Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 873

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110
‒ качество товара;
‒ мода;
‒ предоставление дотаций;
‒ ожидаемое изменение цен и доходов.
Закон предложения ‒ экономический закон, в соответствии с кото- рым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения на него. То есть с повышением цены на товар величина предложения возрастает, а со снижением цены ‒ предложение сокращает- ся.
Графическое изображение зависимости между ценой и предложени- ем называется кривой предложения. Кривая предложения опускается на графике с юго-запада на северо-восток. На оси ординат откладывается це- на (Р), на оси абсцисс ‒ предложение (Q).
Ценовые детерминанты предложения:
‒ доля товара на рынке;
‒ является ли товар предметом необходимости;
‒ фактор времени.
Неценовые детерминанты предложения:
‒ цены на ресурсы;
‒ налоги и дотации;
‒ цены на другие товары;
‒ число продавцов на рынке;
‒ ожидаемое изменение цен.
Степень чувствительности спроса и предложения к разным фак- торам называется эластичностью. Эластичность спроса можно опреде- лить с помощью коэффициентов эластичности. В условиях рынка наибо- лее важной является эластичность спроса по цене, перекрестная эластич- ность и эластичность спроса по доходу.
В рыночной экономике спрос и предложение стремятся к равнове- сию, то есть установлению равновесной цены и равновесного количества товара. На графике рыночное равновесие изображается совмещением кри- вой спроса и кривой предложения. Равновесная цена и равновесное коли- чество товара будут находиться в точке пересечения кривых.
Эффект дохода заключается в том, что при понижении цены на то- вар у покупателя появляется возможность приобрести дополнительные единицы этого товара; при повышении цены покупатель на эквивалент- ную сумму может купить меньшее количество этого товара ‒ снижается реальный доход.

111
Эффект замещения заключается в том, что при увеличении цены на товар покупатели будут стремиться заменить более дорогой товар анало- гичным, но менее дорогим при неизменном уровне дохода.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, начиная с определенного момента, приобретение дополнительных единиц товара будет приносить потребителю все меньшую полезность.
Предельная полезность ‒ это полезность, извлекаемая потребите- лем из одной дополнительной единицы продукции.
В процессе лечения каждая последующая доза лекарственного пре- парата приносит большую предельную полезность, но после достижения определенного уровня, характеризующего снятие симптома или выздо- ровление, предельная полезность резко убывает, и дальнейшее примене- ние препарата может принести вред больному.
10.1. Особенности действия основных экономических зако-
нов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке
(экономический подход)
Потребительское поведение на рынке можно обосновать действием объективных экономических законов – спроса, предложения и стоимости.
Научно-обоснованное использование рыночных инструментов ‒ спрос, предложение, цена ‒ позволяет добиться ритмичной работы производства, безотказного лекарственного обеспечения населения, рентабельности ап- течных организаций.
10.1.1. Практическое занятие
Цель занятия ‒ научить умению рассчитывать прогнозные значения спроса и предложения на ЛП, определять степень влияния на их величины ценовых и неценовых детерминант.
Задачи:
Научить умению:
1.
Рассчитывать коэффициенты ценовой эластичности спроса на раз- ные ЛП и строить графики зависимости величины спроса на ЛП от цены и неценовых детерминант.
2.
Рассчитывать коэффициенты ценовой эластичности предложения на разные ЛП и строить графики зависимости величины предло- жения от цены и неценовых детерминант.
3.
Рассчитывать коэффициенты перекрестной и подоходной эластич- ности спроса.


112
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. ПОТРЕБНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ТОВАРЕ, ВЫРАЖЕН-
НАЯ В ДЕНЬГАХ – ЭТО: a. Спрос b. Величина спроса c. Предложение d. Величина предложения
2. КОЛИЧЕСТВО ДАННОГО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПОКУПАТЕЛИ (ПОТРЕБИ-
ТЕЛИ) ЖЕЛАЮТ, ГОТОВЫ И ИМЕЮТ ДЕНЕЖНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРИОБРЕСТИ ЗА НЕКОТОРЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ
ЦЕНАМ – ЭТО: a. Спрос b. Величина спроса c. Предложение d. Величина предложения
3. ВОЗМОЖНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПРОДАВЦА (ПРОИЗВОДИТЕЛЯ) ПРЕДО-
СТАВЛЯТЬ СВОИ ТОВАРЫ ДЛЯ ПРОДАЖИ НА РЫНКЕ ПО ОПРЕДЕЛЕН-
НЫМ ЦЕНАМ – ЭТО: a. Спрос b. Величина спроса c. Предложение d. Величина предложения
4. КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА (ТОВАРА, УСЛУГ), КОТОРОЕ ПРОДАВЦЫ
(ПРОИЗВОДИТЕЛИ) МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ ДЛЯ ПРОДАЖИ НА РЫНКЕ В
ТЕЧЕНИЕ НЕКОТОРОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЦЕ-
НАМ – ЭТО: a. Спрос b. Величина спроса c. Предложение d. Величина предложения
5. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЕ: a. При прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара и наоборот b. При прочих неизменных факторах величина спроса увеличивается по мере увеличения цены товара и наоборот c. Между величиной спроса и ценой существует обратно пропорци- ональная зависимость d. Между величиной спроса и ценой существует прямо пропорцио- нальная зависимость

113 6. НЕЦЕНОВЫМИ ФАКТОРАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СПРОС, ЯВЛЯЮТСЯ: a.
Д
оля потребительского бюджета, отведенного на данный товар b. Степень необходимости в товаре c. Доходы потребителей d. Потребительские ожидания e. Наличие товаров-субститутов f. Предпочтение потребителей g. Цены на сопряженные товары h. Количество потребителей на рынке i. Время приспособления к изменению цены
7. ФАКТОРАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА НАКЛОН КРИВОЙ СПРОСА, ЯВЛЯЮТ-
СЯ: a. Доля потребительского бюджета, отведенного на данный товар b. Степень необходимости в товаре c. Доходы потребителей d. Потребительские ожидания e. Наличие товаров-субститутов f. Предпочтение потребителей g. Цены на сопряженные товары h. Количество потребителей на рынке i. Время приспособления к изменению цены
8. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Состояние рыночного равновесия b. Зависимость спроса от цены c. Зависимость предложения от цены
9. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Состояние рыночного равновесия b. Зависимость спроса от цены c. Зависимость предложения от цены


114 10. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Состояние рыночного равновесия b. Зависимость спроса от цены c. Зависимость предложения от цены
11. КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПОКАЗЫВАЕТ: a. На сколько % изменится величина спроса при изменении дохода потребителя на 1% b. На сколько % изменится величина спроса при изменении цены на
1% c. На сколько % изменится величина спроса на товар А при измене- нии цены на товар В на 1%
12. КОЭФФИЦИЕНТ ПОДОХОДНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПОКАЗЫВАЕТ: a. На сколько % изменится величина спроса при изменении дохода потребителя на 1% b. На сколько % изменится величина спроса при изменении цены на
1% c. На сколько % изменится величина спроса на товар А при измене- нии цены на товар В на 1%
13. КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПОКАЗЫВАЕТ: a. На сколько % изменится величина спроса при изменении дохода потребителя на 1% b. На сколько % изменится величина спроса при изменении цены на
1% c. На сколько % изменится величина спроса на товар А при измене- нии цены на товар В на 1%
14. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Абсолютно эластичный спрос b. Абсолютно неэластичный спрос c. Малоэластичный спрос d.
Эластичный спрос

115 15. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Абсолютно эластичный спрос b. Абсолютно неэластичный спрос c. Малоэластичный спрос d.
Эластичный спрос
16. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Абсолютно эластичный спрос b. Абсолютно неэластичный спрос c. Малоэластичный спрос d.
Эластичный спрос
17. ГРАФИК ИЛЛЮСТРИРУЕТ: a. Абсолютно эластичный спрос b. Абсолютно неэластичный спрос c. Малоэластичный спрос d.
Эластичный спрос
18. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:
Характеристика товара А
Характеристика спроса
на товар А
1. У товара А много заменителей a. Спрос на товар А эла- стичен b. Спрос на товар А не- эластичен
2. Расходы на товар А занимают 0,5% от бюджета потребителя
3. Товар А является предметом первой необ- ходимости
19. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАСИТ: a. При прочих равных условиях с повышением цены уменьшается величина предложения b. При прочих равных условиях с повышением цены возрастает ве- личина предложения c. Между величиной предложения и доходами потребителя суще- ствует прямая зависимость
20. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗМЕНЯЮТ: a. Наклон кривой предложения b. Сдвигают кривую предложения вправо или влево, не меняя ее наклона

116
c. Сдвигают кривую предложения вправо или влево с одновремен- ным изменением ее наклона
21. К ВАЖНЕЙШИМ НЕЦЕНОВЫМ ДЕТЕРМИНАНТАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ-
НОСЯТСЯ: a. Время приспособления к изменению цены b. Цена на сырье c. Налоги и дотации d. Цена на сопряженные товары e. Ожидаемое изменение цен f. Число продавцов на рынке g. Технология производства h. Продолжительность производственного периода
22. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ФАРМАЦЕВТИ-
ЧЕСКОМ РЫНКЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ a. Потребительскими предпочтениями b. Бюджетными ограничениями c. Эластичностью спроса d. Фактором времени e. Предложением
23. ПРИ ПОНИЖЕНИИ ЦЕНЫ ПОКУПАТЕЛЬ ПРИОБРЕТАЕТ ДОПОЛНИ-
ТЕЛЬНУЮ ЕДИНИЦУ ТОГО ЖЕ ТОВАРА, НЕ ОТКАЗЫВАЯСЬ В ПРИОБ-
РЕТЕНИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ – ЭТО:
A. Эффект дохода
B. Эффект замещения
C. Закон убывающей предельной полезности
24. НАЧИНАЯ С ОПРЕДЕЛЕННОГО МОМЕНТА, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЕДИ-
НИЦА ПРОДУКТА ПРИНОСИТ ПОТРЕБИТЕЛЮ УМЕНЬШАЮЩЕЕСЯ ДО-
БАВОЧНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ – ЭТО:
A. Эффект дохода
B. Эффект замещения
C. Закон убывающей предельной полезности
25. ПРИ ПОНИЖЕНИИ ЦЕНЫ НА КОНКРЕТНЫЙ ТОВАР ПОКУПАТЕЛИ
СТРЕМЯТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ БОЛЬШЕ ЭТОГО ТОВАРА, ВМЕСТО АНА-
ЛОГИЧНЫХ, НО БОЛЕЕ ДОРОГИХ – ЭТО:
A. Эффект дохода
B. Эффект замещения
C. Закон убывающей предельной полезности


117 26. ПОЛОЖЕНИЕ И НАКЛОН КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: a. Предпочтениями потребителя и размером его дохода b. Только ценами покупаемых товаров c. Предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых това- ров d. Только предпочтениями потребителя e. Ценами покупаемых товаров и размерами дохода
27. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА КАРТЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ – ЭТО: a. Любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия b. Любая точка на самой высокой из кривых безразличия c. Точка касания бюджетной линия и кривой безразличия d. Любая точка, расположенная на бюджетной линии
РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
(Для того, чтобы правильно решить ситуационные задачи необходи- мо найти соответствующие каждому ЛП кривые спроса, определить наиболее значимые факторы, повлиявшие на ценовую эластичность спро- са)
ЗАДАЧА 1.
В аптеку поступает инсулин в ограниченных количествах, а витами- ны в большом ассортименте. Цены в течение года значительно повыси- лись и на инсулин и на витамины. Графическая зависимость величины спроса на данные ЛП от цены на них выглядит следующим образом:
Р3
P3
Р2
P2
Р1
P1
Q3
Q2
Q1
Q3
Q2
Q1
А)
Б)
Выберите правильный ответ:
1. На графике А показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина много заменителей и спрос эластичный
2. На графике А показана зависимость спроса на витамины от цены, т.к. много заменителей и спрос не эластичный
3. На графике А показана зависимость спроса на витамины от цены, т.к. много заменителей и спрос эластичный
4. На графике Б показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина мало (почти нет) заменителей и спрос эластичный

118 5. На графике Б показана зависимость спроса на инсулин от цены, т.к. у инсулина мало (почти нет) заменителей и спрос не эластичный
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26

ЗАДАЧА 2.
Проанализируйте кривые спроса и сделайте вывод о причинах изме- нения потребления препаратов А, В, С. Все препараты относятся к одной фармакотерапевтической группе.
Р2
P1P2
Р1
Р1
Р2
Q2
Q1
Q1
Q2
Q1
Q2
Препарат А
Препарат В
Препарат С
Выберите правильный ответ:
1. Спрос на препарат А эластичный. При повышении цены величина спро- са значительно уменьшается. Вероятно, у препарата А есть заменители
2. Спрос на препарат А эластичный. При повышении цены величина спро- са уменьшается. У препарата А нет заменителей
3. Спрос на препарат В уменьшился. Цена не изменилась. На изменение спроса подействовали неценовые детерминанты спроса
4. Спрос на препарат В увеличился. Цена не изменилась. На изменение спроса подействовали неценовые детерминанты спроса, например, ре- клама
5. Спрос на препарат С увеличился незначительно. Цены снизились суще- ственно. Спрос эластичный. У препарата С много заменителей
6. Спрос на препарат С увеличился незначительно. Цены снизились суще- ственно. Спрос мало эластичный. Препарат С отпускается строго по ре- цептам.
ЗАДАЧА 3.
Проанализируйте графики и подберите правильный ответ:
S
S
P2
P1
P1
D2
P2
D1
D1
D2
Q1
Q2
Q2
Q1
А
Б
1. Предложение постоянное, ЛП становится более модным
2. Увеличился спрос под влиянием неценовых детерминант. Чтобы избе- жать дефицита равновесная цена и предложение должны увеличиться
3. Предложение постоянное, потребители ожидают повышение цен, спрос снизился, кривая спроса сдвинулась влево

119 4. Предложение постоянное, потребители ожидают понижение цен, спрос снижается, кривая спроса сдвигается влево. Равновесная цена должна снизиться.
ЗАДАЧА 4.
Директор аптеки проводит активную работу по изучению спроса населения на отдельные ЛП, анализирует мотивацию потребительского поведения. В медицинской литературе появилось много информации о расширении спектра действия трихопола, о негативных явлениях при чрезмерном применении ацетилсалициловой кислоты. В аптеку поступил стугерон по цене значительно меньшей, чем ранее. Исходя из этих дан- ных, были построены графики спроса:
А
B
A
A
B
Р1
P1 P2
P1 P2
Р2
В
Q1 Q2
Q1
Q2
Q2
Q1 1
2 3
Выберите правильные теоретические обоснования потребительского поведения клиентов аптеки и результатов построения графиков:
1.
На графике 1 показано изменение спроса в сторону его увеличения А-В.
Цена снизилась значительно, спрос увеличился незначительно, спрос неэластичный
2.
На графике 1 показано изменение величины спроса на стугерон при из- менении цены. Спрос эластичен (т.к. изменение величины спроса боль- ше, чем изменение цены)
3.
На графике 2 показано изменение спроса на трихопол. Ценовая эла- стичность высокая
4.
На графике 2 показано влияние неценовых детерминант (информация о расширении спектра действия трихопола). Кривая спроса сдвинулась вправо спрос увеличился
5.
На графике 3 показано изменение спроса на ацетилсалициловую кисло- ту. Спрос уменьшился за счет информации о негативном ее действии при чрезмерном применении. Кривая спроса сдвинулась влево.
6.
На графике 3 показано изменение спроса на ацетилсалициловую кисло- ту. Спрос уменьшился за счет информации о негативном ее действии при чрезмерном применении. Кривая спроса сдвинулась вправо.
ЗАДАЧА 5.
В аптеку поступили ЛП: нитроглицерин, сустак-форте, биомицин, фестал, стугерон, витамины В1 и В12, поливитамины, настойка календу- лы. Цены на эти ЛП увеличились в среднем на 40%, спрос повысился на