Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 878
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
137
– по запланированной прибыли от реализации и товарообороту.
– по запланированным уровням валового дохода торговли и издер- жек обращения.
Факторы, способствующие повышению рентабельности. Прежде всего, в аптечной организации должен быть порядок по всем направлени- ям: хорошая визуализация товара; открытая выкладка, определенных ка- тегорий товаров; хорошая общая и местная освещенность товара. Ассор-
тимент товара должен быть рассчитан на различные категории людей – от пенсионеров, до обеспеченных граждан. Если увеличить торговую площадь, то это тоже повысит рентабельность за счет не только расшире- ния ассортимента товара, но и возможности продажи дополнительных ре- кламных мест компаниям-производителям. Можно поднять общий про- цент торговой наценки по аптеке. Оптимизирование затрат на фонд опла- ты труда и его работу: сократить до необходимого минимума персонал и поставить во главе руководителя, который будет четко организовывать рабочий процесс. Профессионализм сотрудников аптеки может увеличить товарооборот на 20%. Организация техучебы персонала по технике про- даж товара, по мерчендайзингу, активным продажам товара. Привлечение новых покупателей гибкой системой скидок, акций, дисконтных карт.
На прибыльность и рентабельность аптеки влияет месторасположе- ние, посещаемость, товарооборот, кадры, ценовая политика, уровень ин- фляции и множество других факторов. Над всем этим нужно постоянно работать, проводить финансово-экономический анализ и прогнозирова- ние.
11.2.8 . Используемые термины и понятия
Прогноз – научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем со- стоянии экономической системы и характеризующие это состояние пока- затели.
План экономический – описание намечаемого будущего состояния экономической системы в виде совокупности показателей в конце плано- вого периода, которые обязательны для выполнения. План определяет способы достижения намечаемого состояния, необходимые ресурсы.
Различают планирование:
– краткосрочное (оперативное) – текущее планирование на корот- ком отрезке времени (на период до 1 года), ориентированное на детализа- цию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работы;
– среднесрочное – разработка планов на период от трех до пяти лет;
138
– долгосрочное – разработка планов на длительные периоды времени
– от 10 до 25 лет.
Стратегическое планирование – совокупность главных целей и ос- новных способов достижения этих целей, то есть управленческий процесс поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциаль- ными возможностями. Непосредственно прогнозированию предшествует экономический анализ, который имеет следующие задачи:
– анализ отклонений фактических результатов от плановых и анализ влияния факторов;
– выявление резервов экономического роста и повышения эффек- тивности предприятия;
– управление экономическими показателями;
– прогнозирование экономических показателей.
В процессе экономического анализа используются абсолютные (в натуральном выражении – тыс. руб., тыс. рецептов), относительные (в процентах и коэффициентах) и средние величины. Наиболее часто приме- няются такие относительные величины, как темп роста, темп прироста, индекс цен.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 26
Темп роста – отношение величины экономического показателя за определенный период времени к его исходному значению, принятому за базу отсчета. Темп роста показывает, до какого уровня изменился показа- тель или во сколько раз.
Темп прироста – отношение абсолютного прироста величины эко- номического показателя за определенный период времени к его исходно- му значению. Темп прироста характеризует, на какую величину изменился показатель.
Индекс цен – показатель, характеризующий относительное измене- ние цен за определенный период, то есть во сколько раз изменились цены
(оптовые или потребительские) в последующем периоде по отношению к предыдущему.
В экономическом анализе используются следующие виды средних величин: средняя арифметическая, средняя взвешенная, средняя хроноло- гическая, средняя геометрическая.
В процессе экономического анализа используются следующие прие- мы и методы:
– графический метод предусматривает геометрическое изображение функциональной зависимости;
139
– способ сравнения с плановыми данными, с прошлыми данными, с лучшими показателями, со средними данными;
– способ группировки по важнейшим показателям: товарооборот, из- держки, торговые наложения и др.;
– метод балансовой увязки основан на использовании классической формулы товарного баланса:
Он + П = Р + В + О
2
где
О
1
– остаток товара на начало отчетного периода,
П – поступление товара за отчетный период,
Р – реализация (продажа) товара,
В – выбытие товара, т.е. списание на основании актов и др.,
О
2
– остаток товара на конец отчетного периода.
Показатели могут представляться в формуле как в денежном, так и натуральном выражении:
– способ цепной подстановки используют для определения влияния на экономический показатель отдельных факторов. Способ применяется, если между показателями имеется прямая или обратная пропорциональная зависимость;
– корреляционно-регрессионный анализ используется для определе- ния зависимости между показателями, не находящимися в функциональ- ной зависимости.
При обосновании прогнозов экономических показателей аптечных учреждений используются следующие основные методы:
– балансовый метод основан на установлении взаимосвязи и соот- ветствия между показателями;
– нормативный метод основан на использовании всевозможных нормативов.
Например, для аптечных учреждений разработаны штатные норма- тивы:
– метод динамических рядов основан на перенесении тенденции, сложившейся в изменении какого-либо экономического показателя в прошлом периоде, на плановый период;
– метод линейного программирования предполагает несколько вари- антов решения задачи, что позволяет выбрать оптимальный вариант. При- менение этого метода возможно на базе вычислительной техники.
140
ЛЕКЦИЯ 12.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛЯ
КОЛИЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,
ОТПУЩЕННЫХ АПТЕКОЙ
Товарооборот (объем реализации) – объем продажи товаров и оказа- ния услуг в денежном выражении за определенный период времени. Това- рооборот является важнейшим экономическим показателем, формирую- щим многие другие экономические показатели аптечного учреждения – валовый доход (торговые наложения), издержки, прибыль, норматив то- варных запасов, денежных средств и др. На объем товарооборот аптечного учреждения оказывают влияние следующие основные факторы: числен- ность населения, количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений, место расположения, товарная политика, цены, уровень ин- формационной работы и др.
Товарооборот аптечных учреждений подразделяется на два вида – розничный и оптовый:
– розничный товарооборот аптеки – реализация товаров населению за наличный расчет, а также лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам с оплатой по безналичному расчету. Подразделяется на товарооборот по амбулаторной рецептуре, товарооборот по безрецеп- турному отпуску и товарооборот мелкорозничной сети;
– оптовый товарооборот аптечного учреждения – реализация това- ров лечебно-профилактическим и другим учреждениям по розничным це- нам с оплатой по безналичному расчету. Подразделяется на товарооборот по стационарной рецептуре и товарооборот по мелкооптовому отпуску.
Товарооборот аптечного учреждения прогнозируют по отдельным видам (розничный и оптовый), в целом по аптеке (общий), на год и по кварталам, по группам товаров.
Прогнозирование общего товарооборота осуществляется в несколько этапов:
1. Прогнозирование розничного товарооборота на год методом ди- намических рядов:
– определение ожидаемого выполнения розничного товарооборота в отчетном году;
– формирование динамических рядов, характеризующих величину розничного товарооборота в целом и по видам (по амбулаторной рецепту- ре, безрецептурному отпуску и через мелкорозничную сеть) за несколько прошлых лет (4-5 лет);
141
– анализ динамики (изменения) розничного товарооборота и его ви- дов за несколько прошлых лет с использованием метода динамических рядов (определение темпов роста и темпов прироста, среднего темпа при- роста).
Структура аптечного товарооборота представлена на Рис. 1.
Розничный товарооборот товарооборот по амбулаторной рецептуре товарооборот по безрецептурному отпуску товарооборот мелкорозничной сети
Оптовый товарооборот товарооборот по стационарной рецептуре товарооборот по мелкооптовому отпуску
Рис. 1 Структура товарооборота аптеки
Товарооборот аптечного учреждения прогнозируют по отдельным видам (розничный и оптовый), в целом по аптеке (общий), на год и по кварталам, по группам товаров. Прогнозирование общего товарооборота осуществляется в несколько этапов:
1. Прогнозирование розничного товарооборота на год методом ди- намических рядов:
– определение ожидаемого выполнения розничного товарооборота в отчетном году;
– формирование динамических рядов, характеризующих величину розничного товарооборота в целом и по видам (по амбулаторной рецепту- ре, безрецептурному отпуску и через мелкорозничную сеть) за несколько прошлых лет (4-5 лет);
– анализ динамики (изменения) розничного товарооборота и его ви- дов за несколько прошлых лет с использованием метода динамических рядов (определение темпов роста и темпов прироста, среднего темпа при- роста). Прогноз товарооборота по амбулаторной рецептуре можно также
Общий товарооборот
142
осуществить по средней стоимости одного амбулаторного рецепта в от- четном году.
2. Прогнозирование оптового товарооборота на год:
– прогноз оптового товарооборота в целом осуществляется с учетом бюджетных ассигнований, выделенных прикрепленным к аптеке лечебно- профилактическим учреждений;
– прогноз товарооборота по стационарной рецептуре осуществляют методом динамических рядов или по средней стоимости одного стацио- нарного рецепта в отчетном году.
3. Прогноз общего товарооборота слагается из прогнозов розничного и оптового товарооборота.
4. Прогноз товарооборота по кварталам года осуществляют с учетом среднего удельного веса товарооборота по отдельным кварталам в общем товарообороте за несколько прошлых лет. Сначала по кварталам прогно- зируют розничный и оптовый товарооборот отдельно, а затем общий то- варооборот.
Ожидаемое выполнение розничного товарооборота в отчетном году определяют двумя способами:
I способ заключается в том, что сравниваются плановые и фактиче- ские показатели товарооборота за три квартала отчетного года (определя- ются темпы роста за каждый отдельный квартал по отношению к плану и средний темп роста за три квартала) и предполагается, что в IV квартале темп роста товарооборота по сравнению с планом будет таким же.
Пример расчета:
Т о в а р о о б о р о т отчетного года
Т/об в тыс. руб. по кварталам
Всего за год
I
II
III
IV
План
15,0 15,5 14,5 16,0 61
Фактическое выполнение
15,5 16,0 15,0
?
1. 15,0 - 100%
15,5 - х% = 103,33% (рост товарооборота в I квартале);
2. 15,5 - 100%
16,0 - х% = 103,22% (рост товарооборота во II квартале);
3. 14,5 - 100%
15,0 - х% = 103,44% (рост товарооборота в III квартале);
143 103,33 + 103,22 + 103,44 4. Ср. рост т/об = ------------------------------- = 103,33%;
3 5. Ожидаемое выполнение в IV квартале:
16,0 - 100% х - 103,33% = 16,53 тыс.руб.
6. Ожидаемое выполнение в отчетном году = 15,5 + 16,0 + 15,0 +
16,53 = 63,03 тыс.руб.
II способ заключается в том, что сравниваются фактические показа- тели товарооборота за год, предшествующий отчетному, и показатели от- четного года. По данным предшествующего года определяется коэффици- ент, который показывает соотношение товарооборота IV квартала и сум- мы товарооборота I, II и III кварталов. Предполагается, что в отчетном го- ду это соотношение сохранится.
Пример расчета.
Т о в а р о о б о р о т
I
II
III
IV
За год предшествующего года
14,505 15,004 14,007 15,472 59,988 отчетного года
15,5 16,0 15,0 1. 14,505 + 15,004 + 14,007 = 43,516 (товарооборот I, II и III кварта- лов);
2. k = 15,472 : 43,516 = 0,35547.
3. Т/об за 3 квартала отчетного года: 15,5 + 16,0 + 15,0 = 46,5 тыс. руб.;
4. Т/об IV квартала отчетного года: 46,5 х 0,35547 = 16,53 тыс. руб.;
5. Т/об отчетного года = 46,5 + 16,53 = 63,03 тыс. руб.
Прогнозирование товарной структуры товарооборота: товарная структура товарооборота – это соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.
В аптечных организациях товарная структура товарооборота вклю- чает следующие основные товарные группы:
– лекарственные средства;
144
– медицинские изделия (перевязочные материалы, предметы ухода за больными, а так же - медицинские аппараты, приборы, инструменты и ре- активы для диагностики, лечения, профилактики) и др.
– парафармацевтическая продукция (минеральные воды, диетиче- ское и детское питание, пищевые добавки, лечебно-косметические сред- ства, корригирующая очковая оптика, санитарно-гигиенические средства и др.).
Прогнозирование товарооборота по товарным группам преследует две цели:
– обеспечение населения и лечебных учреждений прежде всего ле- карственными препаратами;
– каждая товарная группа может обеспечить разный уровень валово- го дохода и прибыли.
Динамические ряды для обоснования прогноза включают удельные веса каждой товарной группы в общем товарообороте аптечного учрежде- ния за несколько прошлых лет. Обоснование прогноза осуществляется с учетом среднегодового изменения уровня каждой отдельной товарной группы.
Прогнозирование рецептур. Рецептура – показатель количества ле- карственных средств, отпущенных из аптеки по рецептам и требованиям лечебно-профилактических организаций. Рецептуру прогнозируют по ви- дам (амбулаторную и стационарную) и в целом по аптеке, на год и по кварталам (в тыс. рецептов). Кроме того, в общей рецептуре прогнозиру- ют уровень готовых лекарственных средств в общей рецептуре (в %).
Обоснование прогноза рецептуры осуществляют методом динамических рядов. Динамические ряды для анализа включают показатели по рецепту- ре за 3 года. Уровень готовых лекарственных средств прогнозируют с уче- том среднегодового изменения за несколько прошлых лет.
Для вновь открываемых аптек амбулаторную рецептуру прогнози- руют с учетом количества амбулаторных рецептов, приходящихся на одно амбулаторно-поликлиническое посещение (определяют коэффициент пе- ресчета амбулаторных посещений в амбулаторную рецептуру). Стацио- нарную рецептуру прогнозируют с учетом количества стационарных ре- цептов, приходящихся на одну больничную койку в год.
145
ЛЕКЦИЯ 13.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВАЛОВОЙ И ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ АПТЕЧНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над за- тратами на производство и продажу этих товаров. Важнейший экономиче- ский показатель, характеризующий конечный финансовый результат дея- тельности аптечного учреждения. В формировании прибыли участвуют следующие экономические показатели:
– выручка – денежные средства, полученные аптекой от продажи то- варов и услуг;
– валовый доход (торговые наложения) аптеки – разность между выручкой от реализации и затратами на покупку реализованного товара;
– издержки – расходы аптеки по доведению товара от поставщиков до покупателей (больных).
– внереализационные доходы – доходы аптеки, не связанные с про- изводством и реализацией товара. К внереализационным доходам отно- сятся:
– излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в резуль- тате инвентаризации;
– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
– доходы от сдачи имущества в аренду;
– присужденные в пользу аптеки штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств;
– стоимость безвозмездно полученного имущества и др.
– внереализационные расходы – расходы аптеки, не связанные непосредственно с производством и продажей товара. К внереализацион- ным расходам относятся:
– присужденные аптеке штрафы, пени и другие виды санкций за нарушение договорных обязательств в текущем году;
– судебные расходы; убытки от списания дебиторской задолженно- сти, по которой срок исковой давности истек;
– некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (пожары, ава- рии);
– убытки от хищений, виновники которых судом не установлены;
– потери от брака и др.