Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже


Пояснение к заданию

Для выполнения данного задания студентам необходимо провести анализ конкурентов и заполнить таблицу «Анализ конкурентов и ответ компании».

Важно, чтобы при заполнении колонки о важности, студенты опросили потребителей (минимум 5), а не делали это на основе своих представлений о них, ведь гипотезы студентов могут расходиться с реальностью.

Сначала составляется список преимуществ и недостатков конкурентов (варианты составления: на основе анализа отзывов, мозгового штурма, опроса потребителей, что они считают преимуществами и недостатками), затем этот список предлагается потребителям с просьбой отметить, насколько данный параметр важен по шкале от 0 до 5. где 0 - совсем не важен, 5 - крайне важен.

Для записи результатов опроса по каждому из потребителей-респондентов удобно использовать следующую таблицу.

Таблица 7.

Таблица оценки важности преимуществ/недостатков продукта потребителем
(для опроса/интервью)


От 0 до 5: 0 - совсем не важно, 5 - крайне важно

Преимущество/недостаток продукта

0

1

2

3

4

5

П1



















П2



















ПЗ



















Н1



















Н2



















НЗ




















После сбора ответов результаты суммируются, выводится среднее значение важности, которое и ставится в таблицу «Анализ конкурентов» в графу «Важность для потребителя».

На что обращать внимание в обратной связи

Конкуренты есть всегда. Если проект говорит, что конкурентов нет - это значит, что он недостаточно проанализировал рынок.

Если нет прямых конкурентов, то всегда есть товары-заменители и надо рассматривать их.

  1. Сегментация и целевая аудитория. (+ technology adoption life cycle)

Термины

сегмент, целевая аудитория, инноваторы, портрет потребителя.

Ключевые идеи

Структура лекции:

  • Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории

  • Какие бывают сегменты?

  • Потребители на высокотехнологичных рынках

Что такое сегмент?

Сегмент - группа потребителей, имеющих схожие потребности и удовлетворяющие их схожим образом.

Целевая аудитория - тот сегмент (один или несколько), с которые выбирает для себя компания

Достаточно ли одних демографических характеристик, чтобы определить целевую аудиторию? Нет, так как социально-демографические характеристики могут быть одинаковые, такие как возрастная группа, пол, профессия и доход, сказать что это одна целевая группа нельзя. И надо дать ответы на более частные вопросы, например:

  • Они читают одни и те же журналы?

  • Они едят в одном и том же ресторане?

  • Они водят автомобиль одной и той же марки?

  • Они посещают одни и те же ресурсы Интернет?

Потребители объединяются в сегмент на основе общей потребности, а не социо-демографических характеристик.

Почему важно определить целевую аудиторию?

  • Эффективное использование ограниченных ресурсов.

  • Большая эффективность при разработке продукта.

  • Эффективные коммуникации с потребителями.


Каким должен быть сегмент?

  • Достижимый

  • Существенный (размеры и деньги)

О чем еще стоит задуматься при оценке сегмента?

  • Динамика роста

  • Уровень конкуренции

Источники потребностей

  • Задачи потребителя

  • Выгоды потребителя

  • Боли потребителя

Портрет потребителя лучше всего отражает представителя ЦА.

Структура портрета потребителя:

  • Имя

  • Кто он? Пол, возраст, занятие, семья, хобби, интересы, где он живет, что он читает, к чьему мнению он прислушивается? Что его мотивирует?

  • Что он делает? Каков его типичный день, каков его идеальный день?

  • В каких ситуациях он потребляет ваш продукт? Как он удовлетворяет потребность, пока он не знает о вашем продукте?



Рис. 15 Склонность потребителя к покупке

Таблица 8

Сегменты на рынке высоких технологий

Сегмент

Кто они?

Чего хотят?

Инноваторы

Энтузиасты технологий

Получить технологию

раньше всех

Ранние последователи

Визионеры

Использовать потенциал новой технологии в своих проектах

Раннее большинство

Прагматики

Стандартный продукт с хорошим сервисом

Позднее большинство

Технологически не

компетентные пользователи

Проверенный продукт и минимум технологических деталей



Дополнительные материалы UX-команда MailChimp: Улучшения и итерации (доступ по ссылке: http://habrahabr.ru/company/friifond/bloq/259201/

Задание

  • Выделите три сегмента потребителей для своего продукта

  • В каждом из сегментов составьте портрет потребителя

  • По каждому портрету:

  • Проверьте характеристики портрета

  • Что является источником потребности в продукте?

  • Сформулируйте возможные решения

Шаблоны для выполнения задания по лекции

Для составления портрета потребителя заполняется следующая форма:




Портрет потребителя

Имя

Фото




Таблица 9




Должность или род деятельности

Возраст

Образование

Отношение к Техногик Инноватор инновациям

Раннее Позднее Консерватор

большинство большинство

Потребительский стаж: Новичок

Продвинутый Эксперт


Тип: Покупатель Пользователь

Роль в семье

Описание

Типичный день из жизни потребителя (проблемы, которые он испытывает)

О чем “болит голова”

Ситуация потребления продукта

Продукты - заменители, которые он уже использует

Ожидания от продукта

Что он читает в онлайне, оффлайне

Уровень доходов, возможность влиять на расходы.

Что мотивирует потребителя

  1. Customer development и customer discovery

Термины

customer development, customer discovery, трекшн-карта, проблемное интервью, решенческое интервью, lean, ценностное предложение, боль потребителя.

Ключевые идеи

Структура лекции:

  • Преждевременный рост - почему стартапы умирают

  • Что делать? - глубокое понимание клиента

  • Customer Discovery

  • Lean Canvas

  • Проблемные и решенческие интервью

  • Трекшн-карта

Преждевременный рост - почему стартапы умирают

92% стартапов умирают в течение 3-х лет.

По исследованию Startup Genome/Compass 92% стартапов не достигают 3-х летнего рубежа.

Почему так происходит?

% из стартапов умирают из-за “преждевременного роста”.

«Большинство стартапов провалилось, не потому, что у них был плохой продукт, а потому, что этот продукт был никому не нужен». - Эрик Рис

Что делать?

Тоже исследование показывает, что 80% успешных стартапов на начальном этапе развития фокусируются на нахождении проблемы своих пользователей,

а не на своем продукте.

Важно понимать и решать реальные проблемы своих клиентов.

Customer Discovery

  1. Ценностное предложение

  2. Подтверждение проблемы

  3. Моделирование экономики

  4. MVP

  5. Подтверждение решения

  6. Первая продажа


Lean Canvas

Карта бизнес модели (BUSINESS MODEL MAP)
Если не устраивает предоставляемая ценность, то возвращаемся на первый шаг.

РЕШЕНИЕ/ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ

Какое решение вы предлагаете?

Как будет проходить обезболивание?

Как будут создаваться

преимущества?

ПРОБЛЕМА/БОЛЬ

Какие нерешенные проблемы и боли есть у клиента?

Что клиента не удовлетворяет “

в альтернативных решениях?

ПРОДУКТ/ СЕРВИС

Что видит пользовате ль/клиент (LP, MVP, MVF) Артефакты

КЛЮЧЕВЫЕ МЕТРИКИ

Цепочка целевых действий пользователя/ клиента

Маркетинговая воронка

AARRR

Что делают пользователи

Воронка продаж

ЦЕННОСТ НОЕ ПРЕДЛОЖ ЕНИЕ

За счет чего будет создавать ся ценность Крючки (мотивато РЫ) для клиента

4

КАНАЛЫ

Откуда берутся клиенты?

Какие каналы наиболее эффективны ?

Емкость каналов?

КЛИЕНТСКИЕ

СЕГМЕНТЫ

Характеристики клиентов, Портреты, Архетипы

Для В2С - о чем он думает, из чего состоит его день?

Для В2В - как он принимает решение?

Кто ЛПР?

Сколько у него денег?

Ранние последователи

1

РЫНОК

Размер рынка (оценка сверху, оценка снизу)

Конкуренты и альтернатив ные решение

Тип рынка

Размер возможности

ТАМ, SAM, SOM

Альтернатив ные решения

СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Структура постоянных расходов

G&A

R&D

Маркетинг и продажи др.

UNIT-ЭКОНОМИКА

#UserAcquisition х (- С РА + ARPU х 01) = PROFIT

СТРУКТУРА ДОХОДОВ (МОДЕЛЬ МОНЕТИЗАЦИИ) Как бизнес будет зарабатывать?


Таблица 10.


Источник: создано на основе А. Остервальдер, И. Пинье, Построение бизнес- моделей. Настольная книга стратега и новатора, 2012




Определите , что проверяем:

• Сформируйте перечень гипотез

  • Заполните Lean Canvas

  • Проранжируйте их

  • Выберите с какой начнем проверять

Основным инструментов является прямой контакт, то есть интервью.

Проблемное и решенческое интервью

  • Проблемное интервью: выявляете, есть ли проблема и определяете цену ее решения для клиента

  • Решенческое интервью: определяете, готов ли клиент купить продукт с предлагаемой функциональностью

Проблемное интервью:

  1. Есть ли проблема?

  2. Как клиент оценивает проблему?

  3. Как он решает эту проблему сейчас?

  4. Насколько Клиентский сегмент привлекателен для бизнеса?

Решенческое интервью:

  1. Обозначение проблемы

  2. Обозначение решения

  3. Как клиент оценивает решение

  4. Насколько решение ценно для клиента

  5. и готов ли он за него платить?

Последовательность шагов:

  1. Разрабатываем сценарии

  2. Решаем, «где брать» нашу ЦА

  3. Фиксируем результаты (диктофон)

  4. Анализируем полученные результаты в команде

Что нужно получить в результате:

  1. Подтвердить или опровергнуть гипотезу

  2. Найти общие шаблоны поведения

  3. Найти инсайды!

  4. Улучшить свое понимание того, «как работает» ваш рынок

Спрашивайте о прошлом, а не о будущем.

Плохие вопросы:

  • Что вы думаете о нашей идее?

  • Вы бы купили продукт, который решает эту проблему?

  • Сколько вы готовы заплатить за наше решение?

Хорошие вопросы:

  • Расскажите подробно о том, как вы сталкивались с этой проблемой и как ее решили

  • Сколько денег вы теряете из-за этой проблемы, есть ли у вас бюджет на это направление?

  • С кем бы вы порекомендовали мне пообщаться?

Процесс интервью:

  • Приветствие (войдите в доверие)

  • Кто ваш собеседник

  • Проблема (о чем будет интервью)

  • Исследование как думает клиент

  • Текущий рабочий процесс

  • Резюме (я вас правильно понял, что..?)

  • Благодарность за время и контакты

  • Документирование результатов

Где взять контакты?

  • Прийти в место скопления клиентов

  • Спросить первых целевых клиентов

  • У друзей

  • У друзей друзей

  • Facebook, LinkedIn

  • На сервисах типа youdo.com

Сколько интервью достаточно?

  • 200 интервью, если маленькие клиенты чек до 500$

  • 50 интервью, средние клиенты чек до 20 000$

  • 10 интервью, если чек больше 20 000$

Зачем так много интервью?

Пока команда не общается с клиентом - она коллективно «галлюцинирует» о потребностях, функциях и наличии клиентов.

Боремся с «галлюцинациями»: H.A.D.I.

Hipothesis - Гипотезы, которые будем проверять

Action - Действия, которые предпримем

Data - Полученная бесценная информация

Insight - Результаты анализа полученной информации

Структурируем работу - трекшн карта, более подробно о заполнении и том как работать с трекшн-картой будет объяснено в следующих лекциях:

Клиентский сегмент

Проблема подтверж де на

Ценностное предложение подтверждено

Экономика сходится

Готов MVP

Решение подтвер ждено

Есть N ручных продаж

Есть N продаж в канале

Клиентский сегмент 1

46 (52)

65 (78)

только при покупке > 5 единиц

в проще ссе










Клиентский сегмент 2

5(42)



















Клиентский сегмент 3






















Клиентский сегмент 4






















Дополнительные материалы

Стив Бланк «Стартап: Настольная книга предпринимателя»

Задание

  • Выдвиньте три гипотезы о своих клиентских сегментах и постройте для этих трех гипотез карту бизнес-модели (или, если уже сделали эту карту ранее - используйте ее)

  • Составьте шаблон интервью с каждым из клиентских сегментов.

  • Выберите один из клиентских сегментов и сделайте интервью с 50 представителями этого сегмента

  • Проанализируйте полученную информацию: какие гипотезы были подтверждены, какие опровергнуты, какие инсайты получили