Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже


  1. Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию.

Термины

customer validation, масштабирование, масштабируемость бизнес-модели, ценностное предложение, MVP, трекшн-карта, лендинг, воронка, воронка продаж, узкое место, HADI -цикл.

Ключевые идеи

Структура лекции:

  • Масштабирование бизнеса

  • Трекшн-карта

  • Поиск узких мест

  • Недельный цикл улучшения бизнеса

Процесс движения от идеи до готовности к масштабированию мы делим на два больших этапа. Первый из них - customer discovery. Иногда мы называем его чуть шире, customer development, потому что фокус здесь именно на исследовании клиента, его поведения и потребностей. На этом этапе вы ищете свои клиентские сегменты, проблемы, которые будете решать, разбираетесь, кто и за что готов платить. То есть, учитесь продавать свой продукт. Когда же это у вас получилось, вы можете переходить к поиску и тестированию масштабируемых каналов, в которых есть ваши клиенты. Это второй этап, на выходе из которого ваш бизнес готов к взрывному росту.

Масштабирование бизнеса

  • Основная задача стартапа - построить масштабируемый бизнес

  • Для этого нужно найти каналы привлечения клиентов, в которые можно положить денег, и получить на выходе больше денег.

Выделяется два основных этапа при масштабировании бизнеса:

  • Customer discovery: находим клиентские сегменты, в которых есть потребность, которую мы можем удовлетворить. Убеждаемся, что клиенты готовы платить.

  • Тестирование каналов: находим каналы, в которых есть достаточное количество клиентов, сходится экономика и возможно масштабирование.

Каждый из двух больших этапов состоит из нескольких шагов. На этапе customer discovery вы сначала для каждого сегмента формулируете гипотезу ценностного предложения - какую проблему вы будете решать, и как. Затем проверяете, что эта проблема у клиентов действительно существует. Моделируете экономику,

чтобы оценить, можно ли этим заработать денег. Потом создаете минимальный продукт, убеждаетесь, что он действительно решает проблему, и в результате делаете первые продажи.


После того, как вы научились делать продажи, вы переходите ко второму этапу, тестированию каналов. Там вы в каждом канале сначала формулируете уже более детальное ценностное предложение, потом привлекаете пользователей из канала, затем создаете всякие лендинги, скрипты и прочие инструменты продаж и делаете первую продажу в канале. После этого нужно превратить разовые продажи в постоянный поток, и на нем уже убедиться, что экономика сходится, то есть вы зарабатываете больше, чем тратите на привлечение пользователей. Ну и последний шаг - это убедиться, что канал можно масштабировать, и при этом экономика будет продолжать сходиться. Если вы это сделали, у вас есть масштабируемый канал.

Каждый из этапов включает последовательные шаги. Если результат не достигается процесс повторяется по заданной схеме.

Customer development (discovery):

  1. Ценностное предложение

  2. Подтверждение проблемы

  3. Моделирование экономики

  4. MVP

  5. Подтверждение решения

  6. Первая продажа

Если не устраивает предоставляемая ценность, возвращаемся на первый шаг.

Тестирование каналов:

  1. Ценностное предложение

  2. Привлечение пользователей

  3. Инструмент продаж

  4. Первая продажа

  5. Статистически значимый поток продаж

  6. Сходимость экономики

  7. Сходимость на масштабе

Если не сходится экономика, возвращаемся к первому шагу.

Трекшн-карта

(текст - Гоигорий Ситнин)

Трекшн-карта, это — таблица, позволяющая чётко определить, какой из шагов на пути роста проекта сейчас является бутылочным горлышком — наиболее важным ограничением, сдерживающим рост, на снятие которого и должны быть направлены основные усилия команды.


Зачем это нужно

Во время роста проекта и поиска масштабируемой бизнес-мод ели крайне важно доказывать (цифрами, а не галлюцинациями) возможность кратного роста. То есть, роста не на проценты в месяц, а в разы (3-5-10).

Благодаря фокусировке команды проекта на конкретном узком месте, не расходуются ресурсы, а так же не распыляются силы на решение задач, которые не дадут необходимого роста всей системы в целом. Именно это позволяет за минимальное количество "телодвижений" добиться цели и найти бизнес-модель в кратчайший срок.

Фактически, она описывает критическую цепь пути роста проекта в соответствии с "Теорией ограничений" (ТОО) Голдрата. Попросту говоря: необходимую и достаточную для роста последовательность шагов.

Слово "последовательность" — ключевое. Начинать следующий шаг (перемещаться по карте, как говорят в акселераторе) нельзя, если предыдущий ещё не закончен. Категорически.

Нужно отметить, что главной задачей проекта является прохождение полного пути в одном клиентском сегменте. Это гораздо значимее и важнее, чем попытка "копать" сразу по куче направлений. Принято рассматривать левую и правую половины ТК отдельно, так как их содержимое немного отличается.

Customer development




Тестирование каналов

Клиентский сегмент

Ценностное предложение

Проблема подтверждена

Готов

Решение подтверждено

продажа




Канал продаж

Ценностное предложение

Пользователи привлечены

Есть инструмент продаж и продукт

продажа в канале

Статистич. значимый поток

Экономика сходится

Экономика

сходится на масштабе

Крупные магазины

Повышаем продажи и снижаем издержки

Да. 7 интервью

Отчет на бумаге

Да, сделано для

2 клиентов

Да




Прямые То же Да

продажи

презентация, требуется доработка коробочной




















































Мелкие магазины

Повышаем продажи за счет...

3 интервью

версия

Да, сделано для

2 клиентов

Да




Лендинг, SaaS- 1-2 продажи

Я.Директ Тоже Да Да

версия вдень

Нет

























Партнерская рассылка

Тоже

Да

Письмо, лендинг, SaaS-

Нет































Реферральная программа

То же + скидка обоим

Нет

Реферральная ссылка, лендинг.


























































Торговые Повышаем Отчет на

1 интервью _ Да

центры арендные платежи бумаге

Нет









































































Маркетинговые агентства

Нет









































Рис. 16 Трекшн-карта

  • Слева - сегменты. Когда сегмент подтвержден, справа каналы.

  • Для каждого сегмента - один или несколько каналов.

  • В ячейках - описание результата этапа

  • Красным - текущий этап. То, что правее красного, делать не надо, рано еще.

• Зеленым - текущий фокус. Фокусироваться можно на 2-3 сегментах или каналах.

Левая половина

Задача левой половины трекшн-карты — пройти этап Customer Discovery и доказать, что сегмент аудитории и ценностное предложение (продукт) для него найдены верно и существует, по крайней мере, один масштабируемый канал неручных продаж.

Как видно, она состоит из шагов (колонок):

Клиентский сегмент — точное описание клиентского сегмента, для которого предполагается создать ценностное предложение;

Проблема подтверждена — было проведено N проблемных интервью и значимое количество опрошенных заявило одни и те же проблемы и шаблоны существующих решений;

Ценностное предложение подтверждено — было проведено N решенческих интервью и значимое количество опрошенных заявило, что предлагаемое решение может закрыть их проблему (боль);

Экономика смоделирована — Unit-экономика данного ценностного предложения рассчитана и потенциально может привести к прибыли; известны целевые показатели САС, ARPU и 01;

Готов MVP — мы готовы отгружать самую простую версию продукта первым пользователям (о том, что такое Minimal Viable Product (MVP) в этом блоге на днях появится ещё одна статья);

Решение подтверждено — пользователи используют продукт;

Есть N ручных продаж — пользователи платят за продукт, который продаётся вручную человеком (в т.ч. "на харизме);

Есть N продаж в канале — пришедшие через масштабируемый канал пользователи купили продукт более 1 раза и члены команды не участвовали в непосредственной продаже;

Правая половина

Когда все этапы левой половины ТК пройдены, проект "выходит в каналы". То есть, начинает тестировать каналы распространения на предмет их работоспособности и сходимости экономики в них. Другими словами, тестирует, способен ли канал приносить столько прибыльных продаж, чтобы им имело смысл заниматься.


Этапы правой половины (для каждой пары "клиентский сегмент"-"ценностное предложение"):

Привлечены пользователи — из канала пришло значимое количество потребителей;

Есть инструмент продаж в канале — бизнес-процесс продажи привлечённым через канал пользователям создан и не требует работы "руками";

Есть 1-я продажа к канале — хотя бы один пришедший через канал клиент заплатил за продукт;

Есть N продаж в канале — существенное количество пришедших через канал

клиентов заплатило за продукт;

Экономика в канале сходится — стоимость привлечения одного платящего клиента меньше выручки с него же (UAcq * (-СРА + C1*ARPPU) > 0);

Экономика в канале сходится на масштабе — Unit-экономика остаётся прибыльной при десятикратном (и более) увеличении количества привлекаемых с канала пользователей.

Эмпирическим путём (более, чем на 150 проектах) было выяснено, что 2 является оптимальным количеством каналов для одновременной проработки.

Если заниматься одним каналом — очень легко упереться в тупиковую ситуацию и с упорством, достойным лучшего применения, пытаться пробить тупик головой. А, если заняться тремя и больше каналами, сфокусироваться будет крайне сложно.