Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже

Учет всех доходов и расходов

Без привлечения новых пользователей бизнес не может расти, поэтому для вашего бизнеса критично, чтобы модель для новых пользователей сходилась, но устойчивость дохода зависит не только от привлечения новых пользователей, но и от дохода со старых.

New Users Profit + Old Buyers Profit + Old Users Profit - Fixed Costs = Profit

Fix Costs — это ваши фиксированные расходы в месяц на зарплату, аренду и т.д.

Прибыль от новых пользователей мы уже считали.

New Users х (-СРА + Conv х ARPPU30) = New Users Profit

Цифра 30 рядом с названием метрики показывает, что метрика считается за месяц.

Прибыль от старых пользователей

Вы можете получить доход с части старой аудитории, активировав ее, например, с помощью рассылок.

Old Users х Conv х ARPPU30 = Old Users Revenue

Прибыль от старых покупателей зависит от модели монетизации

Для подписных моделей она будет равна произведению числа подписчиков на средний доход с подписчиков, который равен разнице между средним чеком с подписчика и себестоимостью обслуживания подписчика.

Old Buyers х ARPPU30 = Old Buyers Profit

ARPPU30 = Av.Price - COGS

Обратите внимание, что в каждой формуле CPA, Conv, ARPPU30 считаются отдельно для каждого из потоков пользователей: New Users,

Old Users, Old Buyers.

3 источника расходов ведут себя по разному при масштабировании

Как вы, наверное, обратили внимание, стоит по разному учитывать расходы:

  • на продажу и маркетинг — учитываем в расчете СРА.

  • расходы на производство единицы вашего продукта — учитываем при расчете ARPPU.

  • фиксированные расходы, а также любые разовые инвестиции в продукт — учитываем вычитая из прибыли.


Разделить расходы на 3 части и контролировать их важно, так как они ведут себя по-разному при масштабировании

  • Фиксированные расходы на зарплату, аренду при масштабировании продукта сильно вырасти не должны и их можно оценить сверху.

  • Совсем по-другому себя ведут расходы на привлечение пользователей — они будут расти, чем больше вы привлекаете пользователей, и вам важно следить за соотношением ARPLI > СРА.

  • Расходы на производство единицы вашей продукции будут расти с ростом числа платящих пользователей, и вам важно следить, чтобы ARPPU > 0.

Зачем все это считать

Командам сложно сфокусироваться: хочется заниматься всем и сразу, при тотальном дефиците времени. Основная задача команды - находить метрику, которая стала узким горлышком и не дает кратно повысить прибыль.

Посчитайте плечо метрики

В каждой конкретной ситуации метрики будут влиять на прибыль по-разному. Оцените, как изменение конверсии, стоимости привлечения, дохода с платящего и числа пользователей влияет на прибыль и вы увидите, над какой метрикой сейчас нужно работать в первую очередь.

Рассчитайте потолок прибыли

Обычно у стартапов нет проблем с идеями и фичами. Практика показывает, что 90% из них существенно не сказываются на экономике продукта, например, потому что лечат симптомы, а не корневые проблемы продукта.

Оцените влияние идеи, фичи, гипотезы на ключевые метрики и посчитайте оценку сверху на прибыльность фичи. Это позволит отбросить слабые идеи, сравнить между собой 3-5 сильных и сосредоточиться на них, те. сфокусироваться.

User Acquisition - число привлеченных уникальных посетителей на посадочную страницу или пользователей в мобильное приложение.

Для веб-сервисов — число новых уникальных посетителей, привлеченных на посадочную страницу (отслеживается через Google Analytics, Яндекс.Метрику и иные счетчики). Для мобильных приложений — число окачиваний (отслеживается непосредственно через стор или, например, при помощи Арр Annie). Для В2В — количество встреч с потенциальными клиентами.

Revenue - доход с пользователей за определенный период пользования сервисом/приложением.



User Acquisition х 01 х ARPPU = Revenue

Revenue30 - доход с пользователя за 30 дней пользования сервисом или приложением.

Совет! В большинстве случаев Revenue лучше получать на основе первичных документов и использовать это значение для расчета остальных метрик.

User Acquisition х ARPU = Revenue User Acquisition x (-CPA + ARPU) = Profit (без учета издержек) User Acquisition x (-CPA + ARPU) - fix COGS = Profit (c учетом издержек)

ARPU (Average Revenue per User) - средний доход с пользователя в единицу времени. ARPUx - средний доход с привлеченного пользователя за х дней с первой сессии или момента регистрации.

Revenue / User Acquisition = ARPU C1 x ARPPU = ARPU (если известны доход с платящего пользователя и конверсия в платящих)

ARPPU (Average Revenue per Payment User) - средний доход с платящего пользователя (в этой метрике должны учитываются операционные издержки на каждый unit). ARPU1, ARPU7, ARPU30 - средний доход с привлечённого пользователя за день, неделю, 30 дней.

ARPPU = Paying Users Revenue / Buyers

ARPPU (Lifetime) = (Av. Price - COGS) x APC На примере проекта SmartFood: когда COGS платится с каждой продажи. ARPPU (Lifetime) = Av. Price x APC - COGS На примере проекта HotWiFi: когда COGS платится с первой продажи. ARPPU (Lifetime) = (Av. Price - COGS) x (1 + C2 x APC2) ARPPU (Lifetime) = (Av. Price - COGS) x APC - Fixed Costs for Sale ARPPU (Lifetime) = Av. Price x Fee x APC (если берется процент с каждой покупки совершаемый пользователем)

С1 — % пользователей, совершивших первую покупку.

Buyers / Lead = C1 ARPPU / ARPU = C1

Lead — потенциальный покупатель.

C2 — % пользователей, совершивших вторую покупку.

Average Price (Av. Price) - средняя цена покупки в приложении или сервисе, средняя стоимость одной продажи или средний чек (считается как среднее от все продаж).

APC (Average Payment Count) - среднее число покупок на одного платящего пользователя.

APC = Payments / Buyers (при подсчете АРС за месяц)

АРС2 (Average Payment Count 2) - среднее число повторных покупок на одного платящего пользователя.

APC2 = APC -1

Buyers — количество платящих пользователей.

User Acquisition x C1 = Buyers

Payments — количество продаж за определенный интервал времени.

CPA (Cost Per Acquisition) - стоимость привлечения одного посетителя/пользователя в начало воронки конверсии посетителей в покупателей (в некоторых случаях за С РА считается стоимость регистрации).


Acq. Cost / User Acquisition = CPA CPA = Marketing Costs/User Acq Cl x CAC = CPA

Для веб-сервисов — стоимость привлечения посетителей на посадочную страницу. Для мобильных приложений — стоимость привлечения людей, загрузивших приложение. Для Ь2Ь — стоимость встречи с потенциальным покупателем.

Acq. Costs — затраты на привлечение потенциальных покупателей, включает затраты на привлечение трафика (например, на покупку контекстной рекламы). Так же к Acq. Cos относятся затраты на маркетинг и зарплаты персонала отвечающего за привлечение потенциальных покупателей.

С РА * User Acquisition = Acq. Cost.

Совет! В большинстве случаев Acq. Cos лучше получать на основе первичных документов и использовать это значение для расчета остальных метрик.

CAC (Customer Acquisition Cost) - стоимость привлечения платящего пользователя.

Fixed Costs for Sale — разовые расходы на платящего, например, на премию продавцу или подарок клиенту, которые также стоит учитывать.

Важно! В случает В2В2С моделей, например с показами рекламы или продажей кликов, средняя цена определяется рекламодателем, а вместо АРС указывается среднее число просмотров рекламы или среднее число кликов на пользователя.

COGS (Cost of Goods Sold) — операционные издержки на продажу каждой единицы товара. Например для компании осуществляющей доставку суши COGS — это стоимость доставки, для тур оператора — это затраты на выполнение туристической поездки.

Важно! COGS не включает затраты на привлечение/маркетинг. COGS учитывается при расчете ARPPU (см. примеры расчета в секции ARPPU).

Fix Costs (fix COGS) — постоянные издержки бизнеса которые не относятся ни к привлечению потенциальных покупателей (Acq. Cost), ни к операционным

издержкам продажи товара (COGS). Как правило к этим затратам относятся зарплаты разработчиков, менеджмента, административные расходы.

Profit — чистая прибыль, складывается из прибыли, которую получают с новых пользователей и с повторных покупок "старых" пользователей.

User Acquisition х (-СРА + C1 х ARPPU) = Profit

New Users Profit + Old Users Profit - Fixed Costs = Profit Прибыль с новых пользователей рассчитывается по формуле: New Users х (-СРА + Conv х ARPPU30) = New Users Profit Прибыль co старых пользователей: Old Users x Conv x ARPPU30 = Old Users Profit


Activation — процент пользователей, которые разбираются как пользоваться сервисом или приложением и выполняют целевое действие (завершают базовый игровой цикл).

MVP (Minimal Valuable Product) — версия продукта с минимальным функционалом, которая уже сможет быть в какой-то мере полезной пользователям.

LT (Customer Lifetime) - время жизни клиента, использующего продукт (срок пользования сервисом или приложением).

Для подписных моделей считается следующим образом: LT (Customer Lifetime) = 1 /Customer Churn rate Например, для продукта с помесячной подпиской, если каждый месяц 3% пользователей перестают пользоваться продуктом, то LT = 33 месяца.

Customer Churn rate % — процент пользователей отказавшихся от использования сервисом. Считается помесячно для продуктов (сервисов) с помесячной подпиской или ежегодно для продуктов с годовой подпиской. Считается как отношение количества пользователей переставших платить за сервис к общему количеству пользователей.

LTV (Lifetime Value) = ARPU (LT) - доход с пользователя в течение всего срока пользования сервисом или приложением.

LTV = ARPPU(30)/ Customer Churn rate (для SaaS продуктов — отношение среднего месячного дохода с платящего пользователя отказывающихся от использования сервисом (Customer Churn Rate)

LTV = Av. Price * APC — COGS (для не SaaS продуктов — произведение средней стоимости одной продажи на количество повторных продаж для одного покупателя минус COGS)

CLTV (Lifetime Value of Customer) — в AppCraft считается как отношение дохода полученного за все периоды к количеству покупателей.

С LTV = Revenue All / Buyers All

SaaS — модель предоставления программного обеспечения как сервиса, как услуги. Часто SaaS рассматривается в качестве бизнес-модели, при этом его

зачастую ошибочно приравнивают к аренде, что хоть и носит общие черты, но основная суть все же в другом. При этом, как правило, интересным является технологическая особенность модели, а не порядок и периодизация оплаты. Когда мы потребляем ту или иную услугу в качестве сервиса, а не в качестве устанавливаемого у себя программного обеспечения, мы уже в этот момент, как правило, становимся потребителями SaaS. Простейший, и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты (например, Gmail).