Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 869

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177 по видам: стоимость лекарственных средств экстемпоральных, готовых препаратов, весовых и прочих товаров. К реестру прилагают все счета- фактуры, выписанные покупателям за месяц.
«Отчет о движении основных средств, малоценных и быстроизна- шивающихся предметов» (ф. АП-56) составляют материально- ответственные лица отдельно по каждой группе указанных ценностей. В отчете отражают суммарный остаток числящихся на балансе аптеки ос- новных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и движение этих средств за месяц с указанием наименований предметов, цены, количества и суммы по их приходу или расходу. При этом отмеча- ют согласно каким приходным или расходным документам сделаны запи- си в отчете.
Оборотные ведомости на лекарственное растительное сырье, вспо- могательные материалы, строительные материалы и другие ценности от- ражают движение этих ценностей за месяц. В оборотной ведомости пере- числяют наименования ценностей, цену их, количество в остатке, приход, расход за месяц, а также вновь выведенный остаток на конец месяца.
Суммарные показатели, указанные в оборотной ведомости, должны соот- ветствовать суммам указанным в товарном отчете (ф. АП-25) по каждому виду ценностей.
В месячном отчете аптеки (ф. АП-72) отражают также движение то- варов и выручки за месяц в мелкорозничной сети. По каждому аптечному киоску, аптечному пункту и другим учреждениям указывают наименова- ние киоска и т.д., его адрес, фамилию заведующего, остаток на конец ме- сяца. Этот раздел отчета заполняют на основании поступивших от мелко- розничной сети товарных отчетов. В месячный отчет аптеки включают также справку о заработной плате, в которой отражают следующие сведе- ния: начисленную заработную плату, удержания, отчисление в соцстрах.
Составленный месячный отчет аптеки вместе со всеми приложенными до- кументами подписывают руководитель и работник учетно-контрольной группы.
19.1. Составление товарного отчета аптеки (ф. АП-25)
Товарный отчет отражает движение товарно-материальных ценно- стей (ТМЦ) в следующих ценах:
‒ товар в двух ценах ‒ розничной и оптово-отпускной;

178
‒ тара, вспомогательные материалы, малоценные и быстроизнаши- вающиеся предметы (МБП), горючее для автомобилей, строительные ма- териалы – по учетным ценам (ценам приобретения);
‒ лекарственное растительное сырье ‒ по заготовительным ценам
(ценам заготовки);
‒ основные средства ‒ по первоначальным, балансовым ценам (цена приобретения + цена доставки и монтажа).
По каждому виду товарно-материальных ценностей в товарном от- чете отражаются: остатки на начало месяца, приходные и расходные опе- рации и определяются остатки на конец месяца. Все приходные и расход- ные операции в товарном отчете отражаются на основании первичных оправдательных документов. Остатки товаров на конец месяца по всем видам ценностей (кроме товара в оптово-отпускных ценах) определяются по формуле товарного баланса:
О
1
+ П = Р + В + О
2
О
2
= О1 + П - Р - В где:
О
1
- остаток ТМЦ на начало месяца;
П - поступление ТМЦ;
Р - реализация;
В - выбытие (списание, порча, перевод в другие учетные группы);
О
2
- остаток ТМЦ на конец месяца.
Остаток товара в оптово-отпускных ценах невозможно определить по формуле товарного баланса, так как отсутствуют данные о реализации товара в оптово-отпускных ценах.
Остаток товаров в оптово-отпускных ценах определяется расчетным путем через уровень торговых наложений на нереализованные товары (ос- таток товаров). Расчет проводится следующим образом:
= ------------------------------------------------------------------- x 100%
1. Средний уровень тор- говых нало- жений (т.н.) в % на остаток товаров в кон- це месяца т.н. на остаток товаров в начале месяца т.н. на поступление товаров т.н. на выбытие товаров
Реализация товаров в розничных ценах
Остаток товаров в конце месяца в розничных ценах
+
+
+


179
= -------------------------------------------------------------------------;
100%
=
Полученное значение остатка товара в конце месяца в оптово-от- пускных ценах (формула 3) вносится в товарный отчет.
На основе этих же исходных данных можно определить сумму тор- говых наложений на реализованные товары:
19.2. Определение финансового результата аптеки
Показателем, характеризующим финансовый результат аптеки, явля- ется прибыль (или убыток). Прибыль аптеки можно определить за месяц, квартал, год.
Прибыль определяется как разница между валовым доходом (торго- выми наложениями) и издержками обращения аптеки за период:
Прибыль = торговые наложения - издержки обращения.
Рентабельность ‒ это сумма прибыли, выраженная в процентах к то- варообороту:
Прибыль * 100%
Рентабельность = ----------------------- .
Товарооборот
Торговые наложения (валовый доход) ‒ это разница между стоимо- стью товара в розничных и оптово-отпускных ценах. Торговые наложения учитываются в аптеке в денежном выражении и в % к товарообороту.
2. Сумма торговых наложений на остаток товаров в конце месяца
Средний уровень т.н.
Остаток товаров в конце отчетного периода в розничных ценах х
3. Остаток товара в конце месяца в оптово-отпускных ценах
Остаток товара в конце месяца в розничных ценах
Сумма т.н. на остаток товара в конце месяца
-
4. Сумма тор- говых нало- жений (т.н.) на реализо- ванные товары т.н. на оста- ток товара в начале месяца т.н. на по- ступление товара т.н. на выбытие товара т.н. на оста- ток товара в конце месяца
=
-
-
-

180
Различают торговые наложения на реализованные товары и торго- вые наложения на остаток товара (нереализованные товары).
Издержки обращения аптеки ‒ это затраты аптеки по доведению то- вара от поставщика до потребителя. Издержки обращения подлежат учету в аптеке. Отчет об издержках обращения аптеки составляется за каждый квартал, но данные отражаются в отчете нарастающим итогом к концу го- да. Издержки обращения учитываются в аптеке в денежном выражении и в % к товарообороту, в разрезе отдельных статей и в целом по аптеке.
Различают 14 статей издержек обращения:
Статья 1. "Транспортные расходы".
Статья 2. "Расходы на оплату труда".
Статья 3. "Отчисления на социальные нужды".
Статья 4. "Расходы на аренду зданий, помещений и содержание ин- вентаря". На этой статье отражают:
‒ плату за аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования и инвентаря. Плату за пользование имуществом арендатор вносит арендода- телю по установленным ставкам согласно заключенному между сторона- ми договору;
‒ расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;
‒ расходы на проведение противопожарных мероприятий;
‒ расходы на установку, содержание и ремонт сигнализационных устройств;
‒ плату за охрану аптек по договорам, заключенным с отделами вне- ведомственной охраны при органах внутренних дел, с другими предприя- тиями, организациями и учреждениями, оказавшими услуги по охране та- ких объектов.
Статья 5. "Износ основных средств". На этой статье отражают амортизационные отчисления на полное восстановление собственных ос- новных средств и капитальные затраты на арендованные строения или помещения. Амортизацию основных средств начисляют ежемесячно в размере 1/12 части от норм на полное восстановление. Нормы амортиза- ционных отчислений установлены в % к балансовой стоимости отдельных объектов.
Статья 6. "Расходы на текущий ремонт". В эту статью входят от- числения по нормативу в ремонтный фонд, средства которого используют для проведения всех видов ремонта основных средств.


181
Статья 7. "Износ санспецодежды, малоценных и быстроизнашива- ющихся предметов". По данной статье учитывают:
‒ износ находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнаши- вающихся предметов, санспецодежды и спецобуви;
‒ плату прачечным за стирку санспецодежды;
‒ расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся пред- метов и хозяйственного инвентаря.
Статья 8. "Расходы на топливо, электроэнергию".
Статья 9. "Расходы на хранение, переработку, сортировку, упаков- ку товара и содержание холодильных установок" включает:
‒ фактическую себестоимость материалов (оберточной бумаги, паке- тов, клея, шпагата и т.д.), потребляемых при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;
‒ расходы на содержание холодильного оборудования (стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.);
‒ другие расходы на создание условий для хранения товаров (искус- ственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).
Статья 10. "Расходы на торговую рекламу". Стоимость отражает расходы:
‒ оформление витрин, выставок-продаж, выставок;
‒ разработки и печатание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш и т.д.);
‒ рекламных объявлений в печати, по радио, телевидению;
‒ световой рекламы, диафильмов;
‒ проведение других рекламных мероприятий.
Статья 11. "Расходы по уплате за пользование займом".
Статья 12. "Недостача товарно-материальных ценностей в пределах норм убыли".
Статья 13. "Потери по таре". В данной статье отражают:
‒ амортизацию (износ) собственной инвентарной тары и тары- оборудования;
‒ расходы на перевозку порожней тары при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;
‒ расходы на очистку и обработку (дезинфекцию тары);
‒ стоимость тары списанной из-за естественного износа.
Статья 14. "Прочие расходы".
К ним относят:

182
‒ текущие расходы на устройство и содержание вентиляторов;
‒ плату медицинским учреждениям за медицинский осмотр работни- ков;
‒ расходы на приобретение справочников и плакатов по охране тру- да и технике безопасности;
‒ расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров при хране- нии;
‒ почтовые, телефонные и телеграфные расходы и радиосвязь;
‒ расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и блан- ков;
‒ расходы на выписку газет и журналов, приобретение справочной литературы;
‒ расходы на служебные командировки;
‒ расходы на подготовку кадров и другие расходы.


183
ЛЕКЦИЯ 20.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В аптечных организациях применяют два вида бухгалтерского учета: производственный и финансовый. Первичные документы производствен- ного учета не полностью отражают движение всех хозяйственных средств аптеки, не показывают источники их образования, не могут обеспечить самоконтроль учетных записей. Финансовый учет завершает месячный цикл бухгалтерского учета составлением баланса, который имеет важное значение для хозяйственного управления аптекой, является основой для анализа ее финансового состояния.
Бухгалтерский баланс представляет систему показателей, характери- зующих финансово-хозяйственную деятельность аптеки, состояние ее средств и их источников на определенную дату в единой денежной оцен- ке. Обычно бухгалтерский баланс (термин «баланс» происходит от фран- цузского balance ‒ весы, т.е. равенство, равновесие 2-х частей) изобража- ется в виде двусторонней таблицы.
Левая сторона называется активом. Правая сторона ‒ пассивом.
В активе отражается состав, размещение и использование хозяйс- твенных средств. В пассиве ‒ источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Итоги каждой стороны баланса должны быть равны между собой, т.к. справа и слева отражены одни и те же хо- зяйственные средства, только с разных позиций. Общий итог таблицы называется валютой. Каждый отдельный показатель по активу и по пас- сиву называется статьей баланса.
Каждая статья представляет собой однородный вид средств или ис- точник их образования. Отдельные статьи актива и пассива объединяются в группы, разделы и составляют План счетов, который утверждается Ми- нистерством финансов.
Актив
Пассив
Состав, размещение и использование хо- зяйственных средств
Источники образования средств и их целевое назначение
I. Основные средства и иные внеобо-
ротные активы
Основные средства (01)
I. Источники собственных
средств
Уставной капитал (85)

184
II. Запасы и затраты (10);
Материалы: топливо (10 - 3) тара (10 - 4) стройматериалы (10 - 8)
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12)
Товары (41)
II. Расчеты и прочие пассивы
Краткосрочные кредиты банков
(90)
Расчеты с кредиторами: за товары (60) с бюджетом (68) по оплате труда (70)
III. Денежные средства, расчеты и
прочие активы
Касса (50)
Расчетный счет (51)
Расчеты с дебиторами: за товары (62)
Валюта баланса
Валюта баланса
По бухгалтерскому балансу, составленному на определенную дату, нельзя повседневно наблюдать за изменениями состава и размещения каж- дого вида средств. Это достигается при помощи счетов. Каждой статье ба- ланса соответствуют определенный счет. Активной статье баланса соот- ветствует активный счет. Пассивной статье ‒ пассивный счет. Существу- ют также активно-пассивные счета (например, счет 80: прибыль-убытки).
Каждый счет имеет наименование и цифровой шифр.
Бухгалтерский счет представляет собой таблицу, которая делится на
2 части. Левая часть называется Дебет, правая Кредит. В таблице счета предусматриваются колонки для отражения номера и даты операции.
В начале отчетного периода в бухгалтерском счете записывают на- чальные остатки хозяйственных средств или источников их образования из баланса. Начальные и конечные остатки в бухгалтерских счетах назы- ваются сальдо. В активных счетах остатки (начальные и конечные) запи- сывают в дебете, в пассивных счетах в кредите.
В течение месяца на счетах отражают движение средств (уменьше- ние, увеличение). Причем приход в активных счетах отражается в дебете, расход в кредите. В пассивных счетах приход отражается в кредите, рас- ход ‒ в дебете.


185
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26