заключения договора на предоставление соответствующей готовой услуги у специализированных организаций, часть из них по сути своей является аутсорсингом (питание, стирка), другая часть осуществляется в соответствии с обязательными разрешениями (лицензиями) например предоставление услуги обеспечение безопасности и пропускного режима возможна только при наличии у исполнителя лицензии на право осуществления частной охраной деятельности выданной в соответствии законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Функции с 1-ой по 5-ую осуществлялась с привлечением штатного сезонного контингента или контингента по договорам гражданско-правового характера, а в связи со вступлением в силу с января 2014 г. изменений в трудовое законодательство, накладывающие запрет на заключение договоров ГПХ, фактически регулирующих трудовые отношения, применение последнего затруднено.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание значительную долю затрат на оплату труда в общей структуре расходов и пиковую нагрузку на кадровый блок и бухгалтерию в период приема/увольнения сезонного персонала, целесообразно рассмотреть возможность эффективного применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления ОАО «РЖД» посредством передачи «аутсорсеру» ряда функций, таких как:
- Воспитательно-педагогическая функция;
- Комплексное содержание и обслуживание зданий и инженерных сетей;
- Уборка помещений, территории и благоустройство зеленых насаждений.
Кроме того, в целях обеспечения полноценного отдыха детей и их безопасности при нахождении на территории лагеря в период проведения оздоровительной кампании, необходимо обратить внимание на осуществление функций по комплексному содержанию и обслуживанию зданий и инженерных сетей, а также уборки помещений, территории и благоустройству зеленых насаждений. Для осуществления данного процесса, учтивая сезонный характер работы, необходимо привлекать специализированную аутсорсинговую организацию обладающую всеми необходимыми ресурсами.
В целях оценки экономической эффективности реализации проекта по передачи на аутсорсинг вышеизложенных функций необходимо рассчитать расходы на осуществление данных процессов своими силами и сравнить с затратами на приобретение требуемых услуг у привлекаемых аусорсинговых организаций.
Кроме этого, немаловажным является правильный подход к заключению договора на оказание услуг по аутсорсингу с целью получения в конечном итоге искомого результата, для этого необходимо правильно поставить задачу (вообще для российского бизнеса характерно отсутствие умения грамотно и правильно поставить задачу исполнителю) т.е. составить техническое задание.
Задача это сама по себе не простая необходимы большие трудозатраты и привлечение специалистов различных направлений и квалификации.
Глава 3. Разработка концепции применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления дирекции социальной сферы
3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества
Ключевым моментом, который может определить успех мероприятия по передаче бизнес-функций (процессов) на аутсорсинг, является корректный выбор поставщика услуг, ведь аутсорсинг, в свою очередь, это не просто вид партнерских взаимоотношений (договор субподряда), а стратегия управления процессом, предполагающая определенную его реструктуризацию.
В настоящее время в отечественной практике отсутствует четкое описание способа выбора компании-аутсорсера. Не смотря на это, путем обобщения практического опыта крупных компаний, использующих аутсорсинг, можно выделить пять основных этапов при выборе поставщика услуг (рисунок 3.1)
1 этап
Анализ рынка аутсорсинговых услуг и поиск потенциальных аутсорсеров
2 этап
Оценка поставщика аутсорсинговых услуг
3 этап
Выбор поставщика аутсорсинговых услуг
4 этап
Разработка технического задания и условий договора об оказании услуг
5 этап
Выполнение договора согласно предъявляемым условиям
Рис. 3.1 – Этапы выбора поставщика услуг
Первый этап – это изучение рынка услуг аутсорсинга, включает в себя поиск потенциальных партнеров, способных удовлетворить требования заказчика по выполнению необходимого набора бизнес – функций (процессов), поиск детальной информации о каждом из возможных поставщиков услуг.
Второй этап - оценка поставщика аутсорсинговых услуг, является самым сложным для заказчика. В практике мирового бизнеса существует множество рекомендаций по способу выбору поставщика аутсорсинговых услуг.
Одним из примеров, является система классификации Gartner, которая определяет три схемы взаимодействия с внешними поставщиками услуг в соответствии целями и приоритетами организации – заказчика (рисунок 3.2) [51]
Рис. 3.2 – Система классификации Gartner
Третий этап. Аутсорсинг помогает сконцентрироваться на главных направлениях бизнеса, снизить затраты, улучшить соотношение «качество / производительность». Но передачу бизнес-процессов (функций) на аутсорсинг, на фоне неправильного выбора аутсорсера, может постичь и неудача. Это – банкротство, снижение или отсутствие экономического эффекта от реализации проекта, наконец, недостаточная квалификация сотрудников аутсорсинговой компании сказывающаяся на качестве оказываемой услуги и как следствие имидже организации заказчика. Учитывая специфику организации российского рынка аутсорсинга, а также трудности, связанные с процессом отбора поставщика услуг, необходимо, в первую очередь, максимально сузить круг рассматриваемых кандидатов путем тщательного рассмотрения характеристик потенциальных партнеров, наиболее полно дающих представление об их возможностях.
В компании ОАО «РЖД» распоряжением от 14.08.2015 г. № 2047р утвержден перечень унифицированных квалификационных требований предъявляемых к поставщикам товаров, работ и услуг, однако для более качественного анализа деятельности компании-аутсорсера список критериев выбора поставщика услуг должен быть значительно расширен.
В рамках данного исследования, с учетом специфики проведения оздоровительной кампании, целью которой является не только обеспечение полноценного отдыха детей, но и их безопасность при нахождении на территории лагеря, разработан перечень основных критериев выбора компании-аутсорсера и обоснование параметров конкурсных заявок участников конкурса на право заключения договоров на оказание услуг по организации и осуществлению воспитательного процесса и дополнительного образования детей, технического обслуживания и содержаний зданий, сооружений, территории и инженерных сетей детских оздоровительных лагерей.
Содержание и значимость критериев оценки конкурсных заявок установлены для выявления лучших условий исполнения договора.
3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами
С целью дальнейшего анализа экономической обоснованности и эффективности применения аутсорсинга в детском оздоровлении, произведем расчет прямых затрат на прием и содержание штатного сезонного контингента осуществляющего воспитательно-педагогическую функции и функции по обслуживанию инженерных сетей, уборки помещений, территории и благоустройству зеленых насаждений при традиционном подходе к летней оздоровительной кампании.
В качестве исходных данных примем актуальную на сегодняшний день проектную мощность объектов детского оздоровления, количество оздоровительных сезонов и их продолжительность:
- Детский оздоровительный лагерь «Восток» - 383 койко-мест, 2 сезона по 21 дню;
- Оздоровительный лагерь «Салют» - 255 койко-мест, 3 сезона по 21 дню.
Произведем расчет расходов на выполнение работ в разрезе элементов затрат:
- Затраты на оплату труда, в том числе фонда оплаты труда с учетом действующих тарифов (окладов), стимулирующих выплат и выплат по районному регулированию, социальные выплаты;
- Отчисления на социальные нужды;
- Материальные затраты, в том числе материалы (спецодежда);
- Прочие затраты (медицинская комиссии при приеме на работу)
Результаты расчетов представим в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1
Расходы на выполнение функций планируемых к передаче на аутсорсинг в разрезе элементов затрат
Наименование функции |
Объект оздоровления |
Кол-во ед. персонала |
Расходы, тыс. руб. |
||||||
Затраты на оплату труда |
Отчисления на соц. нужды |
Материалы |
ПМЗ |
Прочие затраты |
Итого расходы |
||||
Воспитательно-педагогическая |
ДОЛ Восток |
47 |
2 308,20 |
688,6 |
0 |
89,3 |
3 086,10 |
||
ОЦ Салют |
34 |
2 507,90 |
748,3 |
0 |
64,6 |
3 320,70 |
|||
Итого |
81 |
4 816,00 |
1 436,90 |
0 |
153,9 |
6 406,80 |
|||
Уборка зданий, помещений и территории |
ДОЛ Восток |
20 |
568,8 |
169,7 |
20 |
38 |
796,4 |
||
ОЦ Салют |
18 |
771,8 |
230,2 |
18 |
34,2 |
1 054,20 |
|||
Итого |
38 |
1 340,50 |
399,9 |
38 |
72,2 |
1 850,60 |
|||
Обслуживание инженерных сетей и благоустройство зеленых насаждений |
ДОЛ Восток |
8 |
332,7 |
99,3 |
8 |
15,2 |
455,2 |
||
ОЦ Салют |
8 |
501,7 |
149,7 |
8 |
15,2 |
674,5 |
|||
Итого |
16 |
834,4 |
248,9 |
16 |
30,4 |
1 129,70 |
|||
ИТОГО |
ДОЛ Восток |
75 |
3 209,60 |
957,5 |
28 |
142,5 |
4 337,70 |
||
ОЦ Салют |
60 |
3 781,30 |
1 128,20 |
26 |
114 |
5 049,50 |
|||
Итого |
135 |
6 990,90 |
2 085,70 |
54 |
256,5 |
9 387,10 |
|||
Доля, % |
74,50% |
22,20% |
0,60% |
2,70% |
100,00% |