Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 877

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146
13.1. Формирование прибыли
В соответствии с законодательством Российской Федерации после- довательность формирования прибыли аптеки можно описать следующим формулами:
1. = Выручка - .
2. = (
- ) - Издержки.
3. = + ( - ).
4. Чистая прибыль = Валовая прибыль - Налог на прибыль.
Таким образом, различают три вида прибыли аптеки: прибыль от ре- ализации (финансовый результат от реализации), валовая прибыль (ко- нечный финансовый результат) и чистая прибыль:
Прибыль от реализации товаров ‒ показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемы как превы- шение валового дохода аптеки (за вычетом обязательных платежей) над издержками за определенный период. К обязательным платежам относят сумму налога на добавленную стоимость, акцизы.
Валовая прибыль ‒ показатель, характеризующий конечный финан- совый результат аптеки и представляющий собой сумму прибыли от реа- лизации товаров и сальдо внереализационных доходов и расходов.
Чистая прибыль ‒ часть валовой прибыли, остающаяся в распоря- жении аптеки после уплаты налога на прибыль.
Первым этапом прогнозирования прибыли является прогнозирова- ние торговых наложений (валового дохода) аптеки. Торговые наложения прогнозируют в процентах к общему товарообороту (уровень) и в денеж- ном выражении, по группам товаров и в целом по аптеке, на год и по кварталам.
Валовый доход
Обязательные платежи
Валовая прибыль
Прибыль от реализации
Внереализаци- онные доходы товаров
Внереализаци- онные расходы товаров
Прибыль от реализации товаров
Валовый доход
(торговые наложения)
Покупная стоимость реализованных товаров

147
13.2. Последовательность прогнозирования торговых нало-
жений
1. Сначала прогнозируют уровень торговых наложений по отдель- ным группам товаров (лекарственные средства, изделия медицинского назначения, парафармацевтическая продукция). Если в течение несколь- ких последних лет уровень торговых наложений по группам товаров по- стоянный, можно использовать уровень последнего года.
2. Торговые наложения в денежном выражении по группам товаров рассчитывают по отношению к прогнозу товарооборота данной группы товаров.
3. Торговые наложения в денежном выражении в целом по аптеке определяют суммированием торговых наложений по отдельным группам товаров.
4. Уровень торговых наложений по аптеке в плановом году рассчи- тывают по отношению к общему товарообороту аптеки.
5. При прогнозировании торговых наложений по кварталам года уровень торговых наложений по кварталам принимают равным годовому уровню. Торговые наложения по кварталам в денежном выражении рас- считывают по отношению к прогнозу общего товарооборота по кварталам.
Прибыль аптеки прогнозируют по кварталам и на год, исходя из прогноза торговых наложений и издержек аптеки по кварталам. Кроме то- го, прогнозируют рентабельность (самоокупаемость), то есть уровень прибыли по отношению к прогнозу общего товарооборота.
Рентабельность =
П ибыльх
Това ообо от
р р
р
100%
. (1)
Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем аспектам ее формирования, распределения и использования. Одной из задач управления прибылью является ее максимизация, то есть получение максимальной ее величины при минимальных издержках. Одним из методов максимизация прибыли является сопоставление валового дохода с валовыми издержками. Метод основан на измерении влияния количества реализованной продукции (ко- личество обращений) на валовую прибыль. Учитывается действие эконо- мического закона убывающей отдачи: по мере увеличения количества ре- ализуемой продукции прибыль увеличивается до определенного предела, а затем снова уменьшается. Определяют объем реализации, при котором прибыль максимальна.


148
В процессе управления прибылью можно использовать также метод
безубыточности. При использовании этого метода рассчитывается точка
безубыточности Т
Б
, которая соответствует тому объему реализованной продукции К (в аптеке – это количество обращений посетителей), при ко- тором доход равен издержкам, то есть прибыль в точке безубыточности равна О:
Ц х К = И
ПОСТ
+ И
ПЕР
х К, (2) где:
Ц ‒ объем реализации (продаж) на одно обращение;
И
ПОСТ
‒ сумма постоянных издержек;
И
ПЕР
‒ сумма переменных издержек на одно обращение.
Отсюда:
Т
Б
= К =
Ипост
Ц
Ипе

р
. (3)
На основании указанных исходных данных можно построить график безубыточности.

149
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   26

ЛЕКЦИЯ 14.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК И СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТЫ
РАСХОДОВ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАТЬЯМ
Под издержками обращения предприятия оптовой торговли пони- маются затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов такого предприятия при доведении товаров от производителя до потребителя.
Оптовая торговля имеет отличительные организационные особенности, которые влияют на постановку системы управленческого учета, в том числе и учета издержек обращения. Проблема разделения издержек обра- щения с целью адекватного описания себестоимости реализованных това- ров является основной при выборе системы их учета. Актуальность дан- ной проблемы заставляет обратиться к анализу организационных особен- ностей оптовой торговли и рассмотреть возможные системы учета издер- жек обращения.
Издержки ‒ выраженные в денежной форме затраты различных ви- дов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств) в процессе производства и обращения продукции, товаров.
Издержки аптеки ‒ выраженные в денежной форме расходы, свя- занные с доведением лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков или производителей до потребителей (боль- ных). Издержки являются важнейшим экономическим показателем аптеч- ного учреждения, поскольку участвуют в формировании прибыли.
Различают следующие виды издержек:
1. Издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства ‒ издержки, связанные с производством продукции.
Издержки обращения ‒ издержки, связанные с приобретением и сбытом, доведением товаров до потребителей.
2. Издержки валовые, условно-переменные и условно-постоянные.
Издержки валовые ‒ совокупность всех издержек на производство и реализацию продукции.
Издержки условно-переменные ‒ издержки, величина которых меня- ется с изменением объема выпускаемой продукции и объема продаж.
Издержки условно-постоянные ‒ издержки, которые предприятие несет независимо от объема выпускаемой продукции, их величина не ме- няется или меняется незначительно при изменении объема производства и продаж.

150 3. Издержки средние и предельные.
Средние издержки ‒ издержки на единицу продукции.
Предельные издержки

издержки, необходимые для производства и про- дажи одной дополнительной единицы товара.
4. Издержки по видам расхода подразделяются на отдельные статьи.
Для предприятий торговли рекомендовано 14 статей издержек по видам расхода
[
В соответствии с письмом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 16-
00-
13/03 до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопро- сам организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимо- сти продукции (работ, услуг) организациям надлежит руководствоваться отрас- левыми инструкциями (указаниями) в части, которая не противоречит действую- щему законодательству
]
:
1. Транспортные.
2. Расходы на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
5. Амортизация основных средств.
6. Расходы на ремонт основных средств.
7. Износ спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся пред- метов.
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию.
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку то- варов.
10. Расходы на рекламу.
11. Затраты по оплате процентов за кредит.
12. Потери товарно-материальных ценностей в пределах норм убы- ли.
13. Потери по таре.
14. Прочие расходы.
Главная проблема при выборе системы управленческого учета из- держек обращения заключается в выборе такой системы учета, которая бы была оптимальной с точки зрения трудоемкости учетного процесса и яв- лялась целесообразной для применения на конкретном виде предприятия оптовой торговли. Это связано с тем, что структура издержек обращения находится в тесной зависимости от объемов деятельности, ассортимент- ной структуры товарооборота, месторасположения предприятия, формы собственности, доли арендованных основных фондов, эффективности их


151 использования, взаимоотношений с контрагентами, численности торговых работников, форм оплаты их труда и других факторов
Издержки аптечной организации прогнозируют по отдельным стать- ям и в целом, на год и по кварталам, в денежном выражении и в процентах к товарообороту (уровень издержек).
Уровень издержек ‒ относительный показатель, характеризующий расходы на каждый рубль произведенной или реализованной продукции.
Уровень издержек
Общая сумма издержек аптечного
= ---------------------------------- х 100 %. учреждения
Объем реализации
Прогнозирование издержек на предстоящий год начинается с анали- за и обоснования величины расходов по отдельным статьям. При обосно- вании прогноза расходов по статьям учитывается среднегодовое измене- ние уровня (для условно-переменных статей) или суммы расходов (для условно-постоянных статей) за несколько прошлых лет (3 года).
14.1. Прогнозирование издержек обращения на год по от-
дельным статьям и в целом по аптеке
1. Расходы по условно-переменным статьям (зависящим от това- рооборота) прогнозируют сначала по уровню (по отношению к товаро- обороту), а затем ‒ в денежном выражении.
Плановый уровень расходов по условно-переменным статьям опре- деляют с учетом среднегодового изменения уровня расходов по данной статье за несколько прошлых лет, а плановую сумму расходов определяют с учетом планового уровня расходов и плана общего товарооборота, например, по статье 2 «Расходы на оплату труда»: а) изменение уровня расходов 98/97 б) изменение уровня расходов 99/98 в) среднегодовое изменение уровня по статье 2
г) плановый уровень расходов по статье 2
д) плановая сумма
120,6 - 100% расходов по статье 2: х - 15,93%; х = 19,21 т.руб.
= 16,3% - 16,44% = - 0,14%.
= 16,1% - 16,3% = - 0,2%.
=
2
%)
2
,
0
(
%
14
,
0


= - 0,17%.
= 16,1% + (- 0,17%) = 15,93%.

152
2. Расходы по условно-постоянным статьям (не зависящим от то- варооборота) сначала прогнозируют в денежном выражении, а затем определяют уровень.
Плановую сумму расходов по условно-постоянным статьям опреде- ляют с учетом среднегодового изменения суммы расходов по данной ста- тье за несколько прошлых лет, а плановый уровень расходов определяют с учетом плановой суммы расходов по статье и плана общего товарооборота аптеки, например, по статье 4 «Расходы на аренду зданий, помещений, со- держание инвентаря»:
- изменение суммы расходов 98/97
- изменение суммы расходов 99/98
- среднегодовое изменение суммы расходов
- плановая сумма расходов по статье 4
- плановый уровень
120,6 -
100% расходов по статье 4:
1,8 - х %; х = 1,49%.
3. Плановую сумму издержек в целом по аптеке определяют сумми- рованием расходов (в денежном выражении) по отдельным статьям =
32,64 тыс.руб.
4. Плановый уровень расходов в целом по аптеке определяют с уче- том плановой суммы расходов по аптеке и плана общего товарооборота:
120,6 тыс.руб.
- 100%
32,64 тыс.руб. - х% х = 27,1%.
14.4. Прогнозирование издержек обращения по кварталам
года
1. При прогнозировании расходов по условно-переменным статьям плановый уровень расходов по отдельным кварталам года принимают равным годовому, а плановую сумму расходов определяют с учетом плана товарооборота по отдельным кварталам. Например, по статье 2 «Расходы на оплату труда»:
‒ плановый уровень расходов I квартала
(II, III, IV) = годовой плановый уровень расходов = 15,93%
= 1,6 т.руб. - 1,5 т.руб. = + 0,1 т.руб.
= 1,7 т.руб. - 1,6 т.руб. = + 0,1 т.руб. т.руб.
= 1,7 т.руб. + 0,1 т.руб. = 1,8 т.руб. т.руб. т.руб.
=
2 1
,
0 1
,
0

= - 0,17%.


153
‒ плановая сумма расходов в I квартале по статье 2 (план товарообо- рота на I квартал = 30,7 тыс.руб.):
30,7 тыс.руб. - 100% х
- 15,93%; х = 4,89 тыс.руб.
‒ плановая сумма расходов во II квартале по статье 2 (план товаро- оборота на II квартал = 29,2 тыс.руб.):
29,2 тыс.руб. - 100% х
- 15,93%; х = 4,65 тыс.руб. и т.д.
2. При прогнозировании расходов по условно-постоянным статьям плановую сумму расходов по статье на год равномерно распределяют по кварталам года (то есть делят на 4), а плановый уровень расходов по ста- тье определяют с учетом плана общего товарооборота по кварталам.
Например, по статье 4 «Расходы на аренду зданий, помещений, со- держание инвентаря»:
‒ расходы по ст. 4 по кварталам (I, II, III, IV) = 1,8 т.руб. : 4 = 0,45 тыс.руб.
‒ плановая сумма расходов в I квартале по статье 4:
30,7 - 100%
0,45 - х %; х = 1,47%.

плановая сумма расходов во II квартале по статье 4:
29,2 - 100%
0,45 - х %; х = 1,54%. и т.д.

154
ЛЕКЦИЯ 15.
НОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ПОКРЫТИЯ
Необходимым условием бесперебойного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений товарами аптечного ассортимента служит наличие оборотных средств, большую часть которых составляют товарные запасы аптеки.
15.1. Расчет оптимального размера заказа
Товарные запасы ‒ товары, находящиеся во владении аптеки и предназначенные для бесперебойного обеспечения населения и лечебно- профилактических учреждений. Товарные запасы аптеки необходимо нормировать.
Норматив товарных запасов ‒ оптимальный размер товарных за- пасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.
Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу това- ров, замедляют их оборачиваемость и вызывают увеличение расходов по их хранению. Недостаточные товарные запасы вызывают дефицит, пере- бои в обеспечении населения лекарственными средствами.
По назначению товарные запасы подразделяются на:
1. Затраты текущего хранения ‒ предназначены для текущей прода- жи.
2. Товарные запасы сезонные ‒ дополнительные запасы товаров, пользующихся сезонным спросом.
3. Товарные запасы целевого назначения ‒ создаются для выполнения определенной задачи (например, запасы ЛС в период эпидемии гриппа).
На величину товарных запасов наибольшее влияние оказывают та- кие факторы, как объем реализации, расстояние до баз снабжения.
Большое значение при анализе товарных запасов имеет анализ това- рооборачиваемости.
Товарооборачиваемость ‒ показатель, характеризующий скорость реализации товарных запасов в размере их средней величины за отчетный период. Измеряется количеством оборотов и в днях. На товарооборачива- емость оказывают влияние ассортимент лекарственных средств, цены, уровень информационной работы, место расположения аптеки, режим об- служивания покупателей.