Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже

Цветные правила

Пройденные этапы на ТК отмечаются зелёным цветом фона. Жёлтым цветом отмечаются этапы, которые по тем или иным причинам содержат в себе ограничения, однако, уже не требующие устранения (не задерживающие движение). Текущее местоположение (сегодняшнее ограничение) на трекшн-карте принято отмечать красным цветом.

Самое главное правило трекшн-карты: "дальше красного не ходить". Дело в том, что по Теории Ограничений, работа в более далёких от текущего ограничения этапах попросту не даст никакого улучшения системе в целом, а только расфокусирует команду.

Ещё одно важное правило заключается в том, что в любой момент красная зона может быть перемещена насколько угодно влево.

Например, в процессе работы с каналами был найден такой, который приносит очень хорошие результаты уже сейчас, но есть устойчивая гипотеза (галлюцинация), что пи вот продукта приведёт к увеличению продукта в разы. Тогда имеет смысл сформулировать новое ценностное предложение и уйти с ним обратно на левую половину трекшн-карты и заново пройти этапы Customer Development, чтобы превратить гипотезу в знание о реальности.

Customer discovery (development):

  • Определите свои сегменты. Сегмент - это описание клиента, его проблемы и ценности для него. Разные ценностные предложения = разные сегменты.

  • Начальный набор сегментов - это гипотеза, они будут меняться в процессе работы.

  • Сформулируйте ценностное предложение для сегмента и проводите проблемные интервью, чтобы подтвердить, уточнить или опровергнуть гипотезу. Возможно, в процессе интервью вы обнаружите новые сегменты или уточните существующие.

  • Когда проблема подтверждена - моделируем экономику по сегменту. При каких условиях экономика сходится? Реалистичны ли эти условия? Сколько вообще денег в этом сегменте, есть ли смысл им заниматься?

  • Если экономика потенциально сходится - можно делать MVP. М is for Manual

  • Когда готов MVP - делаем решенческие интервью, чтобы узнать, действительно ли он решает проблему.

  • В результате решенческих интервью делаем первые ручные продажи.


Если у вас покупают, и вы понимаете, почему - можно переходить к тестированию каналов.

Тестирование каналов мы разбиваем на несколько этапов:

Канал продаж - это сочетание трех элементов:

  • Канал привлечения - источник трафика (контекстная реклама, холодные звонки и т.д.)

  • Инструмент продаж - лендинги, презентации, скрипты звонков, сценарии встреч и пр.

  • Продукт (функционал, контент) и чек (сколько денег и за что).

Задача: поиск масштабируемых каналов.

Изменение любого из этих элементов - это новый канал продаж. У каждого канала - своя юнит-экономика: сколько мы тратим на привлечение и сколько зарабатываем на платящих пользователях. Канал привлечения отвечает за СРА (cost per acquisition, стоимость привлечения), инструмент продаж за конверсию в платящих, продукт - за ARPPU (average revenue per paying user, доход с платящего) или за LTV (lifetime value). Для каждого клиентского сегмента у вас есть один или несколько каналов продаж. Лучше несколько - один может и не сработать. Каждый из каналов нужно тестировать, и добиться того, чтобы экономика в нем сходилась.

Цель этого этапа - найти масштабируемые каналы продаж, чтобы можно было привлекать кучу денег и вкачивать их в эти каналы.

Цель в найденном канале: сходимость экономики.

Каналы привлечения:

  • Друзья, знакомые, нетворкинг

  • Соцсети

  • Контекстная реклама

  • Холодные звонки

  • SEO/органика

  • Email и контент маркетинг

  • PR

  • Наружная реклама, телевизионная реклама, пресса, радио, BTL

  • Партнеры

ИТ. д.

Ценностное предложение для канала:

Ценностное предложение может различаться в разных каналах. В партнерских каналах нужны отдельные ценностные предложения для партнеров и клиентов, в цепочке партнеров - свое ценностное предложение для каждого.

  • Канал: Контекстная реклама.

ЦП: Видеопоздравление из фотографий

  • Канал: Свадебные агентства.

ЦП: Дополнительный пункт программы.

ЦП для партнера: Увеличение среднего чека и возвращаемости клиента

  • Не забывайте про ценность для партнеров. Каждому партнеру в цепочке - своя ценность.

  • Учитывайте ожидания пользователей в канале. Пользователь, пришедший из контекстной рекламы, уже знает, что ищет, а при холодных звонках нужно объяснять, о чем речь.


Привлечение пользователей из канала:

Привлечение пользователей из канала. Прежде чем пилить продукт, нужно научиться получать пользователей из канала - доказать, что они там есть, оценить стоимость привлечения, изучить их поведение.

  • Сначала проверьте, есть ли пользователи, потом приводите порядок лендинг. В самом начале лендинг вообще не обязателен - достаточно отправить чуть-чуть трафика на сайт конкурента, чтобы узнать, можете ли вы его получить, и почем

  • Не оптимизируйте стоимость трафика, не считайте экономику продажника. Пример: продаж в канале еще нет, но количество звонков в день уже не устраивает. Это преждевременно. Сначала добейтесь первых продаж.

MVP. Он тоже может быть своим для каждого канала. В него входит инструмент продаж и продукт. Лендинги, презентации, мобильные приложения - все это здесь. Этот этап закончен, когда у вас есть минимальный продукт, достаточный для продаж, и решения проблемы клиента в этом канале.

Инструмент продаж и продукт:

  • Лендинг

  • Цепочка писем

  • Скрипт звонка

  • Презентация

  • План встречи

  • ИТ.Д.

Разные инструменты продаж = разные каналы, т.к. экономика различается. То же самое - при разных продуктах и чеках.

Первая продажа:

На этом этапе вы можете пробыть довольно долго - «стопиццот» раз переделывать лендинг, менять цену, рекламный креатив, отказываться от одних каналов привлечения в пользу других. Большинство каналов продаж сдыхают именно здесь. Первая продажа доказывает, что канал продаж в принципе работает и можно задумываться о юнит-экономике.

  • Длинный цикл продаж - много времени требуется, чтобы сделать первую продажу.

  • Долго нет движения по трекшн-карте - отслеживаем динамику движения по воронке. Есть ли движение там?

  • Слишком долго нет первой продажи -начинайте тестирование других каналов.

  • Теплые лиды с сайта: продажи есть, можно тиражировать скрипты

  • Холодный обзвон: скрипты другие, до первой продажи тиражировать нечего


Статистически значимый поток продаж

Чтобы можно было считать юнит-экономику, вам нужно научиться получать в канале такое количество продаж, на котором можно проводить статистически значимые эксперименты. На ранних этапах десяток продаж - уже эксперимент, потом необходимое количество трафика будет расти.

  • С1 = 0,2 % - экономика не сходится

  • С1 = 0,5 % - экономика сходится

  • Трафик из канала: 200 уников в день.

Можно ли посчитать, сходится ли экономика?

  • Что толку считать экономику, если нет трафика?

  • Если за месяц не сделали поток - бейте тревогу

Сходимость экономики:

Эксперименты нужны, чтобы добиться сходимости экономики - чтобы вы зарабатывали в канале продаж больше, чем тратите. ARPLI > СРА. После каждого изменения в канале привлечения, инструменте продаж или продукте вы замеряете метрики и проверяете, сходится или нет. Если сходится (и желательно с запасом) - можно подумать о том, как этот канал масштабировать.

ARPU > СРА

Сходимость на масштабе:

Канал можно считать масштабируемым, если вы доказали, что экономика продолжает сходиться при дальнейшем увеличении объемов трафика. Также здесь нужно определить емкость канала и убедиться, что при такой емкости и доходе с пользователя прибыль в этом канале достаточна, чтобы им заниматься. Когда достаточное количество каналов готовы к масштабированию, можно привлекать инвестиции, чтобы налить денег в каналы, приносящие прибыль. Достаточное количество - это обычно хотя бы два-три. На одном канале слишком высоки риски - хотя, конечно, бывают и исключения.

  • Можете ли вы увеличить поток в 10 раз, сохранив сходимость экономики?

  • Достаточна ли емкость канала для масштабирования?

  • Будет ли при масштабировании расти стоимость трафика?

  • Главная задача - дойти до правого края трекшн-карты хотя бы в одном канале. Максимум - в 2-3 каналах в 1-2 сегментах.

  • Не двигаться по чуть-чуть везде, а сфокусироваться на чем-то одном и дойти до конца.

Поиск узких мест

Сходимость на масштабе:

  • Пока нет трафика - рано оптимизировать лендинг

  • Пока не проверили, что есть потребность - нет смысла пилить продукт

  • Пока не сошлась экономика - не надо масштабировать


Узкое место - это такой аспект бизнеса, воздействие на который даст максимальный эффект сточки зрения достижения цели.

Алгоритм поиска узкого места:

  1. Сегмент. В каком сегменте вы ближе всего к правому краю? В каком сегменте больше всего денег?

  2. Канал. Если вы доказали сегмент и тестируете в нем каналы. В каком из каналов вы ближе всего к правому краю? В каком канале больше всего денег? Если в канале слишком долго нет продвижения по трекшн-карте - идите в другой.

  3. Ячейка трекшн-карты. Текущий этап в сегменте или канале - и есть узкое место.

  4. Если текущая ячейка - первая продажа, узкое место - либо трафик (не хватает трафика, чтобы дойти до первой продажи), либо текущий этап воронки (до какого этапа удалось протолкнуть? занимаемся следующим этапом).

  5. Если текущая ячейка - экономика (сходимость экономики, сходимость на масштабе), узкое место - метрика с максимальным плечом (отношение эффекта от изменения к его стоимости и трудоемкости).

  6. Если текущая ячейка - конверсия, узкое место - шаг воронки, на котором теряется больше всего клиентов.

Воронка продаж

■ Воронка - последовательность шагов (этапов), через которые клиент должен пройти, чтобы совершить покупку.

На каждом шаге воронки - конверсия. Как правило, меньше 100%.

Идея

Интерес

Выявление потребности

Сбор требований

Согласование КП

Защита КП

Договор

Оплата

Рис. 17 Воронка продаж

Продуктовая воронка

  • E-commerce: выбрать товар, положить в корзину, оформить заказ, выбрать способ доставки, оплатить.

  • SaaS: зарегистрироваться, активироваться, стукнуться об paywall, оплатить.

  • Email: зарегистрироваться, получить рассылку, прочитать рассылку, перейти на лендинг, заказать продукт, оплатить продукт.

Идея

Интерес

Выявление потребности