Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 857

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42
В случае отсутствия в аптечном учреждении выписанного препарата аптечный работник может осуществлять его синонимическую замену с со- гласия пациента.
Рецепты на ЛП, выписанные на специальных бланках, на бланках формы № 148-1/у-88, а также на этиловый спирт остаются в аптеке. Хра- нение их осуществляется в сейфе или металлических шкафах.
4.2. Порядок льготного и бесплатного отпуска лекарств по
рецептам
Рецепты на ЛП для получения в аптечных учреждениях бесплатно или с 50% скидкой в их оплате выписываются на бланках № 148-1/у-04 (л) в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденными Постановлением правительства РФ от 30.07.94 г. № 890.
Бесплатным лекарственным обслуживанием пользуются:
‒ участники, инвалиды Великой Отечественной войны, боевых дей- ствий в Афганистане, родители и жены погибших в них, бывшие несо- вершенные узники концлагерей, граждане, пострадавшие от чернобыль- ской катастрофы, дети первых 3-х лет жизни, дети-инвалиды до 16 лет, инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, малочисленные народы Севера;
‒ больные детским церебральным параличом, онкологическими за- болеваниями, СПИДом, туберкулезом, бронхиальной астмой, диабетом, сифилисом и др.
На льготных условиях:
‒ пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
‒ работающие инвалиды II группы, безработные инвалиды III груп- пы;
‒ граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации послед- ствий чернобыльской аварии;
‒ лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы и реабилитированные.
На наркотические средства и психотропные вещества списка II, кро- ем рецепта на специальном бланке выписывается рецепт № 148-1/у-04 (л).
Если рецепт требует индивидуального изготовления, то в стоимость включают стоимость воды и других ингредиентов, изготовления лекар- ства, упаковки. Стоимость воды и изготовления определяется каждой ап-

43 текой самостоятельно, исходя из местных условий: затрат электроэнергии, арендной платы и др. Таксировку проводят в левой стороне рецепта в вы- деленной для этого графе. Против каждого ингредиента ставят его стои- мость без округления, затем проставляют стоимость услуг (изготовления), стоимость упаковки и после рассчитывают итоговую сумму, которую нужно округлять. После определения стоимости лекарства рецепты реги- стрируют в соответствующей документации.
В аптеках используются различные методы регистрации рецептов:
‒ журнальный;
‒ квитанционный;
‒ жетонный;
‒ чековый;
‒ электронный.
При журнальном методе ведется рецептурный журнал (формы № А-
2.1), его оформляют в аптеках с небольшим объемом работ. В рецептур- ный журнал записывают дату приема рецепта, его №, фамилию больного, воды, тарифа, льготного отпуска, адрес, телефон больного. После реги- страции рецепта больному выписывают квитанцию, по которой можно получить изготовленное лекарство. В квитанции указан № под которым зарегистрирован рецепт в журнале. Такой же номер проставлен на рецепте и на этикетке, которой оформляется изготовленное лекарство.
При квитанционном способе регистрации рецептов заполняется кви- танционная книжка (АП-59), отпечатанная типографским методом. Книж- ка разделена на 3 части:
‒ корешок, который служит для учета лекарственного средств, изго- товленных индивидуально. Здесь указывается № аптеки, дата, фамилия больного, стоимость и вид лекарственной формы, № рецепта;
‒ квитанция, которая выдается на руки больному для получения из- готовленного лекарственного средства. Здесь указывается № аптеки, фа- милия больного, дата и время изготовленного лекарственного средства,
№ рецепта.
‒ третья часть содержит 2 номера, которые наклеиваются в даль- нейшем на изготовленное лекарство и на рецепт.
Жетонный метод заключается в том, что больному выдается жетон с номером, который проставляется на обратной стороне рецепта. Время по- лучения ЛП сообщается устно. Форма жетона соответствует определенной лекарственной форме. Используются жетоны одного цвета из алюминие- вого сплава или различной формы разных цветов из пластмассы. Парал-


44
лельно может заполняться рецептурный журнал, где указывается № жето- на, фамилия больного, стоимость лекарства, вид лекарственной формы.
При чековом методе кассовый чек служит одновременно и квитан- цией на получение изготовленного лекарства, а № ЛП присваивается по
№ чека, при этом № подчеркивается цветным карандашом в соответствии с сигнальными цветами, принятыми Правилами оформления лекарств. На чеке могут быть указаны фамилия больного и время изготовления лекар- ства.
4.3. Прием требований от лечебных учреждений
Отпуск лекарственных средств и других товаров аптечного ассорти- мента из аптек в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) осу- ществляется по требованиям-накладным, которые выписываются в 4 эк- земплярах:
‒ первый остается в аптеке и прилагается к товарному отчету;
‒ второй представляется в банк для оплаты;
‒ третий вручается представителю ЛПУ вместе с товаром;
‒ четвёртый, содержащий сведения о ЛП, находящиеся на предмет- но-количественном учете, остается в аптеке у материально-ответственного лица.
Требования-накладные должны иметь штамп, круглую печать ЛПУ, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части. В тре- бованиях-накладных указываются наименование лекарственного средств, дозировки, формы изготовления, общее количество, вид упаковки, способ применения.
Наименования ЛП пишутся на латинском языке. Требования- накладные на наркотические средства, психотропные, сильнодействую- щие, ядовитые вещества, апоморфина г/х, атропина сульфата, гоматропи- на г/б, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодида, этиловый спирт с указанием концентрации выписываются на отдельных бланках требова- ний для каждой группы препаратов. Требования, доверенности и счета на наркотические средства должны выписываться с указанием количества прописью.
При выписывании ЛП для индивидуального больного дополнитель- но указываются его фамилия и инициалы, номер истории болезни, требо- вания-накладные на данные препараты (выписываются на 1 экземпляр больше).

45
Требования на отпуск частнопрактикующим врачам ЛП за исключе- нием наркотических средств и психотропных веществ осуществляется на основании договора купли-продажи между частнопрактикующим врачом и аптечным учреждением и лицензии на медицинскую деятельность, вы- данной этому врачу.
Требования-накладные в аптечном учреждении корректируются, таксируются, определяется общая стоимость лекарств; отдельно простав- ляется стоимость услуг за изготовление экстемпоральных лекарств и воды очищенной. В тех случаях, когда в накладной - требовании неточно указа- ны необходимые данные на выписываемые лекарственные препараты или медицинские изделия, провизор-технолог или заведующий аптекой может дописать необходимые данные или внести соответствующие исправления во всех экземплярах. Однако категорическим запрещается исправлять ко- личество, фасовку и дозировку лекарственных средств и других ценностей в сторону увеличения.
Получение лекарственных средств и других ценностей аптечного учреждения материально ответственные лица подтверждают распиской на всех экземплярах требований-накладных. выдача лекарств производится по доверенности, оформленной в установленном порядке.
4.4. Как хранить и уничтожать рецепты
Действующие нормативно-правовые акты не регламентируют, как
уничтожать рецепты. Аптечные организации и ИП должны сами разра-
батывать порядок уничтожения. В статье, взятой из журнала [Сазоно-
ва О. Как уничтожать рецепты: СОП и образцы актов //Новая аптека,
№7, июль 2019, С. 8-15] описаны рекомендации, образцы СОП и актов
уничтожения рецептурных бланков. Автор предлагает: «Доработайте
образцы под свои нужды и проходите проверки без проблем».
4.4.1. Какие рецепты и как долго должна хранить аптека
Сроки хранения рецептурных бланков устанавливает пункт 14
прика- за Минздрава от 11.07.2017 № 403н. Рецептурные бланки формы № 107–
1/у-НП на наркотические и психотропные лекарственные препараты спис- ка II и психотропные лекарственные препараты списка III аптека обязана хранить пять лет. Рецептурные бланки формы № 148–1/у-88 ‒ три года.
Исключение составляют рецепты формы № 148-1/у-88 на наркотические средства и психотропные препараты списков II и III в виде трансдермаль- ных терапевтических систем, срок хранения которых пять лет.


46
По рецептам формы № 148–1/у-88 аптеки отпускают комбинирован- ные препараты наркотических средств или психотропных веществ (
приказ
Минздрава от 17.05.2012 № 562н
), комбинированные препараты наркотиче- ских средств или психотропных веществ списков II и III внутриаптечного изготовления, наркотические средства и психотропные препараты списков
II и III в виде трансдермальных терапевтических системв, анаболики (код
А14А по АТХ), прегабалин, тропикамид, циклопентолат, тапентадол.
Рецептурные бланки на льготные и бесплатные лекарства форм
№ 148–1/у-04 (л) и № 148–1/у-06 (л) аптеки также обязаны хранить три года. Бланки формы № 148–1/у-06(л) аптеки обслуживали до того, как вступил в действие приказ Минздрава от 14.01.2019 № 4н,
и будут отпускать по ним лекарства до конца 2019 года. Все рецепты, по которым отпущены лекарства, аптеки должны хранить в течение трех лет, несмотря на отмену формы № 148–1/у-06 (л).
Три месяца составляет срок хранения рецептурных бланков формы
№ 107–1/у на пять групп лекарственных препаратов. Первая группа – ле- карственные препараты в жидкой лекарственной форме с долей этилового спирта более 15 процентов от объема готовой продукции. Еще четыре группы: антипсихотические лекарственные средства (код N05А по АТХ), анксиолитики (код N05B по АТХ), снотворные и седативные лекарствен- ные препараты (код N05C по АТХ), антидепрессанты (код N06A по АТХ), если вышеперечисленные лекарственные средства не подлежат предмет- но-количественному учету.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

4.4.2. Как оформить уничтожение рецептов, срок хранения
которых истек
Действующее законодательство не регламентирует порядок хране- ния и уничтожения рецептов. Ранее формы акта об уничтожении рецептов на сильнодействующие, наркотические и психотропные препараты, бес- платные и льготные препараты, а также препараты, подлежащие ПКУ, и анаболические стероиды утверждали приложения к приказу Минздрава от
14.12.2005 № 785. Этот приказ утратил силу.
Сейчас только пункт 13 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, обязывает уничтожать журналы и рецепты по акту, форму которого не приводит (
постановление
Правительства от 09.06.2010 № 419
). Для остальных групп лекарственных

47 препаратов в нормативных документах нет упоминаний о порядке уни- чтожения рецептов и акте.
Порядок уничтожения рецептов и формы актов должен разработать руководитель аптечной организации. Этот порядок полезно закрепить в специально разработанной СОП «Порядок уничтожения рецептов по ис- течении срока их хранения». Формы актов уничтожения сделать в каче- стве приложений к стандартной процедуре. Эти локальные документы помогут пройти проверку Росздравнадзора без проблем. Используйте в работе образец СОП и акты об уничтожении рецептурных бланков (при- ложения 1 и 2 к СОП).

48

49

50

51

52

53
ЛЕКЦИЯ 5.
ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ МАРКЕТИНГЕ
Основными составными частями фармацевтического маркетинга яв- ляются: выявление потребности и спроса на лекарственные средства, формирование товарной политики и формирование ценовой политики.
Основная цель аптечного предприятия ‒ извлечение прибыли. Основной вид деятельности – торговля.
5.1. Основные термины и определения
Приведенные термины взяты, в основном, из ГОСТ Р 51303-2013
Торговля. Термины и определения (всего 198 определений), и в соответ- ствии с Федеральным законом России от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об осно- вах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации», ст. 2.
Торговая деятельность (торговля): вид предпринимательской дея- тельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Товарная политика ‒ это совокупность основных направлений формирования ассортимента товаров фирмы, предприятия, обеспечиваю- щих социальную и экономическую эффективность деятельности. Для то- го, чтобы понять сущность товарной политики в фармацевтическом мар- кетинге, необходимо прежде всего уяснить понятие товара, что является товаром в аптечных учреждениях, его классификация.
Торговая политика: совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяй- ствующими субъектами, а также их объединениями в связи с организаци- ей и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законода- тельством.
Товар: многоаспектное понятие, которое можно рассматривать с различных точек зрения. С точки зрения экономической теории товар ‒ это продукт труда, произведенный для продажи. (Товар, также: объект гражданских прав (работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ГОСТ Р 51303-2013). В процессе обмена у товара проявляется потребительская стоимость, т.е. способность удо- влетворять какие-либо человеческие потребности, и меновая стоимость, т.е. способность товара обмениваться на другой товар (деньги) в опреде- ленных количественных пропорциях.


54
Маркетинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») ‒ органи- зационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимо- отношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг
‒ деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение марке- тинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и обще- ственных потребностей».
Фармацевтический маркетинг: продвижение товаров и услуг на фармацевтическом рынке. Процесс реализации фармацевтической помо- щи, направленный на удовлетворение нужд и потребностей населения в медицинских товарах. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи. Другими слова- ми, маркетинг в фармацевтическом бизнесе подразумевает анализ связи между потребностью и предложением, а также оценку влияний всех внут- ренних факторов системы на обеспечение населения медицинскими услу- гами и препаратами. При этом деятельность фармацевтического марке- тинга не ограничивается только реализацией медицинских препаратов.
Любой продукт, услуга или идея, направленные на оказание медицинской помощи, могут быть предметом фармацевтического маркетинга.
Рынок ‒ это институт, механизм, сводящий покупателей и продав- цов отдельных товаров и услуг [К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю, 1960]. Са- ми рынки могут принимать различные формы. Категория товарного хо- зяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регу- лярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Фармацевтический рынок – это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении лекарственных препаратов и меди- цинских изделий лиц: компании – производители, дистрибьюторы, персо- нал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосред- ственно, сами пациенты.
Розничная торговля: вид торговой деятельности, связанный с при- обретением и продажей товаров для использования их в личных, семей- ных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпри- нимательской деятельности.