Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



Именно последним обстоятельством обусловлено исчезновение мно­гих инструментов, которые были широко распространены вплоть до XVIII века, в том числе волынки, гудка и других, с неизменно гудящими во время игры звуками. Балалайка же становится незаменима при исполнении ак­кордовой фактуры.

На смену протяжной песне приходит новый вид народной музыки - частушки, плясовые наигрыши, имеющие четко очерченную метрорит­мическую основу. Возникла потребность в инструменте, способном вне ансамблевого исполнения не только вести мелодию, но и поддерживать ритмическую и гармоническую структуру музыки. Балалайка отвечала всем этим требованиям, к тому же она являлась инструментом легким в изготовлении, быстрым и удобным в обучении игре на нем.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что к середине XX столетия уже сложилась профессиональная школа исполнительства на балалайке.

Длинным и сложным был путь развития гитары. Струнный щипко­вый инструмент под названием guitara (от греческого - кифара) был извес­тен еще в XIV - XV веках. Окончательное оформление гитары, такой как мы ее знаем, произошло лишь в XVIII веке. Ее предшественниками были разнообразные старинные инструменты: греческая кифара, лира, лютня, испанская виуэла, итальянская виола29.

Так, в середине XIV века в Европу из стран Востока была завезена лютня. Особое значение в музыкальной жизни она приобрела в эпоху Воз­рождения. В середине XVI века лютня стала самым популярным инстру­ментом. Лютнисты довели игру на лютне до значительного совершенства. Создали обширную музыкальную литературу, многие произведения, кото­рые без особых изменений исполняются современными гитаристами. До наших дней сохранились и инструменты того времени.

В XVI - XVII веках в Испании широкое распространение получила виуэла. По внешним признакам виуэла имела большое сходство с совре­менной гитарой за исключением нижней деки, которая была выпуклой, как у лютни. Этот инструмент считался аристократическим и на нем играли при дворе королей и испанских грандов. Музыка того времени, считается музыкальной «классикой ранних щипковых инструментов.

В середине XVI века стал усиливаться интерес к гитаре. В 1549-1555 годах испанский музыкальный теоретик, французский монах Хуан Берму- до написал трактат (Книга, призывающая к изучению музыкальных инст­рументов), где советовал, как из виуэлы сделать гитару: «Если хотите пре­вратить виуэлу в гитару - удалите у нее первую и шестую струны». В кон­це XVI - начале XVII века пятиструнная («испанская») гитара окончатель­но вытесняет виуэлу
30.

Первый трактат, посвященный испанской гитаре, был опубликован в 1596 году в Барселоне Хуаном Карлосом Аматом, доктором медицины и крупным математиком. Трактат Амата и его распространение свидетельст­вовали о конце процветания виуэлы и утверждении нового инструмента - испанской пятиструнной гитары, получившей в короткий срок междуна­родное призвание. О широкой популярности гитары в Италии свидетельст­вует обилие музыкальных сборников, появившихся в то время. Прослав­ленные скрипичные мастера Антонио Страдивари, Джованни Батиста Гваданьини и другие занимались изготовлением пятиструнных гитар.

К началу XVIII века в связи с усовершенствованием смычковых и клавишных инструментов щипковые инструменты отходят на задний план. Лишь к концу XVIII века появилась шестиструнная гитара, в последующем названная «классической». Тем не менее, дальнейшее усовершенствование классической гитары продолжалось. Так, на рубеже XVIII - XIX веков во Франции была сделана попытка ввести в практику семиструнную гитару квартового строя, но безуспешно. Пропаганда этой гитары в середине XIX века, французским гитаристом Наполеоном Костом также не дала ре­зультатов.

В том же веке создавались новые виды гитар: арфо-гитара, гитара- лира и другие, в которых мастера пытались сочетать достоинства разных щипковых инструментов. Однако ни один из этих инструментов не полу­чил широкого распространения, так как главными их недостатками были громоздкость конструкции и плохое качество звука.

В начале XIX века появляются шестиструнные терц- и квартгитары, которые строились на малую терцию или чистую кварту выше обычных гитар. Их впервые употребил в ансамблях итальянский гитарист Мауро Джульяни. В наши дни такие гитары применяются для обучения детей, по­добно тому, как юные скрипачи и виолончелисты учатся на маломерных инструментах.


2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России



В последнее время сложилась такая ситуация, что му­зыкальное искусство под воздействием активного вторжения рыночных отношений стало на путь примитивизации и коммерциализации, програм­мирующий на одностороннее, упрощенное стандартизированное миросо­зерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем, доступность музыки не обуславливает ее высокую художественную ценность. Происходит объединение художественного восприятия, что ска­зывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Одной из возможностей избежать такой ситуации является опора му­зыкального воспитания на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура - это не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы, не догма определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не из­меняющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.

В процессе исторического развития продолжали жить те явления и предметы, которые были необходимы для существования духовной куль­туры народа. Их значимость изменялась в зависимости от социальных ус­ловий и ценностных ориентаций общества, социальной группы конкретно­го человека. Преемственность поколений позволяла сохранять самобыт­ную духовную культуру народа, следовать ее лучшим образцам.

Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры, в том числе исполнительские традиции на народных музыкаль­ных инструментах, то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам31.

Народно-инструментальное исполнительство - это не только важная составная часть музыкальной культуры народа, но и многовековая практика бытования музыкального инструментария в фольклоре - искусстве слуховой, бесписьменной традиции. Она прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связана с нотной народно-инструментальной куль­турой. Ряд таких свойств народно-инструментальной музыки, как традици­онность, коллективность и бесписьменная, контактная форма передачи тра­диции, роднит ее с фольклором.

Народно-инструментальное исполнительство требует определенных навыков
, знаний, опыта и вызывает необходимость обучения, а также по­стоянного самосовершенствования, и, будучи своеобразным эстетическим феноменом, проявляет себя дифференцированно у разных народов и в раз­ные эпохи. Комплекс ее функциональных и структурных параметров спе­цифичен для каждой конкретной этнической среды. То, что не относилось к народной музыке в одну эпоху, могло стать таковой в другую и наоборот. В каждой конкретной историко-культурной ситуации структурные и функциональные параметры народной инструментальной музыки очень специфичны.

Народная инструментальная музыка - составная часть духовной культуры своего народа. Она тесно связана с его бытом, укладом жизни, национальными традициями, его историей, его комплексными представле­ниями о прекрасном, системой символов добра и зла, любви и ненависти и так далее.

Народная инструментальная музыка развивалась в тесном контакте с другими видами народного творчества, которые отразились во всем ком­плексе бытования и развития народного творчества.

Одним из обязательных условий понимания специфики народной инструментальной музыки является изучение народных музыкальных ин­струментов, история становления и развития которых неразрывно связана с развитием инструментальной музыки и музыкальной культуры народа в целом.

Особенностями русской народной инструментальной музыки состо­ит в том, что от своих истоков вплоть до ХХ века она не выступала как са­мостоятельный вид искусства, а существовала преимущественно во взаи­мосвязи с другими видами искусств:

Несмотря на прикладной характер, народно-инструментальной музыки она представляет собой явление значительное, самобытное, многогранное, как часть народного искусства.

Важной представляется точка зрения исследователей народного ис­кусства Т. С. Комаровой, Т. А. Ратановой, Г. В. Быховец, Г. П. Новиковой, М. Н. Братухиной, О. А. Соломенниковой, В. И. Калугиной и других, в трудах которых народное искусство выступает как универсальная педаго­гическое искусство, закладывающее основы этического, эстетического, патриотического воспитания и развитие творческих способностей32.

Любое культурное явление подразумевают не только его тщательное изучение, но и непосредственную интеграцию и популяризацию. Эти тен­денции лежат в основе двух традиций академической и фольклорной, взаимодействие которых прослеживается в становлении стилей и жанров33.

Традиция представляет собой основополагающее, родовое понятие философии, имеющее статус фундаментальной категории, обозначающей не какое-либо
парциальное в том или ином отношении, а определяющее универсальное измерение культуры. Другими словами, наука о культу­ре так же, как и сама культура, имеет в центре своего мироздания понятие традиции. Традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Именно благодаря их существованию происходит воспроизводство культурного наследия этноса.

В современной философии и культурологии проведены серьезные исследования по научному анализу культурной традиции, которые позво­лили раскрыть феномен целостности и многообразия связей34.

Традиция - это то, что помогает системе выживать, обеспечивает ее адаптивность, т. е. способность для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой. Наиболее ярко тра­диции проявляются, в этнической культуре при переходе от этнической к национальной культуре, но при этом они отчасти теряют свою чистоту, ау­тентичность. При складывании национальных форм традиции происходит ее приспособление, адаптация к новым требованиям.

Очевидно, что традиция как механизм передачи социально-­значимого опыта в культуре универсальна. Она может видоизменяться, принимать разные формы. Какие-то ее элементы безвозвратно исчезают, какие-то переходят от эпохи к эпохе.

Таким образом, отдельные элементы традиции могут передаваться от поколения к поколению, в большей или меньшей степени теряя или сохра­няя свою аутентичность.

Музыкальный язык академической традиции в народно-инстру­ментальном исполнительстве семантизирован, обобщен, символичен, бла­годаря чему достигает художественной выразительности.

Напротив язык фольклорной традиции овеществлен и жизненно кон­кретен. Он тяготеет к синкретизму и пользуется приемами изобразитель­ности. «Бесписьменный метод исполнения в фольклоре и в частности ин­струментальном, неизбежно делает музыку импровизационной.

Разумеется, она имеет свои передающиеся из поколения в поколение правила. В фольклорном искусстве, в его первозданном виде, нет и прин­ципиально невозможно деление на концертного исполнителя, и публику: в музицировании может принять участие каждый». Обе эти традиции, преломляясь в друг друге, формировали определенные педагогические мо­дели в развитии народно-инструментального исполнительства.