Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

155
Норматив товарных запасов прогнозируют в днях и в сумме.
Планирование норматива товарных запасов (Т/з) состоит из 3-х эта- пов:
I этап: Определение среднегодового запаса товаров за отчетный год
в сумме. Можно определить, используя остатки в оптовых ценах по данным товарных отчетов.
II этап: Определение товарооборачиваемости в отчетном году.
1 способ:
Средний Т/з
= -------------------------------------------------- ;
Т/об в оптовых ценах за отчетный год
Число дней периода
Дни = --------------------------- . кол-во оборотов
2 способ:
Средний Т/з в сумме
Дни = ------------------------------------------------------------- .
Т/об за 1 день в оптовых ценах за отчетный год
III этап: Планирование Т/з в днях и сумме. Планирование среднего товарного запаса в:
Т/з = в х
Планирование Т/з по кварталам
Существуют 3 способа планирования Т/з по кварталам:
I способ. Когда норматив Т/з в днях остается неизменным, а Т/об в каждом квартале различный, тогда Т/з в сумме для каждого квартала равен:
Т/з за 1 день
Норматив в оптовых ценах х в каждого квартала днях
II способ. Расчет Т/з по кварталам проводят исходя из одинаковой суммы Т/з в течение планового года. В данном случае будет меняться оборачиваемость товарного запаса в днях по кварталам.
Кол-во оборотов
Т/об за 1 день в оптовых ценах
Товарооборачиваемость на планируемый год

156
Средний Т/з в сумме
Норматив Т/з = ------------------------------------------------------- .
Т/об за 1 день в оптовых ценах в квартале
III способ. Расчет производят исходя из прироста Т/з на планируе- мый год. Прирост определяют по разности Т/з запланированного и опре- деленного за отчетный год. Эта сумма прироста делится на равные части
(т.к. в году 4 квартала) и эти части прибавляют к суммам Т/з отчетного года каждого квартала.
Норматив денежных средств устанавливается для каждой аптеки в днях и сумме.
Норматив в сумме определяется путем умножения планируемого норматива денежных средств в днях (1-2 дня) на однодневный оборот в розничных ценах.
Норматив по прочим активам (тара, вспомогательный материал, малоценный инвентарь) планируется в пределах потребности в них.
14.2. Планирование поступления товаров в аптеку (товарно-
го покрытия)
Планирование Т/об аптеки требует балансовой увязки его с Т/з по- ступлением товаров в планируемом году. Определение планового поступ- ления товаров производят по всему товарному поступлению и поступле- нию товарных групп в отдельности.
Расчет производят по формуле товарного баланса:
П = Р + Ок - Он.
Расчеты поступления товаров производят в оптовых ценах. Состав- ляется аналитическая таблица:


157
Группы товаров
По нормати- вам
Он план. года
План Т/об
Ок план. года
План поступления в опт. ценах в % к общему остатку в роз- нич- ных в опто- вых в опт. ценах в % к остатку в роз- роз- нич- ных в оптовых ценах ценах
1. карствен ствен- ные средства и т.д. сложив- жив- шийся уровень в % по каждой группе исполь- зуют те же уровни
Он

100%

Рроз. Роп. Ок

100%
П=Р+Ок-Он

Ок отчетного года

По результату последней инвентаризации

Норматив Т/з запланир. по оптовым ценам
План поступления товаров по розничным ценам рассчитывают на основе запланированных торговых наложений.
Управление товарными запасами ЛС
– заключается в обоснованном определении оптимального объема поставки (заказа), оптимального интервала поставки и момента (точки за- каза).
Оптимальный объем поставки (Q) можно рассчитать по формуле
Уилсона:
2 х Д х З
1
Q = З
2
где:
Д ‒ среднедневной спрос в лекарственном препарате;
З
1
‒ затраты на заказ и доставку одной партии лекарственного пре- парата;
З
2
‒ затраты по хранению одной упаковки лекарственного препарата в день.

158
Оптимальный интервал поставки (То) можно рассчитать по форму- ле:
Q
То = ------- ;
М где:
М ‒ среднемесячное потребление препарата.
Точку заказа (Тз) можно определить по формуле:
Тз = Д х t + С = Д х t + Д
t ; где: t ‒ интервал времени от подачи заказа до получения товара;
С ‒ страховой запас.

159
ЛЕКЦИЯ 16.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕН
НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
Цена ‒ это денежное выражение стоимости товара с учетом его по- лезности. Цена является важнейшей экономической категорией. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
1 ‒ предприятие (изготовитель) ‒ оптовая торговля;
2 ‒ оптовая торговля ‒ розничная торговля;
3 ‒ розничная торговля ‒ потребитель.
Соответственно стадиям товародвижения различают три основных вида цен:
1 ‒ оптовые цены предприятий (изготовителей);
2 ‒ оптовые (отпускные) цены предприятий оптовой торговли (тор- говли);
3 ‒ розничные цены.
Оптовая цена предприятия ‒ это цена, по которой предприятие- изготовитель реализует товар. Оптовая цена включает в себя себестои- мость товара (затраты изготовителя на производство) и прибыль предпри- ятия (изготовителя).
Оптовая цена
Себестоимость
Прибыль предприятия товара предприятия
Оптовая цена торговли ‒ это цена, по которой предприятия опто- вой торговли (аптечные склады, базы) реализуют свой товар учреждениям розничной торговли или другим оптовым посредникам. Оптовая цена тор- говли включает в себя помимо себестоимости и прибыли предприятия- изготовителя снабженческо-сбытовую надбавку. Снабженческо-сбытовая надбавка позволяет предприятиям оптовой торговли возместить свои из- держки по снабжению и обеспечить им прибыль. Оптовая цена торговли имеет следующую структуру:
= + +
Оптовая цена торговли
Себестоимость товара
Прибыль предприятия- изготовителя
Снабженческо- сбытовая надбавка
=
+


160
Рознич- ная цена
Розничная цена ‒ это цена, по которой товар продается из учрежде- ний розничной торговли (аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, ап- течных магазинов) поштучно или мелкими партиями конечному потреби- телю (населению или лечебно-профилактическим учреждениям). Таким образом, розничная цена завершает процесс ценообразования. Розничная цена отличается от оптовой цены торговли на величину торговой надбав- ки, которая должна возместить затраты учреждений розничной торговли и обеспечить им прибыль. Розничная цена имеет следующую структуру:
= + + +
Оптовые и розничные цены могут быть договорными и свободными.
Договорная цена ‒ цена, устанавливаемая по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем).
Свободная цена ‒ цена, устанавливаемая изготовителем (продавцом) на свою продукцию с учетом конъюнктуры рынка.
В России цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения регулируются государством. Регулирование цен на лекарства осуществляется путем установления в регионах России предельных опто- вых (снабженческо-сбытовых) и розничных (торговых) надбавок к ценам предприятий-изготовителей.
В Московской области для предприятий оптовой торговли утвер- ждена предельная снабженческо-сбытовая (оптовая) надбавка в размере
15% (на ЛС и ИМН, реализуемые лечебно-профилактическим учреждени- ям ‒ 10%; на наркотические ЛС, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества ‒ 20%).
Для учреждений розничной торговли предельная торговая (рознич- ная) надбавка дифференцирована (различается) в зависимости от контин- гента, которому предназначены лекарства для продажи:
Предельная населению за полную торговая стоимость
‒ 30% надбавка на ЛС и ИМН лечебно-профилактическим учреждениям
‒ 20%
Для фармацевтических организаций, осуществляющих и оптовую и розничную торговлю, предельная торговая надбавка составляет 25%.
Себестоимость товара
Прибыль предприятия- изготовителя
Снабженческо- сбытовая надбавка
Торговая надбавка

161
При формировании розничных цен общая предельная надбавка не должна превышать суммы предельных оптовых и розничных надбавок, установленных к цене отечественного изготовителя (поставщика- импортера) или к цене первого оптового поставщика, закупившего отече- ственную продукцию у изготовителя.
При формировании оптовых и розничных цен необходимо учесть, что:
Оптовая цена завода-изготовителя = 100%
Оптово-отпускная цена поставщика = 115%
Розничная цена = 145% (или 135%) к цене завода.
Пример 1. Сформировать оптово-отпускную цену на препарат, по- ступивший на аптечный склад от завода-изготовителя по цене 2 руб. 90 коп.
Решение: 2 руб. 90 коп. - 100% х
- 115% х = 3 руб. 33 коп.
Пример 2. Сформировать розничную цену на препарат, предназна- ченный для реализации населению за полную стоимость. Препарат посту- пил в аптеку с аптечного склада по цене 5 руб. 75 коп. Цена завода- изготовителя ‒ 5 руб. 00 коп.
Решение: а) 5 руб. 75 коп. - 115% х
- 145% х = 7 руб. 25 коп. б) 5 руб. 00 коп. - 100% х
- 145% х = 7 руб. 25 коп.
Пример 3. Сформировать розничную цену на препарат, поступивший в аптеку от завод по цене 6 руб. 30 коп.
Решение: 6 руб. 30 коп. - 100% х
- 130% х = 8 руб. 19 коп.
К предприятиям, допустившим нарушение государственной дисци- плины цен, применяют штрафные санкции. В бюджет изымаются из- лишне полученные суммы, и в таком же размере с предприятия дополни- тельно взыскивается штраф. Изъятие указанных сумм и взыскание штрафа производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


162
Для контроля за правильностью формирования цен на лекарствен- ные средства и изделия медицинского назначения оптовые и розничные фармацевтические организации должны требовать от поставщиков и по- средников в обязательном порядке указывать в накладных наименование предприятия-изготовителя и фактическую цену закупленной у него про- дукции.

163
ЛЕКЦИЯ 17.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «УЧЕТ»
Хозяйственный учет ‒ это единая система учета деятельности в пределах каждой отдельной хозяйственной единицы (организации, пред- приятия, учреждения, фирмы и т.д.) и в масштабе отдельных отраслей и страны. Структура единой системы хозяйственного учета представлена на
Рис. 1. производственный финансовый
Рис. 1. Единая система хозяйственного учета
Статистический учет ‒ это обобщенный количественный учет яв- лений в народном хозяйстве.
Оперативно-технический учет применяется для накопления ин- формации статистического и бухгалтерского учета.
Во всех видах хозяйственного учета используются следующие учет- ные измерители:
‒ натуральные ‒ характеризуют объекты учета в конкретных коли- чественных единицах по массе, объему, штукам;
‒ трудовые ‒ рабочие дни, часы;
‒ денежные.
Бухгалтерский учет‒ это система сбора, регистрации, хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Задачами бухгалтерского учета являются:
‒ накопление информации о фактах финансово-хозяйственной дея- тельности предприятия;
‒ контроль за соблюдением законодательства по бухгалтерскому учету;
‒ предотвращение отрицательных возможных последствий финансо- во-хозяйственной деятельности предприятия.
Хозяйственный учет
Статистический
Оперативно- технический
Бухгалтерский

164
Объектами бухгалтерского учета являются:
‒ хозяйственные средства предприятия;
‒ источники финансирования (формирования) хозяйственных средств;
‒ хозяйственные операции, совершаемые с хозяйственными сред- ствами и источниками их финансирования.
Хозяйственная операция ‒ это любое изменение в денежном выра- жении хозяйственных средств предприятия и источников их финансиро- вания.
Структура хозяйственных средств аптечных учреждений и источни- ков их финансирования приведена на Рис. 2 и 3. нормируемые: здания и патенты; взносы в сооружения; лицензии; госбюджет; машины и товарные знаки; отчисления оборудование; право пользова- в фонд транспорт; ния землей; предприятия; вычислитель другие права отчисления ная техника; от прибыли; ненормируемые: прочие взносы производствен- в бюджет ный и хозяйст- венный инвен- тарь (дорого- стоящий)
Рис. 2. Структура хозяйственных средств
Нормируемые оборотные средства предприятия ‒ это есть товарно- материальные ценности.
Хозяйственные средства
Внеоборотные
Оборотные
Основные средства
Нематериальные активы
Прочие
(товарные запасы, тара, вспомогательные мате- риалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, лекарствен- ное растительное сырье, горючее и др.);
(
денежные средства в кассе и на расчетном счете; средства в рас- четах с дебиторами и кредиторами, подот- четными лицами)


165
Уставной фонд (капитал) ‒ это фонд, создаваемый за счет средств учредителей предприятия.
Аммортизационный фонд ‒ это фонд, созданный за счет постепенно- го перенесения стоимости основных средств на издержки обращения предприятия.
Рис. 3. Структура источников финансирования хозяйственных средств
Различают два вида бухгалтерского учета:
1. Производственный учет своей основной задачей имеет оформле- ние первичных учетных документов в момент совершения хозяйственной операции или сразу после ее совершения. Данные производственного уче- та используются только внутри фирмы.
2. Финансовый учет охватывает информацию, которая предназначе- на не только для использования внутри фирмы, но и таким заинтересован- ным внешним пользователям, как акционеры, инвесторы, кредиторы, аудиторы и инспектора налоговых служб, поставщики и покупатели.
Основными документами финансового учета являются: бухгалтер- ский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах, приложение к бухгалтерскому балансу. Эти документы содержат показатели, характе- ризующие финансовую устойчивость предприятия. Подписываются они руководителем и главным бухгалтером предприятия.
Источники финансирования хозяйственных средств
Собственные
Заемные средства основной дея- тельности (уставной фонд, добавочный капи- тал, резервный капитал, бюджетное финансиро- вание, прибыль); средства специального назначения (амортизаци- онный фонд, фонд пред приятия, дебиторская за- долженность)
ссуды банков (долго- срочные и краткосроч- ные); задолженность по рас- четам с поставщиками и другими кредитора- ми, рабочими и служа- щими, госбюджетом

166
Бухгалтерский учет базируется на следующих основных принципах, принятых в мировой практике:

принцип непрерывного сплошного документирования;

инвентаризация;

принцип двойной записи;

принцип денежного выражения;

принцип автономности предприятия;

принцип работающего предприятия;

принцип существенности;

принцип осмотрительности (консерватизма);

принцип постоянства означает, что нельзя в течение одного и того же учетного периода пользоваться несколькими формами и методами бух- галтерского учета.
Используемые на предприятии формы и методы бухгалтерского уче- та должны быть постоянны и закреплены Учетной политикой;

принцип стабильности национальной валюты;

принцип реализации (означает, что моментом реализации продук- ции является момент ее отгрузки, а не оплаты);

принцип соответствия означает, что при определении прибыли предприятия выручка данного учетного периода должна соответствовать расходам, понесенным предприятием в этом же учетном периоде.
Учетная политика предприятия

это выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика предприятия охватывает три ее составляющие: организационную, методи- ческую и техническую. Учетная политика предприятия оформляется на год приказом и утверждается руководителем предприятия.