Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 874

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

102
сти на средства производства. В ст. 8 Конституции России написано: «В
Российской Федерации признаются и защищаются равным образом част- ная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Ст. 34 Основного Закона России гласит: «Каждый имеет право на свобод- ное использование своих способностей и имущества для предпринима- тельской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности».
Предпринимательство ‒ это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при- были. В ст. 23 ГК РФ указано: «Гражданин вправе заниматься предприни- мательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринима- теля»; согласно ст. 51, юридическое лицо также подлежит государствен- ной регистрации. Государственная регистрация предприятий осуществля- ется в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129 «О государственной ре- гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На осуществление фармацевтической деятельности дополнительно необходимо получить особое разрешение-лицензию, так как данный вид деятельности согласно закону «О лицензировании отдельных видов дея- тельности» Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея- тельности» [ФЗ РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ст. 17 (ред. от 17.06.2019.)] подлежит лицензированию. Согласно ст. 171 УК РФ, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специаль- ного разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязатель- но, предполагает различного рода наказания в зависимости от тяжести по- следствий таких действий при нанесении ущерба гражданам, вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
В условиях рыночной экономики хозяйствующим субъектам предо- ставляется большая экономическая самостоятельность, которая выражает- ся, прежде всего, в праве выбора направлений своей деятельности, опре- делении организационно-правовой формы собственности, самостоятель- ном планировании работы.
В соответствии с ГК РФ организационно-правовые формы предпри- нимательства классифицируются следующим образом:
‒ хозяйственные товарищества;
‒ хозяйственные общества;
‒ производственные кооперативы;
‒ государственные и муниципальные унитарные предприятия.

103
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме «полного товарищества» и «товарищества на вере» (иначе – «коммандитные това- рищества»). Число участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких то- вариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется «складочным имуще- ством», или складочным капиталом. В «полном товариществе» все това- рищи несут «солидарную» и «субсидиарную» ответственность за резуль- таты хозяйственной деятельности.
В «товариществе на вере» наряду с полными «товарищами» в фор- мировании складочного капитала принимают участие так называемые
«коммандитисты», т.е. вкладчики, не принимающие участие в предпри- нимательской деятельности, но получающие прибыль и несущие риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет при- влекать дополнительные капиталы.
Хозяйственные общества подразделяются на:
‒ общества с ограниченной ответственностью;
‒ акционерные общества.
Хозяйственные общества ‒ коммерческие организации с разделен- ным на доли (вклады учредителей) уставным капиталом. Участники об- щества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах стоимости внесенного вклада. Названные организационно- правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями.
Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акция ‒ это ценная бумага, свиде- тельствующая о доле собственности в уставном капитале общества. При- быль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом. Участники откры- того акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Производственным кооперативом признается добровольное объ- единение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия в деятельности кооператива и распре- деление прибыли в соответствии с трудовым участием.


104
Государственные и муниципальные предприятия создаются государ- ством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходи- мыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответ- ствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Уставный фонд унитарного предприятия неделим и полностью принадле- жит на праве собственности единственному учредителю ‒ государству или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему на праве «хозяйственного ведения» или «опера- тивного управления».
Наибольшее распространение в аптечной службе получили муници- пальные унитарные аптеки, хотя их число в последние годы существен- ным образом сократилось и продолжает сокращаться. Аптеки, созданные в форме ООО, аптеки, являющиеся акционерными обществами.
При использовании рыночной модели хозяйствования товары и услуги производятся и предлагаются в условиях конкуренции.
Конкуренция ‒ это соперничество различных производителей (или продавцов) для достижения одной и той же цели. В качестве основной це- ли своей деятельности коммерческие организации преследуют извлечение прибыли. Но прибыль можно получить только через удовлетворение об- щественных потребностей путем реализации в необходимых объемах то- варов, поэтому рыночная конкуренция, по сути, представляет собой фор- му борьбы за сбыт, за клиента, за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей. Конкуренция благо для потребителя. Только в условиях конкуренции потребитель может выбирать: что, у кого и по ка- кой цене покупать. Возможность выбора означает, что потребитель стано- вится относительно свободным от корыстолюбивого производителя. Бла- годаря свободному выбору, потребитель вынуждает производителя (про- давца) заботиться о расширении ассортимента, повышении качества реа- лизуемых товаров и снижении цен, улучшении сервиса обслуживания.
Поэтому конкуренция находится под защитой закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В этом законе, в частности, написано, что запрещается:
‒ вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъек- тов;
‒ необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хо- зяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
‒ необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъек- там льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.


105
Производителю (продавцу) в условиях конкуренции значительно труднее выжить (обеспечить сбыт своей продукции). Конкуренция являет- ся очень тонким и гибким механизмом, реагирующим на любые измене- ния рынка. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособле- ны. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия.
Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать.
Конкурентоспособность аптеки определяется, прежде всего, умением в максимальной мере использовать в своих интересах рыночную ситуацию, которая сложилась или может сложиться в определенный промежуток времени, для увеличения товарооборота и получения максимальной при- были.
В научной литературе можно встретить различные методы оценки конкурентоспособности предприятий обслуживающего сектора, к кото- рым относят и аптеку. В частности, существует методика оценки конку- рентоспособности аптечной организации, которая представляет собой сравнение ее характеристик с аналогичными показателями конкурентов с целью выявления конкурентных преимуществ. Все преимущества подраз- деляют на две группы: внешние и внутренние. Внутреннее конкурентное преимущество ‒ это преимущество организации относительно затрат или управления. Оценка внутренних преимуществ предусматривает сбор и анализ финансовых показателей, а также данных, которые носят конфи- денциальный характер. Как правило, такая информация недоступна. К внешним преимуществам относят:
‒ ассортимент ЛС и парафармацевтических товаров;
‒ уровень цен на товары и услуги, систему скидок;
‒ предоставляемые услуги;
‒ быстроту и качество обслуживания;
‒ качество обслуживания с точки зрения этических норм поведения провизора и другого обслуживающего персонала;
‒ интерьер торгового зала и оформление витрин;
‒ режим работы аптеки;
‒ конструкцию здания и удобный вход в аптеку;
‒ удобное месторасположение аптеки.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность своей организации, необходимо:
‒ отслеживать тенденции развития фармацевтического рынка, опре- делять свои собственные позиции на рынке;

106
‒ проводить STEP-анализ для оценки влияния социальных, техноло- гических, экономических и политических факторов внешней среды
(PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) ‒ это маркетинговый ин- струмент, предназначенный для выявления политических (Political), эко- номических (Economic), социальных (Social) и технологических
(Technological) аспектов внешней среды);
‒ проводить анализ ближней (оперативной) среды конкурентов, по- требителей, поставщиков и др.;
‒ формировать рыночную стратегию на успешное функционирова- ние, изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности;
‒ знать сильные и слабые стороны свои и своих конкурентов (прово- дить SWOT-анализ ‒ метод стратегического планирования, заключаю- щийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угро- зы).
С целью привлечения клиентов, завоевания большей доли рынка по- требителей фирмы применяют методы стимулирования продаж: занимают- ся рекламой своей продукции по радио, телевидению, в печатных изданиях; предлагают бесплатные образцы; раздают подарки; объявляют конкурсы; организуют лотереи; оформляют демонстрационные витрины, стенды; рас- пространяют информационные листки (проспекты, газеты); применяют скидки с цен на реализуемые товары; повышают сервис обслуживания (ор- ганизуют справочно-информационные и консультационные службы, сво- бодный доступ к товарам, осуществляют прием заказов по телефону и до- ставку лекарств на дом, выдачу предметов на прокат и т.п.).
Развитие и изменение рыночной ситуации на фармацевтическом рынке России осуществляется в условиях неопределенности, а, значит, финансовое будущее предпринимателей является непредсказуемым и свя- зано с определенным риском.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   26

Риск ‒ это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. В зависимости от основной причины возникновения можно выделить следующие виды рис- ков:
‒ политические риски возникают при нарушении условий производ- ственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта;

107
‒ коммерческие риски представляют собой опасность возникновения потерь в связи с осуществлением коммерческой деятельности;
‒ производственные риски связаны с производственной деятельно- стью;
‒ инвестиционные риски возникают в результате неосуществления какого-либо профинансированного мероприятия;
‒ инновационные риски могут иметь место при внедрении в работу предприятия инноваций (новшеств);
‒ имиджевые риски обусловлены подрывом авторитета (имиджа);
‒ физические риски ‒ это риски, связанные с потерями имущества по причине краж, стихийных бедствий, порчи и т.п.
По величине понесенных потерь различают риск:
‒ допустимый;
‒ критический;
‒ катастрофический.
Допустимый риск сопровождается потерей части прибыли. Критиче- ский риск характеризуется снижением выручки до уровня порога рента- бельности. Катастрофический риск сопровождается появлением убытков, приводит к банкротству, потере инвестиций и даже личного имущества.
Для определения риска пользуются статистическим, экспертным или комбинированным методами. При использовании статистического метода изучается статистика доходов и убытков анализируемого предприятия или аналогичных показателей, строится динамический ряд рентабельности де- ятельности, планируется будущая рентабельность. Используются следу- ющие инструменты статистического метода: вариация, дисперсия и стан- дартное отклонение.
Вариация ‒ это изменение количественной оценки признака или пе- рехода от одного случая к другому, например, изменение экономической рентабельности от одного месяца к другому. Вариация оценивается дис- персией, т.е. мерой разброса (рассеяния, отклонения) фактического значе- ния признака от его среднего значения. Для оценки степени риска следует сначала определить среднюю экономическую рентабельность с учетом ве- роятности получения рентабельности на уровне того или иного прошлого периода в будущем, планируемом периоде. Нулевая вероятность будет означать невозможность получения отдачи, единичная ‒ обязательное по- лучение отдачи. Сумма вероятностей всех возможных вариантов получе- ния отдачи должна быть равна единице.


108
9.1.1. Особенности фармацевтической экономики
Фармацевтическая экономика представляет собой совокупность предприятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг, необходимых для поддержания индивидуального и общественного здоровья.
Составной частью фармацевтической экономики является экономика аптечных учреждений, которая имеет следующие специфические особен- ности:
‒ противоречие между социальной направленностью деятельности аптечного учреждения по охране труда здоровья граждан и выполняемой торговой функцией;
‒ необходимость выполнения производственной функции по изго- товлению лекарственных средств;
‒ значительный ассортимент лекарственных средств;
‒ повышенные требования к качеству лекарственных средств и изде- лий медицинского назначения;
‒ ограниченный срок годности значительной доли лекарственных препаратов;
‒ наличие обязательного ассортиментного минимума лекарственных средств;
‒ необходимость бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств;
‒ несовершенство ценообразования;
‒ более низкий, чем в торговле, например, продуктами питания, темп роста продаж;
‒ наличие промежуточного потребителя - врача, - назначающего ле- карственные средства и формирующего спрос;
‒ замедленная оборачиваемость товаров;
‒ высокий уровень издержек, связанный прежде всего с оплатой труда высококвалифицированных специалистов, выполнением функции по изготовлению лекарственных средств и обеспечением их высокого ка- чества;
‒ наличие наряду с продажами за наличный расчет продаж по безна- личному расчету, замедляющими поступление денежных средств.

109
ЛЕКЦИЯ 10.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗАКОНОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
При осуществлении фармацевтической деятельности необходимо учитывать как специфические особенности экономики аптечного учре- ждения, так и общие экономические законы, действующие на фармацев- тическом рынке и определяющие поведение покупателей и продавцов.
Так, на фармацевтическом рынке действуют закон спроса и закон предло- жения, закон убывающей предельной полезности, эффект дохода и эффект замещения.
Закон спроса ‒ общий экономический закон, в соответствии с кото- рым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях). Та- ким образом, если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество товара, и наоборот.
Графическое изображение зависимости между ценой и количеством покупаемого товара называется кривой (графиком) спроса. Кривая спроса опускается с северо-запада на юго-восток. Для удобства графического анализа линии спроса и предложения изображаются прямыми, на оси ор- динат откладывается цена (Р), на оси абсцисс ‒ спрос (Q).
На величину спроса на лекарственные средства оказывают влияние ценовые и неценовые детерминанты (факторы) спроса.
Ценовыми детерминантами спроса являются:
‒ заменяемость лекарственных препаратов;
‒ удельный вес расходов на приобретение лекарств в общем бюдже- те потребителя;
‒ считается товар предметом роскоши или необходимости;
‒ фактор времени.
Неценовыми детерминантами спроса являются:
‒ предпочтения потребителей;
‒ денежные доходы;
‒ число покупателей на рынке;
‒ наличие на рынке взаимодополняемых и взаимозаменяемых това- ров;
‒ цены на сопряженные товары;
‒ культура обслуживания;