Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже


DAU (Daily Active Users) — число уникальных пользователей, которые зашли в приложение в течение суток как минимум раз. Ключевая метрика, определяющая ежесуточную посещаемость сервиса или приложения.

MAU (Monthly Active Users) — число уникальных пользователей которые зашли в приложение в течении месяца хотя бы раз. Метрика определяющая месячную популярность сервиса или приложения.

Retention — возвращаемость пользователей, буквально можно понимать как “процент месячной аудитории, которая приходит на N день в сервис или приложение” (не может быть больше 100%).

Retentions — % пользователей вернувшихся на 30 день после первого входа в сервис или приложение.

k-factor— ключевой параметр, отвечающий за виральность (Virality), показывает сколько новых пользователей (друзей) в среднем привлекает один (уже привлеченный) пользователь.

k-factor = Average Invite Count x Invite Conv Rate

Average Invite Count — количество приглашений, которое отправляет один пользователь. Invite Conv Rate — процент приглашений, которые пользователи принимают.

ct (Viral Cycle Time) - время на прохождения полного цикла от момента когда пользователь первый раз видит приложение до момента когда его друзья принимают решение посмотреть приложение. Вот все этапы цикла:

пользователь впервые видит приложение;

пользователь решает попробовать приложение;

решает что приложение достаточно хорошее что бы показать его друзьям;

создает инвайт, находит адресантов, отсылает инвайт;

друзья принимают инвайт;

друзья решают посмотреть приложение.

Model for Customer Growth over Time (t)

Custs(t) = Custs(O) x (Кл (t/ct +1) -1) / (K-1) Custs(t) = Custs(O) x к x tct + 1-1K-1

Задание

Поставьте целевые показатели (ключевые метрики) проекта

Шаблон для выполнения задания по лекции

Целевой показатель

Значение целевого показателя сейчас

Целевое значение показателя через полгода после начала продаж

Целевое значение показателя через год после начала продаж


















































  1. Финансы стартапа.

Термины

KPI, модель, МоМ, IRR, амортизация.

Ключевые идеи

План лекции:

• Зачем нужна модель?

Как финансовая модель может помочь в оценке стоимости?

Модель - это структура потоков доходов и расходов

Структура доходов

Внешние и внутренние ограничения в модели

Расходы: постоянные и переменные, персонал, налоги на персонал

• Типовые кейсы: драйверы роста, естественные (внешние и внутренние) ограничения для роста.

Оценка проекта на базе получившихся финансовых потоков.

Зачем проекту финансовая модель?

Модель должна служить проекту «операционным планом», то есть планом всех текущих операций компании. Операционный план помогает планировать закупки, доходы-расходы, учесть все налоги и увидеть что осталось для инвесторов и учредителей. Например, ремонт или покупку ноутбуков в офис лучше запланировать, чтобы не уменьшить чистую годовую прибыль неожиданно для совладельцев на 2-3 миллиона рублей.

Обычно фаундеры игнорируют или просто забывают необходимость платить налоги, отчисления за сотрудников в фонды, упускают из вида коммунальные и пр. платежи.

Делая план (модель), необходимо структурировать выпуск продукта (-ов) по всем направлениям деятельности в штуках, в деньгах, учесть расходы на персонал и сервисы, все налоги:

Компаниях




2 015

2 016

2 017

2 018

Поступления от продаж

тыс. руб.

r 1 011 210

r 1822 044

r 1 192 505

158 677

Продукт 1

тыс. руб.

337 070

607 348

397 502

52 892

Продажи в штуках

шт.

0

0

0

0

Продукт 2

тыс. руб.

337 070

607 348

397 502

52 892

Продажи в штуках

шт.

5

s

6

2

Продукт 3

тыс. руб.

337 070

607 348

397 502

52 892

Продажи в штуках

шт.

0

53

107

7

Продукт 4

тыс. руб.

0

0

0

0

Продажи в штуках




0

0

0




Операционные расходы

тыс. руб.

200 965

339 599

190 042

37 384

Неоперационные расходы

тыс. руб.

6 583

10 453

12 065

3 349

Амортизация

тыс. руб.

0

0

0

0

Операционная прибыль, EBIT

тыс. руб.

803 662

1471992

990 397

117 944

EBITDA

тыс. руб.

803 662

1471992

990 397

117 944

Налог на прибыль

тыс. руб.

0

0

0

0

Чистая операционная прибыль после налогообложения [NO РАТ)

тыс. руб.

803 662

1471992

990 397

117 944


Это поможет как основателю, так и инвестору увидеть картину бизнеса целиком. Может оказаться, что второстепенный продукт неожиданно через 3 года

генерирует 80% всей выручки. А продукт, который считался прибыльным, тянет за собой массу непредвиденных расходов.

Также, глядя на модель, удобно смотреть, как скажется на выручке и стоимости компании изменение внешних переменных. Это влияние называют «чувствительностью модели». Например, в проекте заложен рост продаж на каждый месяц по 2-3 штуки вашего продукта. Или определенная конверсия, из числа пришедших на сайт (1000) должно купить 10 человек (С=1%). А что если показатель при старте бизнеса окажется меньше на 50%, как это отразится на выручке и чистой прибыли?

Для этого выбирают важных выходной показатель, например, прибыль за планируемый год, и замеряют зависимость такого показателя от нескольких входных параметров модели. Ниже в качестве примера приведена выгрузка из статистического пакета, зависимость предполагаемой прибыли в 2016 году от каждого из 10-ти входных параметров в модели:





Поступления от продаж / 2016 Inputs Ranked by Effect on Output Mean

Продажи на 1 sales-team / SAM p... Прирост количества sales-team в Продажи на 1 sales-team / SAM p... Продажи на 1 sales-team / SAM p... Прирост количества sales-team в Продажи на 1 sales-team / SAM p... Отвал клиентов / SAM рынка (B5... Отвал клиентов / SAM рынка (В5.. Отвал клиентов / SAM рынка (В5... Отвал клиентов / SAM рынка (В5

Change in Output Statistic for Поступления от продаж / 2016

Rank

Name

Lower

Upper

1

Продажи на 1 sales-team / SAM рынка (8597)

120 173

360 434

2

Прирост количества sales-team в месяц/SAM рынка (8596)

146 202

324 534

3

Продажи на 1 sales-team / SAM рынка (8546)

201 153

244 280

4

Продажи на 1 sales-team / SAM рынка (8563)

206 246

247 674

5

Прирост количества sales-team в месяц/SAM рынка (8562)

211 703

251 828

6

Продажи на 1 sales-team / SAM рынка (8580)

203 589

243 005

7

Отвал клиентов / SAM рынка (8575)

210 222

242 908

8

Отвал клиентов / SAM рынка (8541)

212 591

241 758

9

Отвал клиентов / SAM рынка (8592)

215 613

241 105

10

Отвал клиентов / SAM рынка (8558)

214 359

238 900





S о о S о S о

201 152,58 244 279.74

206 246.42 674,35

  1. 702.87 WW 251 827.86

203 588.59 243 004,78

210 907,83

  1. 591.40 241 758,19

215 613,04 241 105,13

21 "дзете = 225 911.31 fl

ООО о о о о

S Я Я Я S Я ?

Поступления от продаж/ 2...



Как видим, здесь ключевую роль играет компетенция специалистов по продажам («Продажи на 1 sales-team») и темп их набора («Прирост количества sales-team»). Их изменение сильно сказывается на выручке.

Это и называется чувствительностью. Опытный предприниматель понимает, как изменение конверсии в 1,5 раза изменит весь его бизнес.

Имея перед собой модель, удобно ставить KPI (key performance indicators, ключевые показатели эффективности), зная как это отразится на выручке и стоимости компании.

Пример KPI:

  • Средняя за 3 месяца, по всем каналам привлечения, конверсия в покупку должна быть не менее 1%,

  • выручка не менее 1 млн. руб. за каждый месяц,

  • расходы не более 500 000 руб. суммарно за 3 месяца.

Также закладывая KPI, часто не ограничивают расходы и доходы по отдельности, а накладывают условие на их отношение:

  • «Маржинальность по чистой прибыли по итогам года должна быть не менее 10%».

Также финансовая модель важна для оценки стоимости всего проекта и оценки требуемого размера инвестиций. И, как следствие, определения доли инвестора или доли, остающейся основателям. Например, мы предсказали продажи, доходы и расходы и увидели нехватку средств в первом и втором годах в 112 млн. рублей:

I № года

1 2

3

4

5

Ставка дисконтирования

Темп роста

FCFF

Дисконтированные FCFF и TV

EV, DCF based

%

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

51%

2%

-140 000 -45 000

=-140000/(1 +51%)Л1

-92 867 -19 800

566 356

386 909

112 928

765 732

148 253

Terminal Value

1052190 2 201 331

=1052190*(l+2%)/(N40-2%)

135130 282 711

Стоимость собственного капитала pre-money Сумма вложений собственного капитала Стоимость собственного капитала post-money Доля инвесторов

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. %

453 688

112 667

566 356

20%









1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,

http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).

Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.

Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.

Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).

В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/

adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)

При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.

Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.

Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.

По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них 300 с прибылью.

Следовательно, необходимо, чтобы один проект из 10-ти вырос и за несколько лет пробил потолок 10-20-30-кратного роста, чтобы окупить вложения инвестора в 9 прочих неудачных проектов.

Чтобы проект за несколько лет вырос кратно, нужен большой ежегодный темп роста. Таблица иллюстрирует требуемый ежегодный темп роста (ставку, IRR) в зависимости от количества лет и требуемой кратности инвестиций: