Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию.
Термины
customer validation, масштабирование, масштабируемость бизнес-модели, ценностное предложение, MVP, трекшн-карта, лендинг, воронка, воронка продаж, узкое место, HADI -цикл.
Ключевые идеи
Структура лекции:
-
Масштабирование бизнеса -
Трекшн-карта -
Поиск узких мест -
Недельный цикл улучшения бизнеса
Процесс движения от идеи до готовности к масштабированию мы делим на два больших этапа. Первый из них - customer discovery. Иногда мы называем его чуть шире, customer development, потому что фокус здесь именно на исследовании клиента, его поведения и потребностей. На этом этапе вы ищете свои клиентские сегменты, проблемы, которые будете решать, разбираетесь, кто и за что готов платить. То есть, учитесь продавать свой продукт. Когда же это у вас получилось, вы можете переходить к поиску и тестированию масштабируемых каналов, в которых есть ваши клиенты. Это второй этап, на выходе из которого ваш бизнес готов к взрывному росту.
Масштабирование бизнеса
-
Основная задача стартапа - построить масштабируемый бизнес -
Для этого нужно найти каналы привлечения клиентов, в которые можно положить денег, и получить на выходе больше денег.
Выделяется два основных этапа при масштабировании бизнеса:
-
Customer discovery: находим клиентские сегменты, в которых есть потребность, которую мы можем удовлетворить. Убеждаемся, что клиенты готовы платить. -
Тестирование каналов: находим каналы, в которых есть достаточное количество клиентов, сходится экономика и возможно масштабирование.
Каждый из двух больших этапов состоит из нескольких шагов. На этапе customer discovery вы сначала для каждого сегмента формулируете гипотезу ценностного предложения - какую проблему вы будете решать, и как. Затем проверяете, что эта проблема у клиентов действительно существует. Моделируете экономику,
чтобы оценить, можно ли этим заработать денег. Потом создаете минимальный продукт, убеждаетесь, что он действительно решает проблему, и в результате делаете первые продажи.
После того, как вы научились делать продажи, вы переходите ко второму этапу, тестированию каналов. Там вы в каждом канале сначала формулируете уже более детальное ценностное предложение, потом привлекаете пользователей из канала, затем создаете всякие лендинги, скрипты и прочие инструменты продаж и делаете первую продажу в канале. После этого нужно превратить разовые продажи в постоянный поток, и на нем уже убедиться, что экономика сходится, то есть вы зарабатываете больше, чем тратите на привлечение пользователей. Ну и последний шаг - это убедиться, что канал можно масштабировать, и при этом экономика будет продолжать сходиться. Если вы это сделали, у вас есть масштабируемый канал.
Каждый из этапов включает последовательные шаги. Если результат не достигается процесс повторяется по заданной схеме.
Customer development (discovery):
-
Ценностное предложение -
Подтверждение проблемы -
Моделирование экономики -
MVP -
Подтверждение решения -
Первая продажа
Если не устраивает предоставляемая ценность, возвращаемся на первый шаг.
Тестирование каналов:
-
Ценностное предложение -
Привлечение пользователей -
Инструмент продаж -
Первая продажа -
Статистически значимый поток продаж -
Сходимость экономики -
Сходимость на масштабе
Если не сходится экономика, возвращаемся к первому шагу.
Трекшн-карта
(текст - Гоигорий Ситнин)
Трекшн-карта, это — таблица, позволяющая чётко определить, какой из шагов на пути роста проекта сейчас является бутылочным горлышком — наиболее важным ограничением, сдерживающим рост, на снятие которого и должны быть направлены основные усилия команды.
Зачем это нужно
Во время роста проекта и поиска масштабируемой бизнес-мод ели крайне важно доказывать (цифрами, а не галлюцинациями) возможность кратного роста. То есть, роста не на проценты в месяц, а в разы (3-5-10).
Благодаря фокусировке команды проекта на конкретном узком месте, не расходуются ресурсы, а так же не распыляются силы на решение задач, которые не дадут необходимого роста всей системы в целом. Именно это позволяет за минимальное количество "телодвижений" добиться цели и найти бизнес-модель в кратчайший срок.
Фактически, она описывает критическую цепь пути роста проекта в соответствии с "Теорией ограничений" (ТОО) Голдрата. Попросту говоря: необходимую и достаточную для роста последовательность шагов.
Слово "последовательность" — ключевое. Начинать следующий шаг (перемещаться по карте, как говорят в акселераторе) нельзя, если предыдущий ещё не закончен. Категорически.
Нужно отметить, что главной задачей проекта является прохождение полного пути в одном клиентском сегменте. Это гораздо значимее и важнее, чем попытка "копать" сразу по куче направлений. Принято рассматривать левую и правую половины ТК отдельно, так как их содержимое немного отличается.
Customer development | | Тестирование каналов | ||||||||||||
Клиентский сегмент | Ценностное предложение | Проблема подтверждена | Готов | Решение подтверждено | продажа | | Канал продаж | Ценностное предложение | Пользователи привлечены | Есть инструмент продаж и продукт | продажа в канале | Статистич. значимый поток | Экономика сходится | Экономика сходится на масштабе |
Крупные магазины | Повышаем продажи и снижаем издержки | Да. 7 интервью | Отчет на бумаге | Да, сделано для 2 клиентов | Да | | Прямые То же Да продажи | презентация, требуется доработка коробочной | | | | | ||
| | | | | | | | | | | | | ||
Мелкие магазины | Повышаем продажи за счет... | 3 интервью | версия | Да, сделано для 2 клиентов | Да | | Лендинг, SaaS- 1-2 продажи Я.Директ Тоже Да Да версия вдень | Нет | | |||||
| | | | | | | Партнерская рассылка | Тоже | Да | Письмо, лендинг, SaaS- | Нет | | | |
| | | | | | | Реферральная программа | То же + скидка обоим | Нет | Реферральная ссылка, лендинг. | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
Торговые Повышаем Отчет на 1 интервью _ Да центры арендные платежи бумаге | Нет | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | | | | |
Маркетинговые агентства | Нет | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 16 Трекшн-карта
-
Слева - сегменты. Когда сегмент подтвержден, справа каналы. -
Для каждого сегмента - один или несколько каналов. -
В ячейках - описание результата этапа -
Красным - текущий этап. То, что правее красного, делать не надо, рано еще.
• Зеленым - текущий фокус. Фокусироваться можно на 2-3 сегментах или каналах.
Левая половина
Задача левой половины трекшн-карты — пройти этап Customer Discovery и доказать, что сегмент аудитории и ценностное предложение (продукт) для него найдены верно и существует, по крайней мере, один масштабируемый канал неручных продаж.
Как видно, она состоит из шагов (колонок):
Клиентский сегмент — точное описание клиентского сегмента, для которого предполагается создать ценностное предложение;
Проблема подтверждена — было проведено N проблемных интервью и значимое количество опрошенных заявило одни и те же проблемы и шаблоны существующих решений;
Ценностное предложение подтверждено — было проведено N решенческих интервью и значимое количество опрошенных заявило, что предлагаемое решение может закрыть их проблему (боль);
Экономика смоделирована — Unit-экономика данного ценностного предложения рассчитана и потенциально может привести к прибыли; известны целевые показатели САС, ARPU и 01;
Готов MVP — мы готовы отгружать самую простую версию продукта первым пользователям (о том, что такое Minimal Viable Product (MVP) в этом блоге на днях появится ещё одна статья);
Решение подтверждено — пользователи используют продукт;
Есть N ручных продаж — пользователи платят за продукт, который продаётся вручную человеком (в т.ч. "на харизме);
Есть N продаж в канале — пришедшие через масштабируемый канал пользователи купили продукт более 1 раза и члены команды не участвовали в непосредственной продаже;
Правая половина
Когда все этапы левой половины ТК пройдены, проект "выходит в каналы". То есть, начинает тестировать каналы распространения на предмет их работоспособности и сходимости экономики в них. Другими словами, тестирует, способен ли канал приносить столько прибыльных продаж, чтобы им имело смысл заниматься.
Этапы правой половины (для каждой пары "клиентский сегмент"-"ценностное предложение"):
Привлечены пользователи — из канала пришло значимое количество потребителей;
Есть инструмент продаж в канале — бизнес-процесс продажи привлечённым через канал пользователям создан и не требует работы "руками";
Есть 1-я продажа к канале — хотя бы один пришедший через канал клиент заплатил за продукт;
Есть N продаж в канале — существенное количество пришедших через канал
клиентов заплатило за продукт;
Экономика в канале сходится — стоимость привлечения одного платящего клиента меньше выручки с него же (UAcq * (-СРА + C1*ARPPU) > 0);
Экономика в канале сходится на масштабе — Unit-экономика остаётся прибыльной при десятикратном (и более) увеличении количества привлекаемых с канала пользователей.
Эмпирическим путём (более, чем на 150 проектах) было выяснено, что 2 является оптимальным количеством каналов для одновременной проработки.
Если заниматься одним каналом — очень легко упереться в тупиковую ситуацию и с упорством, достойным лучшего применения, пытаться пробить тупик головой. А, если заняться тремя и больше каналами, сфокусироваться будет крайне сложно.