Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 880

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120 30%. Экономист аптеки рассчитала коэффициент ценовой эластичности спроса на эти ЛП (30/40 = 0,75).
Выберите справедливые комментарии директора аптеки по поводу действий экономиста:
1. Коэффициент ценовой эластичности говорит о том, что спрос на все ЛП не эластичный
2. Не было смысла рассчитывать коэффициент ценовой эластичности, т.к. с увеличением цены спрос на все ЛП увеличивается
3. На зависимость величины спроса от цены на каждый ЛП влияют разные факторы ценовой эластичности. Средний коэффициент эластичности не имеет смыслового значения
4. Расчет коэффициента ценовой эластичности сделан не правильно. Не- обходим такой расчет: 40/30 = 1,33. Спрос эластичный.
ЗАДАЧА 6.
В стране была проведена активная антиникотиновая кампания, и многие люди решили бросить курить. В качестве средства, помогающего избавиться от вредной привычки, рекламируется новый никотиновый пла- стырь.
Как изменится спрос, равновесная цена и равновесное количество на никотиновый пластырь и сопряженные товары (> увеличится, < умень- шится, = не изменится, обведите нужный символ кружком)?
Покажите на графике.
Р
Р
Р
P
Сигареты
Q
Жевательная резинка
Q
Никотиновый пластырь
Q
Зажигалка
Q
Спрос
> < =
> < =
> < =
> < =
Ранов.цена
> < =
> < =
> < =
> < =
Равнов.кол-во
> < =
> < =
> < =
> < =
ЗАДАЧА 7.
Фармацевтическая компания-производитель таблетированных ле- карственных форм препарата «Х» перепрофилировала часть производ- ственных мощностей на выпуск данного препарата в виде мазей, полагая, что новое производство будет более прибыльным. Это привело к измене- нию средней цены основной продукции на 10 руб., составляющей перво- начально 100 руб. Объем продаж до перепрофилирования составлял 5000

121 упаковок ежедневно. Чему равен объем продаж таблетированных лекар- ственных форм препарата «Х» по новой цене, если коэффициент эластич- ности спроса на них равен – 2,5? Ответ проиллюстрируйте на графике.

122
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
(Выполняются по вариантам, предложенным преподавателем)
ЗАДАНИЕ 1. РАССЧИТАТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА, ДАТЬ ПОЯСНЕНИЕ К ПОЛУЧЕННОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Учесть данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели
Фактические значения изменения показателей
Варианты
1 2
3
ЛП имеет аналоги, отпускается из аптеки без рецепта врача
Спрос (потребление), в упа- ковках
600

645 50

80 450

400
Цена, в руб.
42

40 20

18 18

25
ЗАДАНИЕ 2. РАССЧИТАТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА НА ЛП. ДАТЬ ПОЯСНЕНИЕ К ПОЛУЧЕННОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
НАЧЕРТИТЬ ГРАФИК, ОТРАЖАЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА
ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ.
Учесть данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели
Фактические значения показателей (изменения в %) варианты
1 2
3 спрос
-35
+30
-15 цена
+10
-20
+20
P
100 100
Q


123
ЗАДАНИЕ 3. РАССЧИТАТЬ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ,
ДАТЬ ПОЯСНЕНИЯ К ПОЛУЧЕННОМУ РЕЗУЛЬТАТУ. ОТРАЗИТЬ НА ГРА-
ФИКЕ ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА ВЕЛИЧИНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учесть данные, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели фактические значения показателей
(изменения в сторону увеличения), в %
1 2
3
Выпуск ЛП
30 30 40
Цена
15 25 15
ЗАДАНИЕ 4. ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕ-
НИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫ-
НОЧНЫХ ЦЕН.
В таблице 4 представлены цены на лекарственный препарат «Y» и данные о спросе на него и предложении на фармацевтическом рынке. По- стройте кривые предложения и спроса, определите точку равновесия.
Таблица 4
Цена, руб.
800 700 600 500 400 300 200
Спрос, уп.
50 100 150 200 250 350 450
Предложение, уп. 500 475 430 400 350 280 200
Отразить на графике рыночного равновесия спроса и предложения следующие ситуации:
Вариант 1 Государство установило цены на ЛП «Y» ниже равновесной
(цена потолка)
Вариант 2 Государство установило цены на ЛП «Y» выше равновесной
(цены пола)
P
100 100
Q

124
P
800 600 400 200 0
50 100 150 200 250 300 350 400 450 500
Q
Вывод:
_____________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5. РАССЧИТАТЬ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧ-
НОСТИ СПРОСА. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СОПРЯЖЕННЫХ ТОВАРОВ (ВЗАИМО-
ЗАМЕНЯЕМЫЕ, ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ИЛИ НЕЗАВИСИМЫЕ).
Учесть данные, представленные в таблице 5.
Таблица 5.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Спрос на но-шпу в таблетках увеличил- ся на 50%, цена на но-шпу в ампулах возросла на 25%
Цены на витамин В12 в ам- пулах снизились на 30%, количество приобретаемых одноразовых шприцев уве- личилось на 45%
Цены на настойку йода увеличились на 50%, спрос на сетчато- трубчатые бинты не из- менился
Е(XY) =
Вывод
ЗАДАНИЕ 6. РАССЧИТАТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ПОДОХОДНОЙ ЭЛАСТИЧНО-
СТИ СПРОСА. СДЕЛАТЬ ВЫВОД О КАТЕГОРИИ ТОВАРА.
Учесть данные, приведенные в таблице 6.
Таблица 6.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Реальный доход сни- зился на 75%, спрос на аскорбиновую кислоту возрос на 25%
Реальный доход возрос на
50%, количество приобре- таемого препарата Супра- дин увеличилось на 10%
Реальный доход сни- зился на 50%, спрос на валокордин снизился
40%
Е(I)=
Вывод

125 0
5 10 15 20 25 0
2 4
6 8
10 12 14
св еж и
е ф
ру кт ы
(ко л
-в о/
д ень)
лекарственные препараты (кол-во/день)
ЗАДАНИЕ 7. ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ С
ПОЗИЦИЙ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ, ДЛЯ ЭТОГО:
1. Постройте кривую безразличия двух продуктов.
2. Постройте бюджетную линию потребителя.
3. Определите точку потребительского равновесия (точку, в которой потребитель достигает максимальной полезности при данном бюд- жете). Данная точка соответствует потребительскому выбору.
Учесть следующую информацию (УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР):
Предположим, что только два товара необходимы потребителю для удовлетворения его суточной потребности в витаминах: свежие фрукты и некоторые лекарственные препараты (например, поливитамины). Кроме того, у него есть возможность сочетать эти товары, приобретая их в набо- ре. Пусть для удовлетворения своих потребностей потребителю достаточ- но приобрести 20 единиц фруктов и 1 единицу лекарственных препаратов в день. В то же время он согласен и на другую комбинацию товаров, например, 15 единиц фруктов и 2 единицы ЛП и т.д. В таблице 8 показаны наборы безразличия двух товаров: фруктов и поливитаминов.
Таблица 7
Набор безразличия
Свежие фрукты (кол-во/день)
20 15 10 6
4 3
Поливитамины (кол-во/день)
1 2
4 6
9 12
На покупку фруктов и ЛП потребитель тратит 30 руб. в день. Сред- няя цена фруктов – 2 руб. за штуку, а ЛП – 3 руб. за ед.
Вывод ______________________________________________________________


126
ЛЕКЦИЯ 11.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Анализ и прогнозирование финансово-экономической деятельности аптечной организации играют важную роль в повышении экономической эффективности предприятия, в его управлении и укреплении финансового состояния. Содействует рациональному и эффективному использованию фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Прогнозирова- ние позволяет избежать лишних затрат, минимизировать нерациональное использование фондов и максимизировать величину получаемой прибыли, что определяет высокую значимость темы данной работы.
11.1. Экономический анализ
Экономический анализ – это система способов изучения (на основе данных учета, отчетности, планов и других источников) достигнутых ре- зультатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля над производством и обоснования управ- ленческих решений, направленных на повышение его эффективности.
Роль экономического анализа – обеспечить защищенность предприятия от кризисных, нестабильных условий в экономической среде, а именно найти решения задач по выживанию в кризисных ситуациях, а также повысить статус предприятия и его уровень. Цель экономического анализа – выяв- ление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства или реализации продукции при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.
11.1.2. Основные экономические показатели
В процессе экономического анализа деятельности аптечного пред- приятия приходится иметь дело с системой показателей. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений, которые отражают динамику происходящих экономических процессов. Они подвержены из- менениям и колебаниям и служат для измерения и оценки сущности эко- номических явлений. Хозяйственно-финансовая деятельность организа- ции измеряется множеством экономических показателей, которые можно систематизировать по определенным признакам.
Стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в осно- ву измерителей. Стоимостные показатели являются самыми распростра-


127 ненными. Их использование целесообразно в хозяйстве товарного произ- водства, товарного обращения и товарно-денежных отношений. В денеж- ном измерении выражаются оптовый и розничный объем продаж, издерж- ки обращения, прибыль.
Натуральные показатели используют в плановой и учетно-аналити- ческой практике предприятий всех отраслей. Они необходимы для кон- троля сохранности собственности, рациональным использованием мате- риальных и трудовых ресурсов. В натуральных показателях ведется кон- троль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.
Количественные и качественные – в зависимости от того, какая сто- рона явлений, операций и процессов измеряется. Количественные показа- тели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организации.
Качественные показатели используют для оценки выпущенной про- дукции, с точки зрения ее соответствия установленным требованиям
(стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономиче- ской эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансо- вых вложений.
Объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взя- тых показателей или их соотношение. Объемные показатели представля- ют собой изучение экономических явлений и процессов с точки зрения их объема или состава. Объемными показателями являются величины опто- вой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения и до- хода.
Экономические явления и процессы выражают в абсолютных и от- носительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количе- ственные размеры явления безотносительно к размеру других явлений.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.
Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей.
Для аптечной организации основными экономическими показателя- ми для проведения анализа являются:
– абсолютный прирост;
– темп роста;

128
– темп прироста;
– абсолютное значение 1% прироста.
11.1.3. Расчет основных аналитических величин
Абсолютный прирост – это разность между последующим и преды- дущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (ба- зисные). Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение показателей, а базисный абсолютный прирост – изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на сколько абсо- лютных единиц изменился данный уровень по сравнению:
– с предыдущим уровнем при «цепном» способе;
– с начальным уровнем при базисном способе.
Между «цепным» и базисным абсолютным приростом существует взаимосвязь – сумма цепных дает соответствующий базисный абсолют- ный прирост. За весь период, описываемый рядом, абсолютный прирост выразится как разность между последним и первым уровнем ряда. Абсо- лютный прирост может быть как положительным, так и отрицательным и обязательно имеет единицы измерения и размерность. Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.
Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста). «Цепной» способ характеризует по- следовательное изменение, а базисный способ – изменение нарастающим итогом. Между «цепными» и базисными темпами роста существует взаи- мосвязь – произведение цепных темпов роста дает соответствующий ба- зисный темп роста. Темп роста может выражаться в коэффициентах или в процентах.
Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется дан- ный уровень по сравнению:
– с предыдущим уровнем ряда при «цепном» способе;
– с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.
Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился или уменьшился текущий уровень по срав- нению с предыдущим (базисным). Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год, или любой дру- гой.


129
Абсолютное значение 1% прироста – это отношение абсолютного прироста к темпу прироста, выраженное в процентах. Показывает, сколько единиц необходимо произвести в данном периоде, чтобы уровень преды- дущего периода возрос на 1%.
Определить величину 1% прироста можно двумя способами:
1. Уровень предшествующего периода разделить на 100.
2. Цепные абсолютные приросты разделить на соответствующие цепные темпы прироста
Наряду с рассмотренными аналитическими показателями, исчисляе- мыми за каждый год в сравнении с предшествующим или начальным уровнем, при анализе рядов динамики необходимо исчислить средние за период аналитические показатели: средний уровень ряда, средний годовой абсолютный прирост (уменьшение) и средний годовой темп роста и темп прироста. Средние показатели находят путем сложения всех величин это- го показателя и деления на их количество.
Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рас- сматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают извест- ной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплекс- ное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятель- ность организация в той или иной области и тем более работу организации в целом.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   26