Файл: Аутсорсинг персонала: современное использование и перспективы (Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования

1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения

1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике

1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга

1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте

2.2. Цели и задачи функционирования объектов детского оздоровления как функция компаний ведущих социально ответственный бизнес

2.3. Предпосылки применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы

Глава 3. Разработка концепции применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления дирекции социальной сферы

3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества

3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами

3.3. Порядок экономического обоснования эффективности применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления

3.4. Оценка рисков применения аутсорсинга в детском оздоровлении

Заключение

Библиография

Аутсорсинг – бизнес-технология, предусматривающая передачу сторонним специализированным компаниям (аутсорсинговым компаниям) процессов или функций внутри своего бизнеса вместе с ответственностью за результат выполнения этих процессов.

Аутсорсинг определённо не является быстрым решением проблем плохо управляемого процесса.

Побудительными мотивами к аутсорсингу могут быть:

- недостаток собственных ресурсов;

- сокращение затрат;

- сосредоточение внимания на основной деятельности;

- получение конкурентоспособного преимущества.

В настоящее время аутсорсинг трактуется, прежде всего, как метод стратегического формирования структуры хозяйственной деятельности учреждения. При этом сущность понятия аутсорсинга можно раскрыть только с разных сторон. Так, аутсорсинг – это:

- передача основных процессов предпринимательской компании сторонним организациям;

- перевод внутреннего подразделения (или подразделений) предприятия и всех, связанных с ним активов, в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую специализированную услугу в течение определенного времени по оговоренной цене;

- система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров;

- современная форма деловых отношений, связанных с развитием современного предпринимательства и кооперации и базирующаяся на долгосрочных, стратегических решениях;

- увеличение ценности организации соглашением об управлении мощностями, перекладывая ответственность за управление персоналом, собственностью и оборудованием на другую организацию;

- передача ряда функций управления из организационной структуры управления предпринимательской организации «на сторону».

Рассмотрим отдельные определения аутсорсинга, приводимые в различных источниках (таблица 1.2). Следует отметить, что авторы англоязычной литературы часто избегают определения непосредственно аутсорсинга, ограничиваясь уточнением сути конкретных управленческих решений и концепций, в частности, касающихся аутсорсинга информационных технологий или бизнес-процессов.

Таблица 1.2

Систематизация понятия аутсорсинг

№ п/п

Определение

Источник, автор

1.

Оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек

The American Heritage, Dictionary of the English Language [23]

2.

Передача подходящим посредникам определенных операций, позволяющих почти мгновенно получить значительную экономию и повысить качество продукции

Р.Драфт [49]

3.

Договорные отношения с внешним поставщиком, характеризующиеся передачей активов (физических и человеческих), для управления средствами обслуживания, управления сетью, услуги для ПК, и прикладное развитие

http://www.iscoverscs.com [67]

4.

Осуществление сторонней организацией производственной деятельности, которая ранее выполнялась внутри фирмы-заказчика

Deardoffs Glossary of International Economics [21]

5.

Работа, выполняемая для компании людьми, которые не принадлежат к числу ее постоянных служащих

www.bloomberg.com [70]


Продолжение таблицы 1.2

№ п/п

Определение

Источник, автор

6.

Сокращение или отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого (не профильного) и/или не прибыльного для компании и передачу его специализированным компаниям, что позволяет сконцентрироваться предприятию на его основной деятельности

Черноусов E.B. [59]

7.

Передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании

www. Wired.com [69]

8.

Способ оптимизации деятельности предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям

[66]

9.

Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене

Хейвуд Дж. Брайан [58]

10.

В узком — «затратно-трудовом» смысле — перенос трудоемкого и сложного, но уже из разработанного и освоенного процесса из развитой экономики в развивающуюся. Цель такого переноса— повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции главным образом за счет более низкой цены труда

http://dictionary-economics.ru [68]

11.

Целенаправленное выделение некоторых бизнес-процессов (или даже систем) и делегирование их реализации стороннему исполнителю

Колесников СЮ. [35]

Продолжение таблицы 1.2

№ п/п

Определение

Источник, автор

12.

Современный способ производства, основанный на отношениях субподряда в глобальных масштабах при использовании принципа сравнительных преимуществ. В процессе аутсорсинга участвуют две стороны: компания-заказчик и компания-исполнитель; при этом заказчик в целях снижения себестоимости или улучшения качества продукции делегирует исполнителю реализацию производственных процессов, которые не являются жизненно важными для компании-заказчика

Ашмянская И. [29]

13.

Приобретение существенного количества промежуточных компонентов у внешних поставщиков

Bloomberg Financial Glossary [20]

14.

Передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса

Менеджмент. Словарь-справочник [43]

15.

Передача функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику

Постановление ФСГС РФ от 27 июля 2006 г. [18]


Достаточно близкими, по сути, понятиями являются термины: «ауттаскинг» - передача вовне отдельных задач организации и «аутплейсмент» - термин, означающий вывод персонала за пределы компании.

Основной принцип аутсорсинга звучит следующим образом: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других. Передаю внешнему пользователю то, что он делает лучше других». [65]

Концепция аутсорсинга сводится к трём основным принципам:

- каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нём;

- решение сопутствующих и второстепенных, по мнению менеджмента, задач нужно поручить тому, кто справится с ними лучше;

- такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю.

Основными целями аутсорсинга являются:

- улучшение качества товаров и услуг при конкретных производственных затратах;

- снижение цены на предлагаемые услуги и реализуемую продукцию при сохранении оптимального уровня качества за счёт максимального снижения производственных затрат;

- увеличение финансовой устойчивости предприятия за счёт минимизации затрат, но при этом сохраняя определённый уровень качества продукции и услуг.

Сегодня реально существуют два основных способа приобретения аутсорсинг-услуг:

- дискретный, когда компания привлекает внешнего поставщика для проведения разовых работ в рамках проекта и не планирует продолжать пользоваться услугами этого поставщика по окончании проекта;

- собственно аутсорсинг, когда заказчик передает непрофильные бизнес-процессы в управление сторонней компании, а сам фокусируется на основной сфере деятельности.

Классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящий момент устоявшейся и окончательной, так как партнёрские отношения в рамках конкретных соглашений об аутсорсинге могут иметь значительные различия. Причиной этого являются быстрые темпы развития этого сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношений в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения и пр.

Форма партнёрских взаимоотношений выбирается заказчиком и зависит, в первую очередь, от желания и возможности контролировать и координировать выполнение работ аутсорсером. Степень такой координации определяется правами на владение теми ресурсами, которые задействованы в реализации аутсорсинг-проекта с обеих сторон.

В зависимости от формы организации совместной деятельности выделяют внутренний и внешний аутсорсинг:


Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении функций внутри системы с целью сохранения контроля над качеством их выполнения.

При внешнем аутсорсинге выполнение отдельных или взаимосвязанных функций передаётся внешнему исполнителю-аутсорсеру, при этом сокращаются доля компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения.

Если учитывать уже имеющуюся практику рынка аутсорсинговых услуг в развитых странах и некоторые примеры деятельности первых аутсорсеров в России, то представляется возможность выделить три основных вида аутсорсинга:

- функциональный (передача функций управления);

- операционный (передача производственных функций);

- ресурсный (приобретение внешних ресурсов взамен использования внутренних).

В зависимости от объёма передаваемых стороннему исполнителю функций каждый из перечисленных видов аутсорсинга можно определённым образом классифицировать:

- максимальный, или полный, аутсорсинг обозначает договор, по которому штат сотрудников, а возможно и активы, относящиеся к основной деятельности компании, передаются поставщику услуг на время действия контракта;

- частичный, или выборочный, аутсорсинг предполагает, что значительная часть подразделений остаётся в ведении клиента;

- при совместном аутсорсинге стороны являются партнёрами.

В последнее время понятие «совместный аутсорсинг» часто используется для описания субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг.

- промежуточный аутсорсинг используется в случае, когда компания, как правило, имеющая своих специалистов с высоким уровнем квалификации, передает управление своими подразделениями третьей стороне;

- при трансформационном аутсорсинге компания приглашает поставщика услуг, который полностью осуществляет работу подразделения, разрабатывая и создавая новый конечный продукт и передавая его впоследствии клиенту.

Становясь потребителем аутсорсинговых услуг, организация-заказчик получает возможность сосредоточиться на основной деятельности, поскольку договор аутсорсинга заключается, как правило, именно по непрофильным направлениям. Передача части работ на аутсорсинг позволяет сократить издержки, так как зачастую услуги аутсорсера стоят дешевле, чем содержание собственного персонала или выполнение соответствующей производственной функции.

Между организацией-заказчиком и аутсорсинговой организацией заключается гражданско-правовой договор, предметом которого является предоставление услуги или выполнение работы. По сути дела, прибегая к услугам аутсорсера, организация-заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение, которое в то же время остается от него юридически независимым.


Социальный аутсорсинг - передача социальными учреждениями производственно-обеспечивающих функций или функций по предоставлению социальных услуг на постоянное обслуживание другим компаниям.

Практика социального аутсорсинга, как правило, связана со следующими проблемами, требующими немедленного решения:

1) наличие избыточных полномочий;

2) высокий уровень неэффективных расходов в сфере образования, культуры, спорта и социальной защиты населения;

3) неоптимизированная система управления бюджетными учреждениями;

4) низкий уровень доходов учреждений социальной сферы;

5) высокая безработица и напряженность на рынке труда;

6) недостаточное качество предоставляемых социальных услуг;

7) низкая технологическая эффективность работы органов местного самоуправления при предоставлении социальных услуг;

8) отсутствие развитого общественного сектора.

Зачастую качество предоставления социальных услуг внешними исполнителями в несколько раз выше качества услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями. Этот феномен можно объяснить стремлением коммерческих и некоммерческих организаций изначально оптимизировать свои расходы для нормального функционирования на рынке социальных услуг в условиях жесткой конкуренции.

Основные рекомендации по развитию концепции социального аутсорсинга включают следующие положения:

- более активное привлечение к решению социальных вопросов руководителей промышленных предприятий района (внедрение элементов частно-государственного партнерства в концепцию);

- развитие конкурентной среды среди некоммерческих организаций в процессе реализации социальных проектов с целью повышения качества оказываемых ими услуг при неизменном уровне бюджетного финансирования реализации проектов;

- стимулирование общественного сектора к учреждению фондов, некоммерческих партнерств, малых производственных предприятий (реализация положений гл. VI Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

- использование практики многофункциональных центров для упрощения процедуры получения социальных услуг населением (реализация положений гл. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Потенциальные преимущества аутсорсинга:

  1. Экономия средств. Стоимость услуг аутсорсинга гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры. С заработной платы собственных работников необходимо уплачивать подоходный налог и делать отчисления на социальные нужды. Внешний провайдер услуг способен обеспечить экономию и (или) более высокий уровень услуг за счет спецификации, более дешевой рабочей силы или эффекта масштаба.
  2. Экономия рабочих мест. Создание собственной структуры требует дополнительных офисных площадей, оргтехники, канцтоваров, справочно-правовых систем, лицензионного программного обеспечения.
  3. Постоянная безотказная работа. Собственным работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный. Фирма-аутсорсер работает постоянно.
  4. Экономия времени. Подбор кадров - непростая задача, требующая времени. Необходимые инфраструктуру, технологии и специалистов можно получить у аутсорсера.
  5. Гарантированное качество. Фирма-аутсорсер имеет в своем штате команду высококвалифицированных специалистов и обладает богатым рыночным опытом выполнения аналогичных работ.