Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 867

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94
Расчет потребности в препаратах, потребление которых строго нор- мируется, можно описать формулой 1:
N x Q
П = ---------------; (1)
P
где:
П ‒ потребность в препарате;
N ‒ норматив расхода;
Q ‒ фактическое количество жителей, больных и т.д.
Р ‒ расчетный норматив (1000 экстемпоральных рецептов, 1000 жи- телей, 1 прикрепленный больной и т.д.).
2. Методы прогнозирования потребности в лекарственных сред-
ствах специфического действия (то есть применяемых для лечения од- ного или нескольких заболеваний ‒ противодиабетических, противотубер- кулезных, противоопухолевых и др.) основаны на применяемых схемах лечения пациентов. Для расчета могут быть использованы формулы 2 и 3:
П = Р х К х N;
(2) где:
Р ‒ расход препарата на одного больного на курс лечения;
К ‒ число курсов лечения в год;
N ‒ число больных.
П = m x N x K
ru
;
(3) где:
m ‒ среднее количество препарата на курс лечения одного больного;
N ‒ общее число больных данным заболеванием;
K
ru
‒ коэффициент частоты использования препарата (отношение числа больных, принимающих данный препарат, к общему числу больных данным заболеванием) то есть доля больных, принимающих данный пре- парат).
Определение потребности в лекарственных средствах широкого
спектра действия (то есть применяемых для лечения большого количе- ства заболеваний) является наиболее сложным. Поэтому для лекарствен- ных средств широкого спектра действия разумнее прогнозировать не по- требность в них, а спрос. Для изучения спроса на лекарственные средства применяются социологические методы (анкетирование больных), методы экспертных оценок (анкетирование специалистов здравоохранения), мето-

95 ды математического моделирования, метод сплошной регистрации. Осно- вой прогнозирования спроса на лекарственные средства широкого спектра действия являются данные о фактическом потреблении их за несколько прошлых лет.
Для изучения удовлетворенного спроса рекомендуется проводить анализ динамики поставок (П), продаж ) и остатков лекарственных пре- паратов в аптечном учреждении. Располагая данными о поступлениях(П) и остатках препарата на начало и конец отчетного периода (О
1
и О
2
), можно рассчитать количество реализованного препарата по формуле то- варного баланса:
О
1
+ П = Р + В + О
2;
(4)
Р = О
1
+ П - О
2
- В;
(5) где:
В ‒ количество списанного препарата.
Для отслеживания динамики поступлений, остатков и реализации препаратов в аптечных учреждениях рекомендуется вести количествен- ный учет движения медикаментов либо с помощью вычислительной тех- ники, либо вручную на карточках учета. Для изучения неудовлетворенно- го спроса в аптечном учреждении необходимо регистрировать отказы и замены препаратов в специальном журнале.
Спрос характеризует поведение покупателя и измеряется объемом спроса:
Объем спроса ‒ это то количество товара, которое покупатель готов купить при данных условиях в течение определенного промежутка време- ни.
В рыночных условиях действует так называемый закон спроса: чем больше количество товара необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.
Цена спроса ‒ это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель (покупатель) при покупке данного количества товара.
Графически изменение объема спроса в зависимости от цены выра- жается в «движении по кривой спроса» (Рис. 1).


96
Рис. 1. Кривая спроса
3. Предложение характеризует поведение продавца и измеряется
объемом предложения.
Объем предложения ‒ это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.
В рыночных условиях параллельно закону спроса действует закон
предложения: объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.
Цена предложения ‒ это минимальная цена, по которой продавец согласен предложить на рынок данное количество товара.
Графически изменение объема предложения от цены выражается в
«движении по кривой предложения» (рис. 2).
Рис. 2. Кривая предложения ц е н а о б ъ е м с п р о с а
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
Д
Д
ц е н а о б ъ е м п р е д л о ж е н и я
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
S
S

97
С помощью закона спроса и предложения осуществляется механизм рыночной координации, который заключается в установлении равновес- ной цены.
Равновесная цена ‒ это цена, по которой уравновешиваются спрос и предложение в данный момент времени.
Для нахождения точки равновесной цены надо совместить на графи- ке кривые спроса и предложения (рис. 3).
Рис. 3. Состояние равновесия
Равновесная цена Р будет находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения. Но состояние равновесия недолговечно и неустой- чиво. Как только уравновешивающие его факторы изменятся, ситуация равновесия исчезнет.
Избыток предложения действует в сторону понижения цены, де-
фицит предложения действует в сторону увеличения цены.
На спрос оказывают влияние множество факторов: численность и демографический состав населения, географическая зона, заболеваемость, схемы лечения, число и компетентность медицинских и фармацевтиче- ских работников, доходы граждан, расходы государства на здравоохране- ние, цены на лекарства, культурный уровень населения, внедрение про- лонгированных лекарственных форм, применение нетрадиционных (не лекарственных) методов лечения, направления валеологии и другие.
Степень влияния отдельных факторов на спрос лекарственных средств может быть определены с помощью коэффициентов эластично- сти. ц е н а о б ъ е м с п р о с а и п р е д л о ж е н и я
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 0
Д
Д
S
S
P


98
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   26

Эластичность ‒ это степень чувствительности спроса (и предложе- ния) к различным факторам. В условиях рынка наиболее важной является эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) ‒ это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению цены на этот товар. Эластичность спроса по цене характеризуется коэффициен- том ценовой эластичности Е
0
, который показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1%. Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается по формуле 6:
Q
1
- Q
0
Р
1
- Р
0
Q
Е
0
= ------------- : ------------ или Е
0
= ------ ;
(6)
Q
0
Р
0
Р
где:
Q
1
и Q
0
‒ конечная и начальная величина спроса на товар;
Р
1
и Р
0
‒ конечная и начальная цена товара;
Q и Р ‒ относительное изменение спроса и цены товара.
Если Е
0
< 1, то спрос считается малоэластичным или неэластичным, то есть независящим от цены. Малоэластичным или неэластичным являет- ся спрос на лекарственные препараты, отпускаемые по рецептам.
Если Е
0
> 1, то спрос считается эластичным. Эластичным является спрос больных на лекарственные препараты безрецептурного отпуска. Для лечебных учреждений эластичным является спрос на все лекарственные препараты.
ПРИМЕР. При снижении цены на лекарственный препарат на 10% спрос на него увеличился на 15%.
+ 15%
Е
0
= ------- = - 1,5 > 1, то есть спрос на данный препарат эластичен.
- 10%
Перекрестная (взаимная) эластичность спроса по цене - это сте- пень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Перекрестная эластичность спроса характеризуется коэф- фициентом перекрестной эластичности Е
ху
, который показывает на сколь-

99 ко процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены дру- гого товара на 1%. Коэффициент перекрестной эластичности рассчитыва- ется по формуле 7:
Q
х
Относительное изменение спроса на товар х
Е
ху
= ------- = ----------------------------------------------------------; (7)
Р
у
Относительное изменение цены на товар у
Q
х1
- Q
х0
Р
у1
- Р
у0
или Е
ху
= -------------- : -----------;
Q
х0
Р
у0
Знак коэффициента перекрестной эластичности характеризует взаи- мозаменяемость, взаимодополняемость и нейтральность товаров по отно- шению друг к другу.
Положительная перекрестная эластичность (Е
ху
> 0) означает, что при росте цены на товар у объем спроса на товар х увеличивается, то есть происходит как бы переключение спроса с товара у на товар х. В та- ком случае товары являются взаимозаменяемыми (товарами - субститута- ми).
Отрицательная перекрестная эластичность (Е
ху
< 0) означает, что с ростом цены на товар у объем спроса на товар х сокращается и наоборот.
В этом случае товары являются взаимодополняемыми.
Нулевая или близкая к нулевой перекрестная эластичность

ху
= 0) означает, что изменение цены товара у никак или мало отразится на спросе на товар х. Такие товары называются независимыми, или нейтральными.
ПРИМЕР. При увеличении цены Ношпыв таблетках на 20% спрос на Ношпу в ампулах увеличился на 40%
+ 40%
Е
ху
= ---------- = + 2 > 0, то есть эти лекарственные препараты
+ 20% являются взаимозаменяемыми.
Эластичность спроса по доходу ‒ это степень чувствительности спроса по доходу на какой-либо товар к изменению доходов потребите- лей. Коэффициент эластичности спроса по доходу Е
Д
показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос на какой-либо товар при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.


100
Относительное изменение спроса на товар
Е
Д
= ----------------------------------------------------------------; (8)
Относительное изменение доходов потребителей
Существует неэластичный и эластичный спрос по доходу.
Неэластичный спрос по доходу
Д
< 1) означает, что с ростом до- хода на 1% спрос возрастает менее чем на 1%. Такие товары называются товарами первой необходимости. Существуют также неэластичный спрос по доходу
Д
< 1), когда после определенного уровня дохода эластич- ность спроса на такой товар становится отрицательной. Это означает, что с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. Такие товары являются низкокачественными, т.е. при высоком уровне доходов могут быть заме- нены другими.
Эластичный спрос по доходу
Д
> 1) означает, что с увеличением дохода на 1% спрос на товар возрастает более чем на 1%. Такие товары являются предметами роскоши.

101
ЛЕКЦИЯ 9.
ОСОБЕННОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
Рыночная экономика ‒ это саморегулирующаяся система хозяйства, в основе которой лежит преобладание частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, купли-продажи не только потреби- тельских товаров, но и средств производства.
9.1. Характеристики рыночной экономики
Основными принципами рыночной экономики являются:
‒ свободный выбор видов и форм деятельности;
‒ принцип всеобщности, то есть неизбежность проникновения ры- ночных отношений во все сферы общественного производства;
‒ равноправие рыночных субъектов с различными формами соб- ственности;
‒ саморегулирование хозяйственной деятельности;
‒ принцип договорных отношений;
‒ свободное ценообразование;
‒ самоокупаемость и самофинансирование;
‒ децентрализация и самостоятельность;
‒ экономическая ответственность;
‒ конкуренция;
‒ государственное регулирование рынка.
В условиях рыночных отношений роль государства ограничена, она заключается в установлении такой правовой структуры, которая облегчает функционирование свободных рынков. Для координации экономической деятельности используется система рынков и цен.
Рынок ‒ это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного то- вара и (или) услуги. В результате проявления экономических отношений между производителями и потребителями на товар устанавливается цена, которая в определенной степени устраивает и продавца (он по этой цене может продать товар, а по более низкой цене продажа убыточная) и поку- пателя (он по этой цене может купить товар, а по более высокой цене по- купка убыточная). Эта цена называется ценой рыночного равновесия, или равновесной ценой. Она уравновешивает спрос и предложение.
Отличительными особенностями рыночной экономики являются свобода предпринимательской деятельности и право частной собственно-