Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
Именно последним обстоятельством обусловлено исчезновение многих инструментов, которые были широко распространены вплоть до XVIII века, в том числе волынки, гудка и других, с неизменно гудящими во время игры звуками. Балалайка же становится незаменима при исполнении аккордовой фактуры.
На смену протяжной песне приходит новый вид народной музыки - частушки, плясовые наигрыши, имеющие четко очерченную метроритмическую основу. Возникла потребность в инструменте, способном вне ансамблевого исполнения не только вести мелодию, но и поддерживать ритмическую и гармоническую структуру музыки. Балалайка отвечала всем этим требованиям, к тому же она являлась инструментом легким в изготовлении, быстрым и удобным в обучении игре на нем.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что к середине XX столетия уже сложилась профессиональная школа исполнительства на балалайке.
Длинным и сложным был путь развития гитары. Струнный щипковый инструмент под названием guitara (от греческого - кифара) был известен еще в XIV - XV веках. Окончательное оформление гитары, такой как мы ее знаем, произошло лишь в XVIII веке. Ее предшественниками были разнообразные старинные инструменты: греческая кифара, лира, лютня, испанская виуэла, итальянская виола29.
Так, в середине XIV века в Европу из стран Востока была завезена лютня. Особое значение в музыкальной жизни она приобрела в эпоху Возрождения. В середине XVI века лютня стала самым популярным инструментом. Лютнисты довели игру на лютне до значительного совершенства. Создали обширную музыкальную литературу, многие произведения, которые без особых изменений исполняются современными гитаристами. До наших дней сохранились и инструменты того времени.
В XVI - XVII веках в Испании широкое распространение получила виуэла. По внешним признакам виуэла имела большое сходство с современной гитарой за исключением нижней деки, которая была выпуклой, как у лютни. Этот инструмент считался аристократическим и на нем играли при дворе королей и испанских грандов. Музыка того времени, считается музыкальной «классикой ранних щипковых инструментов.
В середине XVI века стал усиливаться интерес к гитаре. В 1549-1555 годах испанский музыкальный теоретик, французский монах Хуан Берму- до написал трактат (Книга, призывающая к изучению музыкальных инструментов), где советовал, как из виуэлы сделать гитару: «Если хотите превратить виуэлу в гитару - удалите у нее первую и шестую струны». В конце XVI - начале XVII века пятиструнная («испанская») гитара окончательно вытесняет виуэлу
30.
Первый трактат, посвященный испанской гитаре, был опубликован в 1596 году в Барселоне Хуаном Карлосом Аматом, доктором медицины и крупным математиком. Трактат Амата и его распространение свидетельствовали о конце процветания виуэлы и утверждении нового инструмента - испанской пятиструнной гитары, получившей в короткий срок международное призвание. О широкой популярности гитары в Италии свидетельствует обилие музыкальных сборников, появившихся в то время. Прославленные скрипичные мастера Антонио Страдивари, Джованни Батиста Гваданьини и другие занимались изготовлением пятиструнных гитар.
К началу XVIII века в связи с усовершенствованием смычковых и клавишных инструментов щипковые инструменты отходят на задний план. Лишь к концу XVIII века появилась шестиструнная гитара, в последующем названная «классической». Тем не менее, дальнейшее усовершенствование классической гитары продолжалось. Так, на рубеже XVIII - XIX веков во Франции была сделана попытка ввести в практику семиструнную гитару квартового строя, но безуспешно. Пропаганда этой гитары в середине XIX века, французским гитаристом Наполеоном Костом также не дала результатов.
В том же веке создавались новые виды гитар: арфо-гитара, гитара- лира и другие, в которых мастера пытались сочетать достоинства разных щипковых инструментов. Однако ни один из этих инструментов не получил широкого распространения, так как главными их недостатками были громоздкость конструкции и плохое качество звука.
В начале XIX века появляются шестиструнные терц- и квартгитары, которые строились на малую терцию или чистую кварту выше обычных гитар. Их впервые употребил в ансамблях итальянский гитарист Мауро Джульяни. В наши дни такие гитары применяются для обучения детей, подобно тому, как юные скрипачи и виолончелисты учатся на маломерных инструментах.
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под воздействием активного вторжения рыночных отношений стало на путь примитивизации и коммерциализации, программирующий на одностороннее, упрощенное стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем, доступность музыки не обуславливает ее высокую художественную ценность. Происходит объединение художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.
Одной из возможностей избежать такой ситуации является опора музыкального воспитания на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура - это не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы, не догма определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
В процессе исторического развития продолжали жить те явления и предметы, которые были необходимы для существования духовной культуры народа. Их значимость изменялась в зависимости от социальных условий и ценностных ориентаций общества, социальной группы конкретного человека. Преемственность поколений позволяла сохранять самобытную духовную культуру народа, следовать ее лучшим образцам.
Если рассматривать в эволюции продукты народной художественной культуры, в том числе исполнительские традиции на народных музыкальных инструментах, то можно заметить, что в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного искусства, сочетающегося с обращением к его первоистокам31.
Народно-инструментальное исполнительство - это не только важная составная часть музыкальной культуры народа, но и многовековая практика бытования музыкального инструментария в фольклоре - искусстве слуховой, бесписьменной традиции. Она прослеживается из глубокой древности до наших дней и органично связана с нотной народно-инструментальной культурой. Ряд таких свойств народно-инструментальной музыки, как традиционность, коллективность и бесписьменная, контактная форма передачи традиции, роднит ее с фольклором.
Народно-инструментальное исполнительство требует определенных навыков
, знаний, опыта и вызывает необходимость обучения, а также постоянного самосовершенствования, и, будучи своеобразным эстетическим феноменом, проявляет себя дифференцированно у разных народов и в разные эпохи. Комплекс ее функциональных и структурных параметров специфичен для каждой конкретной этнической среды. То, что не относилось к народной музыке в одну эпоху, могло стать таковой в другую и наоборот. В каждой конкретной историко-культурной ситуации структурные и функциональные параметры народной инструментальной музыки очень специфичны.
Народная инструментальная музыка - составная часть духовной культуры своего народа. Она тесно связана с его бытом, укладом жизни, национальными традициями, его историей, его комплексными представлениями о прекрасном, системой символов добра и зла, любви и ненависти и так далее.
Народная инструментальная музыка развивалась в тесном контакте с другими видами народного творчества, которые отразились во всем комплексе бытования и развития народного творчества.
Одним из обязательных условий понимания специфики народной инструментальной музыки является изучение народных музыкальных инструментов, история становления и развития которых неразрывно связана с развитием инструментальной музыки и музыкальной культуры народа в целом.
Особенностями русской народной инструментальной музыки состоит в том, что от своих истоков вплоть до ХХ века она не выступала как самостоятельный вид искусства, а существовала преимущественно во взаимосвязи с другими видами искусств:
Несмотря на прикладной характер, народно-инструментальной музыки она представляет собой явление значительное, самобытное, многогранное, как часть народного искусства.
Важной представляется точка зрения исследователей народного искусства Т. С. Комаровой, Т. А. Ратановой, Г. В. Быховец, Г. П. Новиковой, М. Н. Братухиной, О. А. Соломенниковой, В. И. Калугиной и других, в трудах которых народное искусство выступает как универсальная педагогическое искусство, закладывающее основы этического, эстетического, патриотического воспитания и развитие творческих способностей32.
Любое культурное явление подразумевают не только его тщательное изучение, но и непосредственную интеграцию и популяризацию. Эти тенденции лежат в основе двух традиций академической и фольклорной, взаимодействие которых прослеживается в становлении стилей и жанров33.
Традиция представляет собой основополагающее, родовое понятие философии, имеющее статус фундаментальной категории, обозначающей не какое-либо
парциальное в том или ином отношении, а определяющее универсальное измерение культуры. Другими словами, наука о культуре так же, как и сама культура, имеет в центре своего мироздания понятие традиции. Традиция означает передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Именно благодаря их существованию происходит воспроизводство культурного наследия этноса.
В современной философии и культурологии проведены серьезные исследования по научному анализу культурной традиции, которые позволили раскрыть феномен целостности и многообразия связей34.
Традиция - это то, что помогает системе выживать, обеспечивает ее адаптивность, т. е. способность для самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствие со средой. Наиболее ярко традиции проявляются, в этнической культуре при переходе от этнической к национальной культуре, но при этом они отчасти теряют свою чистоту, аутентичность. При складывании национальных форм традиции происходит ее приспособление, адаптация к новым требованиям.
Очевидно, что традиция как механизм передачи социально-значимого опыта в культуре универсальна. Она может видоизменяться, принимать разные формы. Какие-то ее элементы безвозвратно исчезают, какие-то переходят от эпохи к эпохе.
Таким образом, отдельные элементы традиции могут передаваться от поколения к поколению, в большей или меньшей степени теряя или сохраняя свою аутентичность.
Музыкальный язык академической традиции в народно-инструментальном исполнительстве семантизирован, обобщен, символичен, благодаря чему достигает художественной выразительности.
Напротив язык фольклорной традиции овеществлен и жизненно конкретен. Он тяготеет к синкретизму и пользуется приемами изобразительности. «Бесписьменный метод исполнения в фольклоре и в частности инструментальном, неизбежно делает музыку импровизационной.
Разумеется, она имеет свои передающиеся из поколения в поколение правила. В фольклорном искусстве, в его первозданном виде, нет и принципиально невозможно деление на концертного исполнителя, и публику: в музицировании может принять участие каждый». Обе эти традиции, преломляясь в друг друге, формировали определенные педагогические модели в развитии народно-инструментального исполнительства.