Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Таблица 25
Модели монетизации - задание
Модель | «Основная»/«Запасная»/«Не подходящая» |
Подписка | |
Фримиум | |
Тестирование | |
Полностью платный доступ | |
Микротранзакции | |
Реклама и генерирование продаж (партнерские программы) | |
-
Метрики стартапа и экономика продукта.
Термины
ARPU, ARPPU, АРС, CPA, Profit, Payment, MVP, SaaS, DAV, MAV< k-factor.
Ключевые идеи
В цикле Идея —> Разработка —> Измерение —> Анализ Идея команды упорно сосредоточены на том, что и так обычно умеют делать: рисуют дизайн и «пилят» код, одним словом, делают продукт. Правда в том, что компании не разоряются из-за отсутствия продукта — продукт обычно есть. Компании разоряются из-за отсутствия пользователей - точнее, платящих пользователей продукта.
Давайте считать
За последние полгода я помог примерно 200 командам посчитать экономику продуктов (от крупных компаний с 30 млн. пользователей по всему миру до небольших стартапов).
Вот несколько ключевых выводов:
-
В половине случаев предполагаемая бизнес-модель не сходится. Ни при каких разумных допущениях доход с привлеченного пользователя не получается выше стоимости привлечения пользователей. То есть пользователи привлекаются в убыток. -
Командам тяжело найти узкие места, расширив которые можно получить кратный доход. -
Команды либо не собирают метрики вовсе, либо измеряют все и сразу, считая что чем больше измеряем, чем больше знаем, и запутывают себя окончательно.
Минимальный набор actionable-метрик — это скальпель, который помогает командам быстро найти проблемы в продукте, узкие места, блокирующие кратный рост.
Экономика продукта устроена просто
На вход подаются пользователи (в В2В - лиды), на выход деньги.
Поток пользователей —> Продукт —> Деньги
или для В2В2С продуктов
Поток пользователей —> Продукт —> Внимание пользователей
Лиды —> Внимание пользователей —> Деньги
Для того, чтобы посчитать экономику продукта, достаточно знать:
-
число привлеченных пользователей — User Acquisition. -
стоимость привлечения пользователя — Cost Per Acquisition (CPA). -
и доход на привлеченного пользователя —Average Revenue Per User (ARPU).
Чем больше пользователей вы можете привлечь и чем меньше цена привлечения, тем больше ваша прибыль:
User Acquisition x ARPU = Revenue
User Acquisition x (-CPA + ARPU) = Profit — без учета прочих издержек
Для В2В- и В2В2С-продуктов вместо потока пользователей User Acquisition подставляйте поток потенциальных клиентов — Lead Acqusition.
Из формулы выше видно, что первое существенное ограничение прибыли — это поток пользователей (лидов). Нет пользователей - нет прибыли. Второй ограничитель — соотношение между стоимостью привлечения, О РА и доходом на привлеченного пользователя ARPU.
Считайте ARPU для привлеченных пользователей - даже если они приносят доход косвенно: смотрят рекламу или нажимают на объявления - как отношение дохода от потока пользователей к числу привлеченных пользователей.
ARPU = Revenue / User Acquisition
Когда бизнес-модель сходится?
Так как стоимость привлечения пользователей, С РА, не зависит от вашего продукта, а зависит от каналов и конкуренции в каналах за вашего пользователя, то основным способом зарабатывания денег станет такая тактика:
-
Понизить на начальном этапе С РА насколько это возможно, понимая, что в будущем он будет расти — целевые пользователи заканчиваются, каналы иссякают. -
Увеличивать доход с привлеченного пользователя, ARPU.
Привлечение и стоимость привлечения
Главный ограничитель прибыли и бич стартапов — высокая стоимость привлечения пользователей — Cost Per Acquisition (CPA). Команды без опыта в интернет-маркетинге готовы привлекать пользователя в фримиум-продукт за 1$ и выше, хотя часто доход с привлеченного пользователя у них не превышает 20 центов. В этом случае говорят, что команда масштабирует убытки.
10 000 х (-1$ + 0,2$) = -8 000$
Все сказанное выше удобно применять как для В2С-, так и для В2В- или В2В2С-продуктов. Привлекаемых потенциально платящих пользователей обычно называют лидами, а стоимость их привлечения — это расходы на маркетинг и продажи, например, зарплату продавцов.
С РА = Acquisition Costs / Lead Acquisition
Соотношение дохода на привлеченного пользователя (лида) за все время жизни LTV и расходов на его привлечение и составит вашу прибыль с лида.
LTV = ARPU (LifeTime) = Revenue (LifeTime) / Lead Acquisition
Насколько LTV должен быть больше CPA?
Очевидно, что LTV должен быть выше С РА, иначе вы тратите на привлечение больше, чем зарабатываете — бизнес-модель не сходится. Менее очевидно, насколько выше, а главное - за какой срок? Ведь кроме расходов на маркетинг и продажи вы платите зарплату, аренду и несете другие расходы.
Считается, что бизнес-модель устойчива, если доход с привлеченного пользователя в 3 раза выше стоимости его привлечения и привлеченный пользователь окупает себя максимум за 3-6 месяцев.
LTV = ARPU (LifeTime) > 3 х CPA
На практике полезнее считать доходы от пользователя или лида за первый месяц, Revenue30 и сравнивать их со стоимостью привлечения пользователя (СРА).
ARPU30 = Revenue30 / Lead Acquisition > CPA
Если пользователь не окупает себя за первый месяц, то на каждом привлеченном пользователе прибыль уходит в минус и риск кассового разрыва растет.
Источники роста ARPU
Из потока привлеченных пользователей только часть с конверсией (Conv) станет платящими и каждый платящий принесет доход Average Revenue Per Paying User (ARPPU).
User Acquisition x Conv = Buyers
Buyers x ARPPU = Revenue
User Acquisition x Conv x ARPPU = Revenue
User Acquisition x ARPPU = Revenue
Если присмотреться, видно, что доход с привлеченного пользователя, ARPU равен произведению конверсии в оплату Conv на доход с платящего ARPPU.
ARPU = Conv х ARPPU
User Acquisition x (-CPA + Conv x ARPPU) = Profit — без учета пр. издержек
Потоки пользователей (новых и старых), стоимость привлечения новых, конверсия в оплату и ARPPU — это 4 основанные метрики вашей бизнес-модели определяющие вашу прибыль.
Как рассчитать доход с платящего пользователя
Привлекая пользователя, мы рассчитываем, что он купит не один раз, ведь привлечь нового пользователя обычно дороже, чем получить еще один платеж со старого.
Проще всего доход с платящего пользователя Average Revenue Per Paying User (ARPPU) посчитать на «исторических» данных поделив суммарный доход от заплативших пользователей на число этих пользователей.
ARPPU = Paying Users Revenue / Buyers
Как оценить доход с платящего
В самом простом случае доход с платящего зависит от произведения средней цены на ваш продукт и среднего числа покупок, которые сделает платящий за время жизни — Average Payment Count (АРС).
ARPPU (LifeTime) = Av.Price x APC
Доход с платящего за все время жизни иногда называют Customer LiveTime Value (CLTV) в отличие от LifeTime Value, которые считается с привлеченных пользователей.
LTV = ARPU (Lifetime)
CLTV = ARPPU (Lifetime)
Если на каждую продажу вы несете издержки, например, на доставку,
обслуживание, производство единицы продукции, то есть Cost of goods sold (COGS), то их нужно вычесть из суммы, получаемой от платящего. Также у вас могут быть разовые расходы, например, на внедрение клиенту, оборудование, премию продавцу или подарок клиенту, совершаемые при 1-й продаже, которые стоит учесть.
ARPPU = (Av.Price - COGS) х АРС
ARPPU = (Av.Price - COGS) x APC - 1st sale COGS
Учитывайте издержки при расчете дохода с платящего, так как при масштабировании вместе с ростом доходов у вас будут расти и издержки на производство продукции и ваша задача контролировать чтобы доход с платящего ARPPU не падал.
Если вы берете процент (комиссию) с каждой покупки совершаемой пользователем, то доход с платящего считается как
ARPPU = Av.Price х Fee х АРС
В случае В2В2С-моделей (рекламной или транзакционной), например, с показами рекламы или продажей кликов, средняя цена определяется рекламодателем, а вместо АРС вы можете использовать 1000 просмотров (для СРМ) моделей или среднее число кликов на пользователя.