Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Модели монетизации: какие есть и как найти свою.
Термины
Фримиум, монетизация, микротранзакции
Ключевые идеи
Структура лекции:
-
Вводные для модели монетизации; -
Виды моделей монетизации; -
Выбор модели монетизации.
Модель монетизации - это описание того, на чем проект планирует зарабатывать.
Вводные вопросы для выбора модели монетизации.
Вопросы о потребителях:
-
Вокруг чего построен ваш бизнес, в чем его ключевая ценность? -
Кто потребитель вашего продукта? -
Готов ли этот потребитель платить? (будьте честны) -
Какие существуют аналоги вашего продукта? -
Платит ли потребитель за аналоги вашего продукта? (вернитесь к третьему вопросу и посмотрите свой ответ) -
Можете ли вы повлиять на готовность потребителя платить за ваш продукт? (подумайте еще раз) -
Сколько потребителей будет у вашего продукта через месяц, три месяца, пол год а, год после старта?
Вопросы о вашей компании
-
Каковы ваши издержки? -
Сколько вам нужно зарабатывать, чтобы выйти на окупаемость? -
Посмотрите на свою оценку количества пользователей. Реалистично ли получить эту сумму от потребителей, или надо искать дополнительные источники дохода? -
Где находится точка безубыточности? -
Оказывает ли влияние эффект масштаба?
Один из главных вопросов: Что вы на самом деле продаете: товары, услуги, информацию, платформу, аудиторию?
Рекламные модели:
-
Какому рекламодателю могут быть интересны ваши потребители, для кого они могут быть целевой аудиторией? -
Почему рекламодатели, использующие сейчас другие площадки для достижения своей целевой аудитории, заинтересуются вашим проектом? -
Не вызовет ли планируемая реклама отторжения у пользователей? -
Виды моделей монетизации. Базовые модели
Как сделать так, чтобы она не просто не вызывала отторжения, а была им интересна?
| Цепочка (value chain) | Платформа (market place) |
модель | Компания создает и/или продает товары или услуги потребителям | компания сама не производит продукт, а позволяет пользователям создавать и потреблять продукт других пользователей на своей площадке |
доход | напрямую от покупателя продукта компании, либо косвенно монетизируется внимание потребителей через размещение рекламы | от одного или обоих участников сделки в виде доли от транзакций, либо за счет рекламы. Участие одной из сторон зачастую субсидируется для наполнения платформы. |
Таблица 23.
Ключевые модели:
Прямые - это подписка и микротранзакции.
Косвенные - рекламная модель и модель генерирования продаж.
Далее более подробно поговорим о каждой из моделей.
К Подписка - периодическое взимание с потребителей заранее оговоренной платы согласно предопределенному временному графику.
Особенности:
-
Предсказуемый, регулярный денежный поток -
Высокая инертность потребителей -
Большой потенциал для перевода пользователей на более высокий тариф, возможность продаж сопутствующих товаров -
Управляемая клиентская база (благодаря редким транзакциям) -
Низкие издержки (в результате меньшего количества транзакций)
Разновидности модели:
Фримиум
Пользователям предлагается бесплатная версия (без подписки) и платная версия с расширенным функционалом, либо бесплатная версия с покупкой дополнительных опций и виртуальных товаров.
Тестирование
Бесплатный тестовый период и переход на платный доступ после его окончания.
Полностью платный доступ (paywall)
Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю необходимо сначала оплатить его.
J Микротранзакции - небольшие покупки внутри сервиса.
Особенности:
-
Небольшие однократные покупки психологически комфортнее для потребителей, что облегчает сбор платежей. -
Возможность постепенного расширения ассортимента и индивидуализации сервиса для потребителя за счет платных опций.
J Рекламная модель - реклама и другие косвенные модели монетизации позволяют получать доход не от аудитории, но благодаря ей: потребители “платят” за сервис не деньгами, а своим вниманием.
Для работы модели необходимо, чтобы собранная аудитория была интересна рекламодателям либо своим размером, либо узкой сегментацией, либо сложностью доступа к ней по другим каналам коммуникации.
Особенности:
-
Массовость -
Восприятие потребителями сервиса как бесплатного, что привлекает большую по размерам аудиторию (по сравнению с платными сервисами). -
Необходимость продвижения сервиса до начала продаж рекламы увеличивает период между началом работы проекта и получением первых доходов. -
Зависимость от цен на рекламном рынке и рекламного бизнес-цикла. -
Отсутствие прямого дохода от пользователей.
J Модель генерирования продаж - доход в виде комиссии от продажи, либо как часть цены продаваемого продукта.
Особенности зависят от условий партнерской программы, продвигаемого продукта и конкурентной среды на рынке.
Выбор модели монетизации.
J Протестируйте выбранные модели
На осмысленность и жизнеспособность -
Поставьте себя на место пользователя, рекламодателя или партнера: стали бы вы платить за этот сервис?
Что вам | мешает, а что - мотивирует? |
Задайте этот вопрос своим друзьям и знакомым; посмотрите, как ведут себя аналогичные проекты.
Тестирование на целевой аудитории -
Найдите несколько потенциальных пользователей (лучше, если это будут лидеры мнений) и предложите им протестировать сервис. Выясните, готовы ли они платить за него, и если готовы, то сколько.
J Выберите и постоянно отслеживайте ключевые показатели эффективности:
Каждой модели монетизации соответствуют показатели, по которым отслеживается эффективность.
Таблица 24
Модель и соответствующие ключевые показатели эффективности (KPI)
Модель | KPI |
Подписка | ACLV (Average Customer Lifetime Value), MRR (Monthly Recurring Revenue, размер месячного дохода, ожидаемого и в будущем), доля платящих потребителей, ARPLI (Average Revenue per User, средний доход в расчете на пользователя за период), ARPPU (Average Revenue per Paying User, средний доход от платящего пользователя за период) |
Микротранзакции | Доля платящих потребителей, ARPU, ARPPU |
Рекламная модель | СРМ (Cost per Mille, стоимость за тысячу показов рекламного объявления), CPC (Cost per Click, стоимость за клик) |
Генерирование продаж | АСРМ (Арр СРМ), CPS (Cost per Sale, стоимость за одну продажу), CPL (Cost per Lead, стоимость за один лид) |
Задание
-
Заполните таблицу, определив тип модели. -
Выберите базовую модель. -
Выберите основную модель монетизации. -
Выберите дополнительную (запасную) модель монетизации. -
Протестируйте модель монетизации, проведя три интервью с потенциальными потребителями.
Шаблон для выполнения задания по лекции