Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов

1.1 Народные музыкальные инструменты

1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов

1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов

2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России

2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России

2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры

Выводы

Список литературы Вемировский Л. Механические и психофизиологические моменты в основных приёмах скрипичной техники. М.:Юргенсон, 2012. - 163 с. Игумнов Н. Мои исполнительские и педагогические принципы// Сов.музыка. 2010. № 4. С.68-74. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб, пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с. Имханицкий М.И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Каре А. История оркестровки. М.:Музыка, 2010. - 304 с. Клещев С. О методике воспитания пианистических движений // Сов.музыка. 2012.9.-С. 63-68. Коган Г. О «режиссерском» и «актёрском» начале в исполнительстве // Сов.музыка. 2014. № 5. С. 95-98. Коган Г. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 2010.-165 с. Когоутек Ц. Техника в композиции XX века. М.: Музыка, 2012. - 395 с. Колесников А. Акустические измерения. Л.-Судостроение, 2014. - 256 с. Королев Ю.Г. Ведущие исполнители на домре второй половины XX века: метод, пособие для студ. вузов культуры и искусств / Ю.Г. Королев ; КГУКИ. - Казань : Изд-во «ГранДан», 2003. - 27 с. Королев Ю.Г. Оркестровая литература: метод, пособие. Ч. 1 / Ю.Г. Королев; КГАКИ. - Казань, 1998. - 45 с. Королев Ю.Г. Сольное и оркестровое исполнительство на гуслях : метод, пособие / Ю.Г. Королев; КГУКИ. - Казань: ООО «Астория», 2007. - 29 с. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учеб. пособ. СПб.: Лань-Триада, 2012. - 960 с. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат,2010. - 366 с. Леонов В. Целостный анализ звукоизЕлечения и звукообразования при игре на фаготе. Элиста: Калм.кн.изд-во,2013. -265 с. Музыкальная акустика. Изд.2-е. Ред.И.Гарбузова. М.: Музыка, 2013. - 236 с. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энцикл», 2011. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 2013. 383 с. Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, методика : сборник статей / Российский Дом народного творчества ; ред.-сост.: Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. -М„ 2007. -63 с. Немировский Л. Акустика физическая, физиологическая и музыкальная.- М.:Госиздат, 2014. 216 с. Павлоцкая В.Дачерович А.,Лукьянов А. Акустика и электроакустическая аппаратура. М.: Искусство, 2010. - 223 с. Панкевич Г. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2012. - 130 с. Пересада А. Справочник домриста: справочное издание/А. Пересада. - Краснодар: Краснодар, изд.-полиграф, произв. предприятие, 1993. - 399 с. Пистон У. Оркестровка. М.: Сов.композитор, 2011. - 464 с. Популярная музыка за рубежом: Иллюстрир. биобиблиографический справочник. 1928-1997 гг. / Ред. В. В. Ястребов. - Ульяновск: «Симбвестинфо», 1997. - 462 с. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 2011. - 190 с. Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М.-Наука, 2012. - 127 с. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 2010. -178 с. Разевский 3. Школа игры на инструментах. Рига, 2010. - 215 с. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. М.: Музыка, 2014. - T.I. Сабинина М. Шостакович симфонист. - М.: Myзыка, 2012.-476 с. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). М.: Музыка, 2014. - 126 с. Соколов А. Музыкальная композиция XX века; диалектика творчества. М.: My зыка, 2013. - 228 с. Соловцов А. Симфонические произведения Римского-Корсакова. М.: Госмузиздат, 2011. - 200 с. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 2013. - 494 с. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АШ СССР, 2010. 335 с. Тейлор Ч. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 2012. - 184 с. Усов Ю. От редактора-составителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: My зыка, 2014. - Вып.4. - С.3-5. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.:Музыка,2010. - 2-е изд. - 206 с. Усов, Артем Александрович. Сонаты для балалайки. История и современность: монография / А. А. Усов. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2009. - 177 с. Факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных: Сб. ст. и материалов. - М: РАМ им. Гнесиных, 2000. - 335 с. Фант Г. Акустическая теория звукообразования.

Приложение



По существу музыкальный инструмент может существовать одно­временно и как фольклорный инструмент и как академический. Таким об­разом, такая перспектива имеет особую значимость и усиливает социаль­ную составляющую народно-инструментального исполнительства. Как из­вестно, музыкальная культура общества определяется уровнем массового музыкального сознания, связанного с созданием системы образования, где роль народно-инструментального исполнительства в демократизации оте­чественного музыкального искусства представляется весьма важной35.

На рубеже XX-XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, связанные с распадом СССР. Кризис национального самосознания, утрата ценностных ориентиров у многих граждан России затрудняют преобразования, направленные на поступательное развитие страны. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Русские народные музыкальные инструменты, как необходимая часть нашей национальной культуры, играют очень важную роль в ее сохранении и возрождении, способствуют воспитанию национального самосознания, что рассматривается сегодня как государственная политика36.

В настоящее время у специалистов-народников вызывает большую озабоченность сегодняшнее состояние дел в области русских народных инструментов. Это огромная государственная проблема, которая должна серьезно обеспокоить наших государственных мужей, ибо русские народные инструменты – не узкокорпоративная проблема, а проблема нашей национальной культуры, проблема серьезная, не требующая отлагательств в решении. На фоне всех происходящих перемен последних двух десятилетий отмечаются резкие негативные процессы, связанные с русским народным инструментарием, образованием, пропагандой, воспитанием в сфере отечественных национальных струнных и клавишных музыкальных инструментов.


Есть различные пути и способы для возрождения былого значения, популярности и роли народных инструментов. Отметим, что эти пути уже проходились, показали свою безусловную состоятельность, большую эффективность и огромную пользу. Если мы обратимся к сравнительно недавней истории музыкального развития Челябинской области, то одной из таких возможностей стали проведенные первые в стране фестивали «Хрустальные струны».

I Всероссийский фестиваль ансамблей щипковых народных инструментов (гитара в ансамбле со струнными инструментами) состоялся в Челябинске в 2004 г.

Фестиваль был посвящен выдающимся уральским музыкантам-народникам В. В. Знаменскому и С. Я. Садакову – «отцам» струнных народных инструментов на Урале. Тем самым было подтверждено уважение к их выдающейся роли в формировании и развитии исполнительства и педагогики в сфере русских народных струнных инструментов.

Если говорить о содержании музыкального мероприятия, то оно исходило из следующих задач:

1. Широкая пропаганда народных щипковых музыкальных инструментов, гитары.

2. Активизация работы по популяризации домры и балалайки.

3. Стимулирование развития народных щипковых инструментов через фестивальное движение.

4. Повышение профессионального уровня исполнителей на народных щипковых инструментах.

5. Поиск оптимальных путей развития исполнительства и педагогики в сфере щипковых инструментов.

В фестивале могли принимать участие ансамбли народных инструментов различных составов, но с обязательным привлечением гитары.

Здесь необходимо пояснить суть вопроса. Классическая шестиструнная гитара в Челябинской области уже завоевала прочные позиции, сформирован мощный исполнительский и педагогический фундамент – одна из воспитанниц заслуженного артиста РФ, челябинского композитора, профессора Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского В. Козлова Ирина Куликова – на сегодняшний день русская гитаристка № 1, одна из немногих, вышедших на мировую орбиту известности. Самому Виктору Козлову как композитору дал высокую оценку английский гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара»: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В.Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений

, что само по себе редкое качество в напыщенном мире современной музыки». В Челябинской области постоянно проходят различные мероприятия, связанные с классической шестиструнной гитарой, имеется свой композиторский корпус, творчество которого получило известность во всем мире.

С русскими народными щипковыми инструментами дело обстояло по-другому. Когда-то осуществлялось самое активное и масштабное приобщение детей и взрослых к русским народным инструментам через систему любительства. Сегодня данный процесс сведен до минимума. Это и подвигло организаторов фестиваля к стремлению вывести народные щипковые музыкальные инструменты из состояния стагнации, повысить их статус, определить состояние проблемы и наметить перспективы развития щипковых народных инструментов37.

Направление проекта вполне соответствовало важной функции культуры: «...Функция культуры в наиболее широком её понимании — синтез старого и нового, сплавление наследия и творчества». Организаторы фестиваля сумели соединить традиционное народно-инструментальное исполнительство с относительно молодым для региона гитарным классическим направлениям.

Несомненно, одной из особенностей фестиваля стало участие учебных заведений всех ступеней музыкального образования: начального, среднее специального, высшего. Ансамбли были представлены самыми различными составами от дуэтов до больших оркестров. Это же можно сказать и о репертуаре – его содержание охватывало не одно столетие, включало произведения композиторов всех эпох: И.С.Бах, А.Вивальди, Н.Паганини, П.Сарасате, Ж.Оффенбах, Ф.Крейслер, Э.Асеведо, Г.Купер, П. Чайковский, А.Хачатурян, К.Муньер, Б.Трояновский, А.Шульман, А. Пьяцолла, А.Цыганков, А.Бызов, В.Городовская, В.Козлов, Е.Поплянова, О.Киселев и др. Звучала как классическая музыка, так и современная, включая джазовые направления.

Исполнительский уровень музыкантов имел широкий диапазон. В фестивале участвовали уже известные музыканты: заслуженные артисты России Ш. Амиров, Е. Быков, Трио гитаристов Урала. Ряд участников фестиваля имел опыт выступлений на различных конкурсах, включая международные, на которых завоевывались призовые места, и были «перворазники», те, кто впервые принял эстафетную палочку концертных выступлений.

Итого проведения фестиваля можно сформулировать таким образом38:

1. Фестиваль показал необходимость проведения подобных мероприятий, дающих мощный пропагандистский эффект и толчок для развития народных инструментов; имеют огромное воспитательное значение в плане сохранения и развития национальной культуры. Только системность в организации и проведении фестивалей приведут к ощутимому положительному результату. Для этого требуется понимание и заинтересованность властей.


2. Необходимость наличия репертуара для гитары с народными инструментами. Закон существования любого музыкального инструмента – постоянное создание нового репертуара, без которого инструмент не может развиваться, совершенствоваться, пополняться техническими приемами, способствовать росту исполнительского мастерства музыкантов. Это в полной мере относится к ансамблям народных инструментов с гитарой. В настоящее время такой необходимый репертуар отсутствует, и пока он не будет создан для всех учебных ступеней, данный жанр не будет иметь развития.

3. Важный вопрос, вытекающий из предыдущего – содержание необходимого репертуара. Полное его отсутствие требует многоплановой работы по созданию пьес для ансамблей гитары с народными инструментами. Сложность заключается в специфике гитары и струнных народных инструментов. Гитарист, делающий переложения, должен досконально знать возможности и особенности гитары, различные приемы и виды звукоизвлечения, и кроме того, располагать достаточно полными сведениями о струнных народных инструментов. Народник, делающий переложения, также должен обладать запасом сведений о своих инструментах и гитаре. Налицо проблема – необходимость наличия универсальных знаний и навыков. Нужно быть хорошим специалистом, иметь значительный практический опыт, безупречный музыкальный вкус и широкую культуру. Данные качества отпущены, к сожалению, не каждому музыканту. Поэтому на фестивале определилась насущная проблема создания «банка» литературы для ансамблевого и оркестрового исполнительства – работа государственного масштаба, которая сможет способствовать решению задач, связанных с исполнительством и педагогикой в сфере народных инструментов и гитары.

4. Необходимо практиковать ансамблевое исполнительство народных инструментов с гитарой, начиная с первых классов музыкальной школы. Это станет возможным при решении (хотя бы частично) двух предыдущих задач. Ансамблевая игра стимулирует ребенка, заинтересовывает его, так как коллективное музицирование дает большой положительный эффект. Этот вид деятельности, как учебный, так и концертный, должен постоянно присутствовать в ДМШ и ДШИ39
.

Уральский музыкальный форум показал, что взаимообогащение различных музыкальных инструментов имеет большой творческий потенциал и замечательные перспективы. Сейчас во всем мире экспериментируют с самыми разными инструментальными составами исполнителей. Фестиваль, несомненно, способствовал таким поискам, потому, что гитара в ансамбле с другими музыкальными инструментами звучит, порой, совершенно по-новому, как и сами эти инструменты.