Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цветные правила
Пройденные этапы на ТК отмечаются зелёным цветом фона. Жёлтым цветом отмечаются этапы, которые по тем или иным причинам содержат в себе ограничения, однако, уже не требующие устранения (не задерживающие движение). Текущее местоположение (сегодняшнее ограничение) на трекшн-карте принято отмечать красным цветом.
Самое главное правило трекшн-карты: "дальше красного не ходить". Дело в том, что по Теории Ограничений, работа в более далёких от текущего ограничения этапах попросту не даст никакого улучшения системе в целом, а только расфокусирует команду.
Ещё одно важное правило заключается в том, что в любой момент красная зона может быть перемещена насколько угодно влево.
Например, в процессе работы с каналами был найден такой, который приносит очень хорошие результаты уже сейчас, но есть устойчивая гипотеза (галлюцинация), что пи вот продукта приведёт к увеличению продукта в разы. Тогда имеет смысл сформулировать новое ценностное предложение и уйти с ним обратно на левую половину трекшн-карты и заново пройти этапы Customer Development, чтобы превратить гипотезу в знание о реальности.
Customer discovery (development):
Если у вас покупают, и вы понимаете, почему - можно переходить к тестированию каналов.
Тестирование каналов мы разбиваем на несколько этапов:
Канал продаж - это сочетание трех элементов:
Задача: поиск масштабируемых каналов.
Изменение любого из этих элементов - это новый канал продаж. У каждого канала - своя юнит-экономика: сколько мы тратим на привлечение и сколько зарабатываем на платящих пользователях. Канал привлечения отвечает за СРА (cost per acquisition, стоимость привлечения), инструмент продаж за конверсию в платящих, продукт - за ARPPU (average revenue per paying user, доход с платящего) или за LTV (lifetime value). Для каждого клиентского сегмента у вас есть один или несколько каналов продаж. Лучше несколько - один может и не сработать. Каждый из каналов нужно тестировать, и добиться того, чтобы экономика в нем сходилась.
Цель этого этапа - найти масштабируемые каналы продаж, чтобы можно было привлекать кучу денег и вкачивать их в эти каналы.
Цель в найденном канале: сходимость экономики.
Каналы привлечения:
ИТ. д.
Ценностное предложение для канала:
Ценностное предложение может различаться в разных каналах. В партнерских каналах нужны отдельные ценностные предложения для партнеров и клиентов, в цепочке партнеров - свое ценностное предложение для каждого.
ЦП: Видеопоздравление из фотографий
ЦП: Дополнительный пункт программы.
ЦП для партнера: Увеличение среднего чека и возвращаемости клиента
Привлечение пользователей из канала:
Привлечение пользователей из канала. Прежде чем пилить продукт, нужно научиться получать пользователей из канала - доказать, что они там есть, оценить стоимость привлечения, изучить их поведение.
MVP. Он тоже может быть своим для каждого канала. В него входит инструмент продаж и продукт. Лендинги, презентации, мобильные приложения - все это здесь. Этот этап закончен, когда у вас есть минимальный продукт, достаточный для продаж, и решения проблемы клиента в этом канале.
Инструмент продаж и продукт:
Разные инструменты продаж = разные каналы, т.к. экономика различается. То же самое - при разных продуктах и чеках.
Первая продажа:
На этом этапе вы можете пробыть довольно долго - «стопиццот» раз переделывать лендинг, менять цену, рекламный креатив, отказываться от одних каналов привлечения в пользу других. Большинство каналов продаж сдыхают именно здесь. Первая продажа доказывает, что канал продаж в принципе работает и можно задумываться о юнит-экономике.
Статистически значимый поток продаж
Чтобы можно было считать юнит-экономику, вам нужно научиться получать в канале такое количество продаж, на котором можно проводить статистически значимые эксперименты. На ранних этапах десяток продаж - уже эксперимент, потом необходимое количество трафика будет расти.
Можно ли посчитать, сходится ли экономика?
Сходимость экономики:
Эксперименты нужны, чтобы добиться сходимости экономики - чтобы вы зарабатывали в канале продаж больше, чем тратите. ARPLI > СРА. После каждого изменения в канале привлечения, инструменте продаж или продукте вы замеряете метрики и проверяете, сходится или нет. Если сходится (и желательно с запасом) - можно подумать о том, как этот канал масштабировать.
ARPU > СРА
Сходимость на масштабе:
Канал можно считать масштабируемым, если вы доказали, что экономика продолжает сходиться при дальнейшем увеличении объемов трафика. Также здесь нужно определить емкость канала и убедиться, что при такой емкости и доходе с пользователя прибыль в этом канале достаточна, чтобы им заниматься. Когда достаточное количество каналов готовы к масштабированию, можно привлекать инвестиции, чтобы налить денег в каналы, приносящие прибыль. Достаточное количество - это обычно хотя бы два-три. На одном канале слишком высоки риски - хотя, конечно, бывают и исключения.
Поиск узких мест
Сходимость на масштабе:
Узкое место - это такой аспект бизнеса, воздействие на который даст максимальный эффект сточки зрения достижения цели.
Алгоритм поиска узкого места:
Воронка продаж
■ Воронка - последовательность шагов (этапов), через которые клиент должен пройти, чтобы совершить покупку.
На каждом шаге воронки - конверсия. Как правило, меньше 100%.
Идея
Интерес
Выявление потребности
Сбор требований
Согласование КП
Защита КП
Договор
Оплата
Рис. 17 Воронка продаж
Продуктовая воронка
Идея
Интерес
Выявление потребности
Пройденные этапы на ТК отмечаются зелёным цветом фона. Жёлтым цветом отмечаются этапы, которые по тем или иным причинам содержат в себе ограничения, однако, уже не требующие устранения (не задерживающие движение). Текущее местоположение (сегодняшнее ограничение) на трекшн-карте принято отмечать красным цветом.
Самое главное правило трекшн-карты: "дальше красного не ходить". Дело в том, что по Теории Ограничений, работа в более далёких от текущего ограничения этапах попросту не даст никакого улучшения системе в целом, а только расфокусирует команду.
Ещё одно важное правило заключается в том, что в любой момент красная зона может быть перемещена насколько угодно влево.
Например, в процессе работы с каналами был найден такой, который приносит очень хорошие результаты уже сейчас, но есть устойчивая гипотеза (галлюцинация), что пи вот продукта приведёт к увеличению продукта в разы. Тогда имеет смысл сформулировать новое ценностное предложение и уйти с ним обратно на левую половину трекшн-карты и заново пройти этапы Customer Development, чтобы превратить гипотезу в знание о реальности.
Customer discovery (development):
-
Определите свои сегменты. Сегмент - это описание клиента, его проблемы и ценности для него. Разные ценностные предложения = разные сегменты. -
Начальный набор сегментов - это гипотеза, они будут меняться в процессе работы. -
Сформулируйте ценностное предложение для сегмента и проводите проблемные интервью, чтобы подтвердить, уточнить или опровергнуть гипотезу. Возможно, в процессе интервью вы обнаружите новые сегменты или уточните существующие. -
Когда проблема подтверждена - моделируем экономику по сегменту. При каких условиях экономика сходится? Реалистичны ли эти условия? Сколько вообще денег в этом сегменте, есть ли смысл им заниматься? -
Если экономика потенциально сходится - можно делать MVP. М is for Manual -
Когда готов MVP - делаем решенческие интервью, чтобы узнать, действительно ли он решает проблему. -
В результате решенческих интервью делаем первые ручные продажи.
Если у вас покупают, и вы понимаете, почему - можно переходить к тестированию каналов.
Тестирование каналов мы разбиваем на несколько этапов:
Канал продаж - это сочетание трех элементов:
-
Канал привлечения - источник трафика (контекстная реклама, холодные звонки и т.д.) -
Инструмент продаж - лендинги, презентации, скрипты звонков, сценарии встреч и пр. -
Продукт (функционал, контент) и чек (сколько денег и за что).
Задача: поиск масштабируемых каналов.
Изменение любого из этих элементов - это новый канал продаж. У каждого канала - своя юнит-экономика: сколько мы тратим на привлечение и сколько зарабатываем на платящих пользователях. Канал привлечения отвечает за СРА (cost per acquisition, стоимость привлечения), инструмент продаж за конверсию в платящих, продукт - за ARPPU (average revenue per paying user, доход с платящего) или за LTV (lifetime value). Для каждого клиентского сегмента у вас есть один или несколько каналов продаж. Лучше несколько - один может и не сработать. Каждый из каналов нужно тестировать, и добиться того, чтобы экономика в нем сходилась.
Цель этого этапа - найти масштабируемые каналы продаж, чтобы можно было привлекать кучу денег и вкачивать их в эти каналы.
Цель в найденном канале: сходимость экономики.
Каналы привлечения:
-
Друзья, знакомые, нетворкинг -
Соцсети -
Контекстная реклама -
Холодные звонки -
SEO/органика -
Email и контент маркетинг -
PR -
Наружная реклама, телевизионная реклама, пресса, радио, BTL -
Партнеры
ИТ. д.
Ценностное предложение для канала:
Ценностное предложение может различаться в разных каналах. В партнерских каналах нужны отдельные ценностные предложения для партнеров и клиентов, в цепочке партнеров - свое ценностное предложение для каждого.
-
Канал: Контекстная реклама.
ЦП: Видеопоздравление из фотографий
-
Канал: Свадебные агентства.
ЦП: Дополнительный пункт программы.
ЦП для партнера: Увеличение среднего чека и возвращаемости клиента
-
Не забывайте про ценность для партнеров. Каждому партнеру в цепочке - своя ценность. -
Учитывайте ожидания пользователей в канале. Пользователь, пришедший из контекстной рекламы, уже знает, что ищет, а при холодных звонках нужно объяснять, о чем речь.
Привлечение пользователей из канала:
Привлечение пользователей из канала. Прежде чем пилить продукт, нужно научиться получать пользователей из канала - доказать, что они там есть, оценить стоимость привлечения, изучить их поведение.
-
Сначала проверьте, есть ли пользователи, потом приводите порядок лендинг. В самом начале лендинг вообще не обязателен - достаточно отправить чуть-чуть трафика на сайт конкурента, чтобы узнать, можете ли вы его получить, и почем -
Не оптимизируйте стоимость трафика, не считайте экономику продажника. Пример: продаж в канале еще нет, но количество звонков в день уже не устраивает. Это преждевременно. Сначала добейтесь первых продаж.
MVP. Он тоже может быть своим для каждого канала. В него входит инструмент продаж и продукт. Лендинги, презентации, мобильные приложения - все это здесь. Этот этап закончен, когда у вас есть минимальный продукт, достаточный для продаж, и решения проблемы клиента в этом канале.
Инструмент продаж и продукт:
-
Лендинг -
Цепочка писем -
Скрипт звонка -
Презентация -
План встречи -
ИТ.Д.
Разные инструменты продаж = разные каналы, т.к. экономика различается. То же самое - при разных продуктах и чеках.
Первая продажа:
На этом этапе вы можете пробыть довольно долго - «стопиццот» раз переделывать лендинг, менять цену, рекламный креатив, отказываться от одних каналов привлечения в пользу других. Большинство каналов продаж сдыхают именно здесь. Первая продажа доказывает, что канал продаж в принципе работает и можно задумываться о юнит-экономике.
-
Длинный цикл продаж - много времени требуется, чтобы сделать первую продажу. -
Долго нет движения по трекшн-карте - отслеживаем динамику движения по воронке. Есть ли движение там? -
Слишком долго нет первой продажи -начинайте тестирование других каналов. -
Теплые лиды с сайта: продажи есть, можно тиражировать скрипты -
Холодный обзвон: скрипты другие, до первой продажи тиражировать нечего
Статистически значимый поток продаж
Чтобы можно было считать юнит-экономику, вам нужно научиться получать в канале такое количество продаж, на котором можно проводить статистически значимые эксперименты. На ранних этапах десяток продаж - уже эксперимент, потом необходимое количество трафика будет расти.
-
С1 = 0,2 % - экономика не сходится -
С1 = 0,5 % - экономика сходится -
Трафик из канала: 200 уников в день.
Можно ли посчитать, сходится ли экономика?
-
Что толку считать экономику, если нет трафика? -
Если за месяц не сделали поток - бейте тревогу
Сходимость экономики:
Эксперименты нужны, чтобы добиться сходимости экономики - чтобы вы зарабатывали в канале продаж больше, чем тратите. ARPLI > СРА. После каждого изменения в канале привлечения, инструменте продаж или продукте вы замеряете метрики и проверяете, сходится или нет. Если сходится (и желательно с запасом) - можно подумать о том, как этот канал масштабировать.
ARPU > СРА
Сходимость на масштабе:
Канал можно считать масштабируемым, если вы доказали, что экономика продолжает сходиться при дальнейшем увеличении объемов трафика. Также здесь нужно определить емкость канала и убедиться, что при такой емкости и доходе с пользователя прибыль в этом канале достаточна, чтобы им заниматься. Когда достаточное количество каналов готовы к масштабированию, можно привлекать инвестиции, чтобы налить денег в каналы, приносящие прибыль. Достаточное количество - это обычно хотя бы два-три. На одном канале слишком высоки риски - хотя, конечно, бывают и исключения.
-
Можете ли вы увеличить поток в 10 раз, сохранив сходимость экономики? -
Достаточна ли емкость канала для масштабирования? -
Будет ли при масштабировании расти стоимость трафика? -
Главная задача - дойти до правого края трекшн-карты хотя бы в одном канале. Максимум - в 2-3 каналах в 1-2 сегментах. -
Не двигаться по чуть-чуть везде, а сфокусироваться на чем-то одном и дойти до конца.
Поиск узких мест
Сходимость на масштабе:
-
Пока нет трафика - рано оптимизировать лендинг -
Пока не проверили, что есть потребность - нет смысла пилить продукт -
Пока не сошлась экономика - не надо масштабировать
Узкое место - это такой аспект бизнеса, воздействие на который даст максимальный эффект сточки зрения достижения цели.
Алгоритм поиска узкого места:
-
Сегмент. В каком сегменте вы ближе всего к правому краю? В каком сегменте больше всего денег? -
Канал. Если вы доказали сегмент и тестируете в нем каналы. В каком из каналов вы ближе всего к правому краю? В каком канале больше всего денег? Если в канале слишком долго нет продвижения по трекшн-карте - идите в другой. -
Ячейка трекшн-карты. Текущий этап в сегменте или канале - и есть узкое место. -
Если текущая ячейка - первая продажа, узкое место - либо трафик (не хватает трафика, чтобы дойти до первой продажи), либо текущий этап воронки (до какого этапа удалось протолкнуть? занимаемся следующим этапом). -
Если текущая ячейка - экономика (сходимость экономики, сходимость на масштабе), узкое место - метрика с максимальным плечом (отношение эффекта от изменения к его стоимости и трудоемкости). -
Если текущая ячейка - конверсия, узкое место - шаг воронки, на котором теряется больше всего клиентов.
Воронка продаж
■ Воронка - последовательность шагов (этапов), через которые клиент должен пройти, чтобы совершить покупку.
На каждом шаге воронки - конверсия. Как правило, меньше 100%.
Идея
Интерес
Выявление потребности
Сбор требований
Согласование КП
Защита КП
Договор
Оплата
Рис. 17 Воронка продаж
Продуктовая воронка
-
E-commerce: выбрать товар, положить в корзину, оформить заказ, выбрать способ доставки, оплатить. -
SaaS: зарегистрироваться, активироваться, стукнуться об paywall, оплатить. -
Email: зарегистрироваться, получить рассылку, прочитать рассылку, перейти на лендинг, заказать продукт, оплатить продукт.
Идея
Интерес
Выявление потребности