ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1348
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ
Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД
Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ
Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН
Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ
Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ
Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
ББК 65.9(7)
Д 64
При подготовке практикума использованы следующие зарубежные издания:
К учебнику МакКоннела и Брю «Экономикс», 1990 года
R.C.Bingham, W.B.Walstad. Study Guide to Accompany McConnell and Brae, Macroeconomics. New York, 1990.
W.B.Walstad. Test Bank II to Accompany McConnell and Brae. Economics. New York, 1990
К учебнику Самуэльсона и Нордхауза «Экономика» 1990 года
G.W.Yohe. Study Guide to Accompany Samuelson-Nordhaus. Economics. New York, 1989.
а также
R.P.Byrns, J.W.Stoun. Student Guide for Learning Economics. London, 1989.
E.Mansfield. Study Guide for Economics. New York, 1992.
J.Ozmun, J.V.PInta. Study Guide to Accompany R.S.Amacher. Principles of Economics. New York, 1983.
P.Smith, D.Begg. Economics Workbook. London, 1991.
Авторы вступительных статей и составители: К.Э.Н. Н.З.Волчек, к.э.н. Ю.А.Огибин, д.э.н. М.А.Скляр
Общая редакция к.э.н. Ю.А.Огибина
Издание осуществлено по заказу
Комитета по труду и занятости
населения © Н.З.Волчек, Ю.А.Ошбин,
населения М.А.Скляр. Состав., «луп. статьи, 1994
мэрии Санкт-Петербурга © Т.А. Панкевич. Оформление, 1994
ISBN 5-87686-001-2
Данная книга является приложением для практической работы с широко известными в России курсами по экономике: МакКойиел и Брю «Экономикс», 1990 год; Самуэльеон и Нордхауз «Экономика», 1990 год, а также ЭДодана и др. «Деньги, банковское дело» и «Рынок: микроэкономическая модель», 1991 год.
Предисловие
Наши книга – назовем ее «путеводитель» – для тех, кто учится и обучает основам экономической теории – Economics.
Работа с «путеводителем» – своего рода тренировка памяти и ума, с помощью которой легче овладеть и терминологией экономической науки, и присущей ей логикой, и ее основными инструментами.
Решая задачи, оценивая конкретные ситуации, можно научиться пользоваться различными методами экономического анализа, самостоятельно анализировать экономическую реальность. Предлагаемая система заданий позволит вам самим выяснить, насколько глубоко вы усвоили предмет, а преподавателю достаточно быстро и объективно оценить ваши знания.
Издаваемые в западных странах «путеводители» (Study Guides), как правило, жестко привязаны к конкретным учебникам по микро- и макроэкономике и отраают их концепцию, структуру, уровень сложности. У нашего издания такого «мостика» нет прежде всего потому, что в России только приступают к созданию отечественных учебников, а получившие признание переводы западных учебников для многих пока остаются недоступными. Такого рода «абстрактность» предлагаемого «путеводителя», разумеется, имеет отрицательные стороны, но она позволила, не нарушая логики анализа микро- и макроэкономических проблем, отобрать темы, обычно включаемые в вводный (undergraduate) общий курс Economics.
Как работать у с /«путеводителем»?
«Путеводитель» состоит из двух частей: 1. Микроэкономика (14 тем) и 2. Макроэкономика (16 тем).
Каждой теме предшествует вступительная статья, которая концентрирует внимание на узловых вопросах и логике их анализа, но ни в коей мере не заменяет учебник или другие работы, где фундаментально излагается содержание проблемы.
Поскольку структура заданий во всех темах однотипна, указания, каким образом их следует выполнять, даны только в первой теме!
Учебные задания начинаются с раздела ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, главная цель которого – дать возможность читателю проверить свое понимание и знание основных терминов и принципов, которыми оперирует теоретическая экономика.
Второй раздел составляют УПРАЖНЕНИЯ. При их выполнении требуется умение пользоваться инструментарием экономического анализа, решать простые экономические задачи, применять теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. У
Цель третьего и четвертого разделов – ТЕСТЫ и ВЕРНО/НЕВЕРНО – тестирование двумя способами: 1) выбор единственно правильного ответа на вопрос из нескольких предложенных и 2) оценка правомерности предлагаемых утверждений.
.Пятый раздел – ПРОБЛЕМЫ – включает задачи, решение которых требует самостоятельной оценки конкретной ситуации, понимания существующих в экономике связей, умения рассчитывать экономические показатели и т. д. Не отчаивайтесь, если не сможете одолеть их с первой попытки: уровень сложности некоторых задач достаточно высок. Может быть, стоит обсудить их в группе и принять коллективное решение?
В конце каждой темы после заданий приводятся ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ.
При работе с «путеводителем» следует соблюдать определенные правила:
1. Прежде чем приступить к практическим заданиям, разберитесь в теории вопроса!
2. Придерживайтесь принципа последовательности при выполнении заданий, так как их очередность имеет внутреннюю логику, а сложность возрастает постепенно.
3. Не пытайтесь угадывать ответы или «подгонять» ваше решение под готовый ответ! Выполнение каждого задания предполагает систему доказательств правильности решения, выбранного ответа, расчета.
В нашей работе мы использовали материалы изданных в США и Великобритании Study Guides к различным учебникам по основам микро- и макроэкономики.
Учитывая, что-подобное издание осуществляется в нашей стране впервые, мы будем благодарны всем тем, кто сочтет нужным дать свои замечания, советы и рекомендации.
Авторы
Часть I МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Производственные ресурсы всегда ограничены, потому что желания, потребности людей постоянно растут, развиваются, т. е. в отличие от ресурсов они безграничны. Поэтому необходимо научиться эффективно использовать землю, ее недра, сырье, станки, труд людей. Предметом теоретической экономики и является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества, его членов.
Изучая факты, выдвигая гипотезы, экономисты делают обобщения, раскрывают принципы (законы), "на основе которых и функционирует экономика. В одних случаях они констатируют развитие определенных явлений и тенденций. В других – делают выводы относительно того, каковы должны быть «правила игры» в эффективно функционирующей хозяйственной системе. Констатация тех или иных явлений, тенденций относится к позитивному направлению в экономической науке. Когда же ставится вопрос о том, как должна работать экономика, чтобы быть эффективной, мы имеем дело с нормативной наукой.
Экономика – сложная, многоуровневая система. Очевидно, все ее уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне.
Успешное изучение теоретической экономики само по себе не является залогом успеха в жизни, в предпринимательской деятельности. Но знание экономических проблем необходимо не только тем, кто в своей профессиональной деятельности тесно с ними связан. Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления.
Учебные цели
1. Понять, что изучает теоретическая экономика.
2. Изучить методы экономического анализа.
3. Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой.
4. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом.
5. Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели.
6. Выявить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития.
7. Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятиие.
а. Редкость
б. Предмет теоретической экономики
в. Нормативная экономика
г. Позитивная экономика
д. Микроэкономика
е. Макроэкономика
ж. Индукция
з. Дедукция и. Гипотеза
к. Принципы (законы)
п. Корреляция
м. Логически ошибочное построение «post hoc, ergo propter hoc»
н. Допущение «при прочих равных условиях»
о. Экономическое мышление
1. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами.
2. Допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых ванализе, рассматриваются как постоянные.
3. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.
4. Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных материальных потребностей общества.
5. Изучение эффектного использования ограниченных производственных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
6. Обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов.
7. Часть теоретической экономики, которая исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.
8. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.
9. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.
10. Часть теоретической экономики, которая исследует, во-первых, обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, семейные хозяйства); во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены; она формулирует принципы эффективного поведения продавцов и покупателей;
11. Анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения.
12. Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, рассматривается как его причина.
13. Систематическая и обусловленная связь между двумя видами явлений.
14. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее и проверки на опыте, и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической -экономики:
а) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.
б) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т. д.).
в) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.
г) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал. Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета теоретической экономики.
2. По названиям научных трудов определите, какой раздел теоретической экономики они представляют: микроэкономику или макроэкономику:
а) Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл, Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика, М.-Л., 1991.
б) А. Пигу, Экономическая теория благосостояния, т. 1,2, М., 1985.
в) Цены и ценообразование в рыночной экономике, Учебник (под ред. В. М. Гальперина, В. Е. Есипова), С.-Петербург, 1992.
г) Клас Эклунд, Эффективная экономика. Шведская модель, М., 1991.
3. Содержат ли данные положения логические ошибки типа, «после этого, следовательно, по причине этого» (П = П), смешение корреляционных связей с причинно-следственными (К = П), отождествление частного с целым (Ч = Ц), игнорирование допущения «при прочих равных условиях» (РУ)? Да/Нет.