Файл: Guide to Accompany McConnell and.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1462

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Часть I МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 9. МОНОПОЛИЯ

Тема 10. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

Тема 11. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ТРУД

Тема. 12. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: ЗЕМЛЯ И КАПИТАЛ

Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 14. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Часть II МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И УРОВНЯ ЦЕН

Тема 16. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Тема 17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 18. ПОТРЕБЛЕНИЕ И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 19. РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ

Тема 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 21. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 22. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 23. РОЛЬ БАНКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕНЕГ

Тема 24. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Тема 25. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ: МОНЕТАРИЗМ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тема 26. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕЙНСИАНЦЕВ» НЕОКЛАССИКОВ И СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 27. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Тема 29. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 30. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ



в) См. рис. 7.8.

г) См. рис. 7.9.

д) См. рис. 7.Ю.

е) 1–5; 5; 5–10.

2. a) Q2H.

б) OABQi.

в) OF или GQo.

г) OCEQ2.

д) CFGD.

3. а) 10 долл.; 500 долл. : 50.

б) 5 долл.; 500 долл. : 100.

в) 5 долл.; 500 долл. : 100.

г) 5 долл.; 500 долл. : 100.


Рис. 7.8. Кривые общего, среднего и предельного продукта

Рис. 7.9. Кривые общих издержек Рис. 7.10. Кривые средних и предельных издержек

д) а; доллар, затраченный на каждый ресурс приносит одинаковый доход; MPL: PL = МРк: Рк или MPL: МРК = Pl : Рк.

е) b; см. ответ на п. д).

ж) 500 долл. - -1: 2QL + Qk; 500 долл. - -IQl + Qk-») MPL - МРк; Pl : Рк.

и) МРК = 2MPL; Рк = 2PL.

к) Нет; она не располагает достаточным объемом средств; в случае, если

снизятся цены на ресурсы или вырастет объем средств, направляемых на

приобретение ресурсов.

л) -Pl:Pk = -5 долл. : 10 долл. = -1/2. .

м) -Pl: Рк =-10 долл. : 10 долл. = -1.

н) -MPL:MPK.


Тема 8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ



Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер»; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (АЩ фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене (правило MR = МС = Р). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость (breakeven) производства, то есть получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами, при изменении рыночной цены. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную бухгалтерскую прибыль).



Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие Р = MR = SAC = SMC = LAC = LMC. В экономике совершенной конкуренции достигается эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями, когда предельные общественные затраты (MSC) равны предельным общественным выгодам (MSB).
Учебные цели
1. Выявить основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2. Объяснить, почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта.

3. Понять, как конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, принимает решение о предложении товаров и услуг.

4. Объяснить, почему в определенных условиях фирмы временно прекращают производство продукта.

5. Показать, как формируется краткосрочная кривая предложения фирмы.

6. Уяснить, как устанавливается долгосрочное равновесие в конкурентной отрасли.

7. Понять, как в условиях конкурентной экономики достигается наиболее эффективное использование ресурсов общества.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Правило MSC = MSB

б. Средний доход (AR)

в. Точка безубыточности (критического объема производства)

г. Свобода входа и выхода из отрасли

д. Предельный доход (MR)

е. Совершенная конкуренция

ж. «Прайс-тейкер»

з. Кривая предложения конкурентной фирмы и. Точка закрытия

к. Нулевая экономическая прибыль

л. Правило MR = МС

м. Правило MR = МС = Р

н. Нормальная бухгалтерская прибыль

о. Отрасль с постоянными издержками

п. Правило Р = минимум LRAC

р. Кривая предложения отрасли на краткосрочных временных интервалах

с. Отрасль с возрастающими издержками

т. Отрасль с убывающими издержками

1. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары к ни одна фирма не овладеет достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

2. Отрасль, в которой расширение производств? вызывает повышение цен на потребляемые ресурсы.

3. Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.


4. Общий доход, деленный на объем проданной продукции.

5. Означает, что фирма получает только нормальную бухгалтерскую прибыль.

6. Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек.

7. Отрасль, в которой расширение производства не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.

8. Фирма, которая не может влиять на цену своего продукта.

9. Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

10. Условие эффективности распределения ресурсов в системе конкурентных рынков

П. Объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта.

12. Ситуация, при которой фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать ее.

13. Кривая, показывающая количество продукции, которое все фирмы отрасли предложат к продаже по разным ценам в краткосрочном периоде.

14. Соответствует объему производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных издержек.

15. Условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

16. Часть экономических издержек фирмы.

17. Условие долгосрочного равновесия конкурентной отрасли.

18. Отрасль, в которой расширение производства вызывает понижение цен на потребляемые ресурсы.
УПРАЖНЕНИЯ
1. На рис. 8.1 показаны кривые издержек фирмы, действующей в конкурентной отрасли.

ОР – текущая рыночная цена.

а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы

Рис. 8.1. Кривые издержек конкурентной фирмы
б) Отметьте на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы при данных уровнях цены и выпуска.

в) Допустим, эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде. Обоснуйте свой ответ.

г) Как может повлиять на данную фирму уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?

2. На рис. 8.2 показаны кривые издержек фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции.

а) При какой цене товара фирма готова прекратить производство?

б) При какой цене товара фирма получала бы только нормальную прибыль?

в) Отметьте на графике площадь, представляющую общие постоянные издержки при цене товара, обеспечивающей фирме нормальную прибыль.


г) В каком диапазоне цен фирма будет продолжать производство с убытками в краткосрочном периоде?

д) Покажите на графике кривую предложения для фирмы.

е) При каких ценах товара фирма могла бы получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде?

3. Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Средние издержки на производство книги составляют $ 4 + $ 4000/Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги $ 80. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

а) 500. б) 750. в) 1000. г) 2000. д) 3000.


Рис. 8.2. Кривые издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
4. На рис. 8.3 показаны кривые общих издержек и общего дохода гипотетической фирмы. Внимательно изучите график и ответьте на вопросы.

а) Какому типу рынка соответствует этот график? Почему?

б) Какой временной период отражает график: краткосрочный или долгосрочный? Почему?

в) Какова цена товара, выпускаемого фирмой?

г) Какова величина постоянных издержек фирмы?

д) При каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

е) При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

Рис. 8.3. Кривые ТС и TR
ТЕСТЫ

1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС.

в) Кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон.

г) Кривые средних и предельных издержек имеют U-образную фирму.

д) Кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.

2. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:

а) Цена продукта ниже минимальных средних издержек.

б) Средние постоянные издержки выше цены' продукта.

в) Цена продукта ниже минимума средних переменных издержек.

г) Цена продукта ниже предельных издержек.

д) Общий доход не покрывает общих издержек фирмы.

3. Если предельные издержки превышают средние издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то фирма: