Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 879
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.2. Экономическое прогнозирование
11.2.1. Определение, цели и задачи экономического прогно-
зирования
Экономическое прогнозирование – это функция менеджмента, за- ключающаяся в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного вы- явления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном исполь- зовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к до- стижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
130
Основная цель прогнозирования – планирование рационального ис- пользования финансовых ресурсов. Задачи прогнозирования:
1. Определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде.
2. Поиск источников формирования и направлений наиболее эффек- тивного использования финансовых ресурсов.
3. Оценка экономических и финансовых перспектив предприятия в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов финан- сово-хозяйственной деятельности предприятия.
4. Формирование обоснованных выводов и рекомендаций относи- тельно рациональной финансовой стратегии.
Поскольку финансовое прогнозирование – это предположение, то изучается несколько альтернативных предположений и на их основании делается прогноз. В связи с этим финансовое прогнозирование дает воз- можность сравнивать разнообразные варианты развития предприятия и избирать оптимальные пути достижения высокой эффективности хозяй- ствования.
11.2.2. Основные показатели прогнозирования
Объем продаж (товарооборот). Главной целью торговых предприя- тий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а то- варооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которо- го не может быть достигнута эта цель.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Поскольку торговое предприя- тие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость по- стоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли. В этом заключается значимость розничного товаро- оборота.
Анализ и прогнозирование розничного товарооборота осуществляет- ся с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в тор- говом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести не- обходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и при- быль. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка.
131
Для прогнозирования товарооборота аптеки используют различные методы, например на основе данных о численности обслуживаемого насе- ления и объема реализации на одного жителя; на основе размера ассигно- ваний, выделенных организациям (лечебно-профилактические учрежде- ния, медицинские кабинеты дошкольных и школьных заведений) на за- купку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Для расчета товарооборота аптечной организации чаще используют метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей).
Универсальным методом прогнозирования товарооборота считается метод прогноза через средний темп роста, с учетом индекса цен (инфля- ции).
11.2.3. Валовый доход торговли
Валовый доход – это показатель, характеризующий финансовый ре- зультат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за опреде- ленный период времени. Представляет собой сложную экономическую ка- тегорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимост- ными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли. Валовый доход от реализации создается за счет торговых надбавок и наценок на продукцию собственного производства.
Экономическое значение валового дохода – возмещение издержек обра- щения, образование прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода. Валовый до- ход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (в процентах). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме розничного това- рооборота, умноженного на 100%. К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура, товарооборота; экономическая обос- нованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия поставки товаров.
Валовой доход может считаться максимально возможной прибылью, которую может получить предприятие. Кроме затрат, издержек на оплату полученных от поставщиков товаров торговое предприятие несет большие затраты на реализацию товаров.
132
11.2.4. Издержки обращения
Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процес- сом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Планируются и учитываются, как в абсо- лютных показателях (денежные единицы), так и в относительных по от- ношению к товарообороту (проценты).
Уровень издержек обращения – это отношение суммы издержек об- ращения к величине товарооборота, выраженное в процентах.
Номенклатура статей издержек обращения:
– транспортные расходы;
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных фондов;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
– затраты по оплате процентов за пользование займами;
– износ санитарной и специальной одежды, инвентаря;
– расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
– расходы на хранение, упаковку, подсортировку товаров;
– расходы на тару;
– расходы на рекламу;
– отчисления в фонд подготовки кадров;
– внутрихозяйственные отчисления;
– земельный налог;
– прочие расходы.
Классификация издержек обращения по статьям дает возможность определить их структуру, а также выявить наиболее значительные статьи расходов. По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:
– переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота. К ним относятся транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользова- ние кредитами и займами.
– условно-постоянные издержки, практически не зависящие от из- менения товарооборота. К ним относятся расходы на аренду и содержание
133 зданий, амортизация основных средств, выплаты повременной заработной платы, внутрихозяйственные отчисления.
Экономия издержек – существенный фактор укрепления финансово- го положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребитель- ские товары.
Пути снижения издержек обращения:
– экономия фонда заработной платы;
– экономия естественной убыли;
– повышение производительности труда;
– экономия электроэнергии, отопления, водоснабжения;
– правильное хранение товаров;
– рациональное использование оборотных средств.
Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и плани- рования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяй- ственной деятельности торговых предприятий, для изучения динамики за- трат торгового предприятия.
11.2.5. Товарные запасы (остатки)
Материальную основу товарооборота составляют товарные ресурсы, которые находятся с ним в балансовой зависимости и формируются за счет поступления товаров и товарных запасов. Товарные ресурсы органи-
зации – это все товары, находящиеся в распоряжении фармацевтической организации и предназначенные для продажи, в том числе товары в пути.
Часть товарных ресурсов составляют товарные запасы, которые представ- ляют собой предложение товаров на каждый данный момент времени.
Необходимость создания товарных запасов обусловлена колебаниями спроса на товары аптечного ассортимента (и в первую очередь на лекар- ственные препараты), сроков выпуска и поставки фармацевтической про- дукции, а также возможностью возникновения дефицита товаров вслед- ствие отсутствия запасов у поставщиков или задержки доставки.
Торговые операции совершаются ежедневно, а между поставками существуют определенные временные интервалы – реализация товаров в эти периоды возможна за счет наличия в организации товарных запасов.
При размерах запасов меньше уровня спроса фармацевтическая организа-
134
ция не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью удовлетворяя спрос разных категорий потребителей. В случае наличия за- пасов, превышающих спрос, увеличиваются издержки по хранению това- ров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в приобретение товарных запасов, и ресурсы по его реализации.
Норматив товарных запасов – это оптимальная величина ассорти- мента товаров, позволяющая максимально удовлетворить спрос потреби- телей при минимуме затрат. Норматив товарных запасов призван поддер- живать ситуацию, когда в фармацевтической организации не наблюдается признаков ни затоваренности, ни недотоваренности. Так, в фармацевтиче- ской организации, не контролирующей норматив товарных запасов, могут возникнуть сверхнормативные запасы в силу таких причин как завоз това- ра в количествах, превышающих заказ, завоз товаров, не пользующихся спросом; недостаточное информирование медицинских работников о наличии тех или иных медикаментов в розничной сети и прочее. Прогно- зирование данного показателя основано на анализе фактических товарных запасов в днях и расчете однодневного товарооборота в оптовых ценах.
«Дефектура» ведет к отрицательным последствиям в экономической деятельности аптечной организации, происходит понижение товарооборо- та, снижение доходов аптеки, падает рентабельность, аптека теряет своих клиентов. Затоваренность аптеки сильно влияет на структуру оборотных средств, утяжеляет активы предприятия и отрицательно сказывается на налогообложении, увеличиваются издержки обращения аптеки, существу- ет риск списания товара по причине истечения его срока годности.
Таким образом, аптеке необходимо найти «золотую середину» при планировании своих товарных запасов, чтобы не было «дефектуры и за-
товаренности».
11.2.6. Прибыль и рентабельность
Прибыль является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации, измеряется в суммовом выражении путем вычета показателя издержек обращения из показателя торговой надбавки.
На величину прибыли влияют следующие факторы:
– определяющие особенности деятельности аптечной организации
(льготный отпуск, отпуск по рецептам, изготовление);
– влияющие на валовый доход (факторы, который увеличивают ва- ловый доход – увеличивают прибыль);
135
– влияющие на издержки обращения (Факторы, которые снижают издержки обращения – повышают прибыль).
По государственному стандарту различают три вида прибыли:
1. Прибыль от реализации – показатель, характеризующий финансо- вый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей (НДС, акцизы) над издержками за определённый период времени.
2. Валовая прибыль – показатель, характеризующий конечный фи- нансовый результат деятельности торгового предприятия и представляю- щий собой сумму прибыли от реализации и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
3. Чистая прибыль – часть валовой прибыли, остающаяся в распо- ряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Из чи- стой прибыли предприятия может образовывать резервы и фонды в соот- ветствие с Положением по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, утверждаемым Минэкономразвития (Резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления).
Анализировать прибыль – значит определять степень выполнения прогнозируемых показателей прибыли, а также размер влияния на при- быль объёма и структуры товарооборота, средних уровней валового дохо- да торговли и издержек обращения. Уровень прибыли к товарообороту, выраженный в процентах называется рентабельностью. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организации, ее доходность.
В практике работы аптечных организаций наиболее часто использу- ется рентабельность продаж, поскольку этот показатель определяет уро- вень рентабельности товарооборота и тесно связан с эффективностью ос- новной производственной деятельности. Чтобы рассчитать рентабель- ность необходимо прибыль от реализации разделить на товарооборот ор- ганизации и умножить на 100%.
11.2.7. Производительность труда
Производительность труда – важнейший экономический показа- тель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном про- изводстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в це- лом. Основными показателями производительности труда на предприяти- ях являются показатели выработки и трудоемкости.
136
Выработка определяется отношением количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции.
Трудоемкость – это величина, обратная выработке. Различают тру- доемкость нормированную, фактическую и плановую.
Факторы, влияющие на производительность труда:
– материально-технические, связаны с использованием новой тех- ники, внедрения новых технологий, видов сырья, материалов, препаратов.
– организационно-экономические. Определяются уровнем организа- ции труда, производства и управления.
– социально-психологические. Подразумевают социально-демографи- ческий состав трудовых коллективов, их уровень подготовки, трудовую дисциплину, морально-психологический климат в коллективе.
Естественные и общественные условия, в которых осуществляется трудовой процесс. Эти факторы комплексно воздействуют на повышение или снижение производительности труда. Выявление влияния каждого из них необходимо для планирования конкретных мероприятий по повыше- нию производительности труда на предприятии.
Показатель производительности труда, рассчитывается как отноше- ние объема произведенной продукции (работ, услуг) в стоимостном вы- ражении к среднесписочной численности работников организации. Деле- нием объема продукции на число отработанных рабочими человеко-часов или человеко-дней определяется показатель часовой или дневной произ- водительности труда. Делением же объема продукции, выпущенной за ме- сяц, квартал, год, на соответствующую среднесписочную численность ра- ботников промышленно-производственного персонала получаем месяч- ную, квартальную, годовую производительность труда. Таким образом, уровень производительности труда оценивается путем деления объема продукции на единицу отработанного времени или численность работни- ков.
Рентабельность – это прибыль, от реализации к товарообороту ап- теки и выраженная в процентах. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организации, ее доходность. В прак- тике работы аптечных организаций наиболее часто используется рента- бельность продаж, поскольку этот показатель определяет уровень рента- бельности товарооборота и тесно связан с эффективностью основной про- изводственной деятельности.
Рентабельность от реализации может быть рассчитана двумя спосо- бами:
11.2.1. Определение, цели и задачи экономического прогно-
зирования
Экономическое прогнозирование – это функция менеджмента, за- ключающаяся в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного вы- явления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном исполь- зовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к до- стижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
130
Основная цель прогнозирования – планирование рационального ис- пользования финансовых ресурсов. Задачи прогнозирования:
1. Определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде.
2. Поиск источников формирования и направлений наиболее эффек- тивного использования финансовых ресурсов.
3. Оценка экономических и финансовых перспектив предприятия в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов финан- сово-хозяйственной деятельности предприятия.
4. Формирование обоснованных выводов и рекомендаций относи- тельно рациональной финансовой стратегии.
Поскольку финансовое прогнозирование – это предположение, то изучается несколько альтернативных предположений и на их основании делается прогноз. В связи с этим финансовое прогнозирование дает воз- можность сравнивать разнообразные варианты развития предприятия и избирать оптимальные пути достижения высокой эффективности хозяй- ствования.
11.2.2. Основные показатели прогнозирования
Объем продаж (товарооборот). Главной целью торговых предприя- тий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а то- варооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которо- го не может быть достигнута эта цель.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Поскольку торговое предприя- тие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость по- стоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли. В этом заключается значимость розничного товаро- оборота.
Анализ и прогнозирование розничного товарооборота осуществляет- ся с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в тор- говом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести не- обходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и при- быль. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка.
131
Для прогнозирования товарооборота аптеки используют различные методы, например на основе данных о численности обслуживаемого насе- ления и объема реализации на одного жителя; на основе размера ассигно- ваний, выделенных организациям (лечебно-профилактические учрежде- ния, медицинские кабинеты дошкольных и школьных заведений) на за- купку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Для расчета товарооборота аптечной организации чаще используют метод, основанный на учете прошлых тенденций (метод динамических показателей).
Универсальным методом прогнозирования товарооборота считается метод прогноза через средний темп роста, с учетом индекса цен (инфля- ции).
11.2.3. Валовый доход торговли
Валовый доход – это показатель, характеризующий финансовый ре- зультат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за опреде- ленный период времени. Представляет собой сложную экономическую ка- тегорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимост- ными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли. Валовый доход от реализации создается за счет торговых надбавок и наценок на продукцию собственного производства.
Экономическое значение валового дохода – возмещение издержек обра- щения, образование прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода. Валовый до- ход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (в процентах). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме розничного това- рооборота, умноженного на 100%. К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура, товарооборота; экономическая обос- нованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия поставки товаров.
Валовой доход может считаться максимально возможной прибылью, которую может получить предприятие. Кроме затрат, издержек на оплату полученных от поставщиков товаров торговое предприятие несет большие затраты на реализацию товаров.
132
11.2.4. Издержки обращения
Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процес- сом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Планируются и учитываются, как в абсо- лютных показателях (денежные единицы), так и в относительных по от- ношению к товарообороту (проценты).
Уровень издержек обращения – это отношение суммы издержек об- ращения к величине товарооборота, выраженное в процентах.
Номенклатура статей издержек обращения:
– транспортные расходы;
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных фондов;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
– затраты по оплате процентов за пользование займами;
– износ санитарной и специальной одежды, инвентаря;
– расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
– расходы на хранение, упаковку, подсортировку товаров;
– расходы на тару;
– расходы на рекламу;
– отчисления в фонд подготовки кадров;
– внутрихозяйственные отчисления;
– земельный налог;
– прочие расходы.
Классификация издержек обращения по статьям дает возможность определить их структуру, а также выявить наиболее значительные статьи расходов. По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:
– переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота. К ним относятся транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользова- ние кредитами и займами.
– условно-постоянные издержки, практически не зависящие от из- менения товарооборота. К ним относятся расходы на аренду и содержание
133 зданий, амортизация основных средств, выплаты повременной заработной платы, внутрихозяйственные отчисления.
Экономия издержек – существенный фактор укрепления финансово- го положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребитель- ские товары.
Пути снижения издержек обращения:
– экономия фонда заработной платы;
– экономия естественной убыли;
– повышение производительности труда;
– экономия электроэнергии, отопления, водоснабжения;
– правильное хранение товаров;
– рациональное использование оборотных средств.
Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и плани- рования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяй- ственной деятельности торговых предприятий, для изучения динамики за- трат торгового предприятия.
11.2.5. Товарные запасы (остатки)
Материальную основу товарооборота составляют товарные ресурсы, которые находятся с ним в балансовой зависимости и формируются за счет поступления товаров и товарных запасов. Товарные ресурсы органи-
зации – это все товары, находящиеся в распоряжении фармацевтической организации и предназначенные для продажи, в том числе товары в пути.
Часть товарных ресурсов составляют товарные запасы, которые представ- ляют собой предложение товаров на каждый данный момент времени.
Необходимость создания товарных запасов обусловлена колебаниями спроса на товары аптечного ассортимента (и в первую очередь на лекар- ственные препараты), сроков выпуска и поставки фармацевтической про- дукции, а также возможностью возникновения дефицита товаров вслед- ствие отсутствия запасов у поставщиков или задержки доставки.
Торговые операции совершаются ежедневно, а между поставками существуют определенные временные интервалы – реализация товаров в эти периоды возможна за счет наличия в организации товарных запасов.
При размерах запасов меньше уровня спроса фармацевтическая организа-
134
ция не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью удовлетворяя спрос разных категорий потребителей. В случае наличия за- пасов, превышающих спрос, увеличиваются издержки по хранению това- ров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в приобретение товарных запасов, и ресурсы по его реализации.
Норматив товарных запасов – это оптимальная величина ассорти- мента товаров, позволяющая максимально удовлетворить спрос потреби- телей при минимуме затрат. Норматив товарных запасов призван поддер- живать ситуацию, когда в фармацевтической организации не наблюдается признаков ни затоваренности, ни недотоваренности. Так, в фармацевтиче- ской организации, не контролирующей норматив товарных запасов, могут возникнуть сверхнормативные запасы в силу таких причин как завоз това- ра в количествах, превышающих заказ, завоз товаров, не пользующихся спросом; недостаточное информирование медицинских работников о наличии тех или иных медикаментов в розничной сети и прочее. Прогно- зирование данного показателя основано на анализе фактических товарных запасов в днях и расчете однодневного товарооборота в оптовых ценах.
«Дефектура» ведет к отрицательным последствиям в экономической деятельности аптечной организации, происходит понижение товарооборо- та, снижение доходов аптеки, падает рентабельность, аптека теряет своих клиентов. Затоваренность аптеки сильно влияет на структуру оборотных средств, утяжеляет активы предприятия и отрицательно сказывается на налогообложении, увеличиваются издержки обращения аптеки, существу- ет риск списания товара по причине истечения его срока годности.
Таким образом, аптеке необходимо найти «золотую середину» при планировании своих товарных запасов, чтобы не было «дефектуры и за-
товаренности».
11.2.6. Прибыль и рентабельность
Прибыль является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации, измеряется в суммовом выражении путем вычета показателя издержек обращения из показателя торговой надбавки.
На величину прибыли влияют следующие факторы:
– определяющие особенности деятельности аптечной организации
(льготный отпуск, отпуск по рецептам, изготовление);
– влияющие на валовый доход (факторы, который увеличивают ва- ловый доход – увеличивают прибыль);
135
– влияющие на издержки обращения (Факторы, которые снижают издержки обращения – повышают прибыль).
По государственному стандарту различают три вида прибыли:
1. Прибыль от реализации – показатель, характеризующий финансо- вый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей (НДС, акцизы) над издержками за определённый период времени.
2. Валовая прибыль – показатель, характеризующий конечный фи- нансовый результат деятельности торгового предприятия и представляю- щий собой сумму прибыли от реализации и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
3. Чистая прибыль – часть валовой прибыли, остающаяся в распо- ряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Из чи- стой прибыли предприятия может образовывать резервы и фонды в соот- ветствие с Положением по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, утверждаемым Минэкономразвития (Резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления).
Анализировать прибыль – значит определять степень выполнения прогнозируемых показателей прибыли, а также размер влияния на при- быль объёма и структуры товарооборота, средних уровней валового дохо- да торговли и издержек обращения. Уровень прибыли к товарообороту, выраженный в процентах называется рентабельностью. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организации, ее доходность.
В практике работы аптечных организаций наиболее часто использу- ется рентабельность продаж, поскольку этот показатель определяет уро- вень рентабельности товарооборота и тесно связан с эффективностью ос- новной производственной деятельности. Чтобы рассчитать рентабель- ность необходимо прибыль от реализации разделить на товарооборот ор- ганизации и умножить на 100%.
11.2.7. Производительность труда
Производительность труда – важнейший экономический показа- тель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном про- изводстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в це- лом. Основными показателями производительности труда на предприяти- ях являются показатели выработки и трудоемкости.
136
Выработка определяется отношением количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции.
Трудоемкость – это величина, обратная выработке. Различают тру- доемкость нормированную, фактическую и плановую.
Факторы, влияющие на производительность труда:
– материально-технические, связаны с использованием новой тех- ники, внедрения новых технологий, видов сырья, материалов, препаратов.
– организационно-экономические. Определяются уровнем организа- ции труда, производства и управления.
– социально-психологические. Подразумевают социально-демографи- ческий состав трудовых коллективов, их уровень подготовки, трудовую дисциплину, морально-психологический климат в коллективе.
Естественные и общественные условия, в которых осуществляется трудовой процесс. Эти факторы комплексно воздействуют на повышение или снижение производительности труда. Выявление влияния каждого из них необходимо для планирования конкретных мероприятий по повыше- нию производительности труда на предприятии.
Показатель производительности труда, рассчитывается как отноше- ние объема произведенной продукции (работ, услуг) в стоимостном вы- ражении к среднесписочной численности работников организации. Деле- нием объема продукции на число отработанных рабочими человеко-часов или человеко-дней определяется показатель часовой или дневной произ- водительности труда. Делением же объема продукции, выпущенной за ме- сяц, квартал, год, на соответствующую среднесписочную численность ра- ботников промышленно-производственного персонала получаем месяч- ную, квартальную, годовую производительность труда. Таким образом, уровень производительности труда оценивается путем деления объема продукции на единицу отработанного времени или численность работни- ков.
Рентабельность – это прибыль, от реализации к товарообороту ап- теки и выраженная в процентах. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования организации, ее доходность. В прак- тике работы аптечных организаций наиболее часто используется рента- бельность продаж, поскольку этот показатель определяет уровень рента- бельности товарооборота и тесно связан с эффективностью основной про- изводственной деятельности.
Рентабельность от реализации может быть рассчитана двумя спосо- бами: