Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже



На что обращать внимание в обратной связи

Единственно верного варианта расчета размера рынка нет, разные эксперты оценят рынок по-разному и это нормально.

Поэтому важно обращать внимание на логику и проработанность расчета и обоснованность цифр.

Должны быть: источники данных, расчеты, обоснование цифр.

5.1 Анализ конкурентов.

Термины

матрица позиционирования, конкурентное преимущество.

Ключевые идеи

Зачем знать конкурентов?

  • Для понимания или выявления своего конкурентного преимущества.

  • Не путайте конкурентное преимущество и характеристики продукта - не все, чем вы отличаетесь, является конкурентным преимуществом.

Почему конкурентное преимущество так важно?

  • Наличие конкурентного преимущества определяет наши шансы выжить и преуспеть на выбранном рынке.

  • Нет преимущества? Ваш продукт ни чем ни лучше? - Вас сметут другие игроки


Конкурентные преимущества:

  • В основе создания отличной потребительской ценности находятся ключевые компетенции, стратегия и активы

  • Конкурентные преимущества основываются на ресурсах и ключевых компетенциях компании.

  • Ключевые компетенции - набор способностей, в которых компания превосходит другие

Одни из наиболее важных вопросов по конкурентам:

  • Какие конкурентные преимущества есть у компании?

  • Есть ли нерыночное конкурентное преимущество?

  • Оцените устойчивость конкурентного преимущества?

  • Оцените, есть ли конкурент или фактор (или прочий риск), который может ограничить или остановить деятельность проекта

Какими могут быть преимущества?

  • нерыночными (компетенции, опыт, связи, инсайт, доступ к ресурсам, законодательные преимущества, льготы)

  • конкурентными (уникальная технология, алгоритм, экспертиза)

3 ключевые характеристики ключевых компетенций:

  • диспропорциональный вклад в ценность продукта компании в восприятии потребителя

  • уникальность с точки зрения конкуренции (сложность повторения из-за интеграции в процессы и культуру компании)

  • возможность использования ключевых компетенций для реализации различных возможностей на различных рынках

Конкурентное преимущество должно быть устойчивым

Долговечность - насколько источник конкурентных преимуществ может противостоять конкурентным инновациям - быстро, долго, невозможно

Имитируем ость: 3 основных фактора - прозрачность, копируемость (самостоятельное воспроизведение), возможность переноса (приобретения извне) -дешево, дорого, невозможно

Что важно знать о конкурентах?



  • Зачем знать конкурентов?

  • Кто они?

  • В чем конкурируют/ превосходят?

  • В чем измеряем?

Зачем знать конкурентов?

  • Конкуренты есть всегда.

  • Невнимательность к конкурентам приводит к непониманию конкурентных сил и слабостей, что ведет к отсутствию конкурентной стратегии и конкурентных преимуществ.

  • Анализ конкурентов позволит понять, есть ли конкурентное преимущество у вас вообще и выстроить свою конкурентную стратегию.

  • Понимание своего конкурента важно для того, чтобы не повторить его ошибки, не тратить время на провалившиеся гипотезы и использовать уже проверенные гипотезы.

Кто ваши конкуренты?

  • В разных сегментах они могут быть разными

  • Первый круг конкурентов - прямые конкуренты

  • Второй круг конкурентов - продукты-заменители. Они есть всегда.

В чем конкурируют?

  • Продукт (отдельно разложите все функции продукта)

  • Ценностное предложение (разные проблемы)

  • Ассортимент, продуктовая линейка

  • Продвижение, дистрибуция, каналы сбыта

  • Стратегия

  • Рыночные показатели (доля, количество клиентов, маржа и проч.)

Конкурент

Преимущества

Недостатки

Наш ответ




Преимущество

Важность для потребителя

Недостаток

Важность

для потребителя




К1














































К2


































































Анализ конкурентов


Таблица 5.




Конкуренты и потребители

  • Как продукт конкурентов помогает справляться с «головной болью» потребителя?

  • Почему потребители сейчас пользуются ими?

  • Что ценят в существующих решениях?

  • Какая фича самая значимая?

  • Значит, это (или лучше) должен уметь и наш продукт.

  • Каких недостатков он должен быть при этом лишен?

  • Что наш продукт позволяет делать сверх этого?

  • Какие есть барьеры перехода?

  • Будут ли наши дополнительные фичи настолько интересны потребителю, что он преодолеет барьеры?

Результат: выработка более качественного понимания ЦА и улучшение продукта.

Позиционирование продукта:

Ответьте на вопросы:

  • Вид продукта?

  • На кого он рассчитан?

  • В чем наиболее важная выгода (benefit) этого продукта?

  • Кто является самым главным конкурентом?

  • Чем наш продукт отличается от этого конкурента?

В чем выгода потребителя от этого отличия?

При определении позиционирования главное- не переборщить, иначе оно будет недостаточно ясным и пользователь может не разобраться в продукте или просто отнесется с недоверием к компании, которая заявляет, что она лучше во всем и что ее продукция и дешевле и при этом качественнее.

Карта позиционирования - это инструмент визуального представления позиционирования конкурентов, области высокой конкуренции и свободной рыночной ниши.

Выбираются два параметра (из тех, что важны для потребителя) и представляются в виде осей и в получившейся системе координат размещаются конкуренты в соответствии с их положением относительно друг друга.

Далее выявляется, где находится скопление конкурентов - это зона высокой конкуренции), где есть свободные ниши и где планирует позиционироваться компания.

Стоит обратить внимание, что не всегда свободная ниша - это хорошая идея для позиционирования.


Вполне возможно, что она свободна потому, что потребителю такое сочетание характеристик/параметров не интересно и не представляет для него ценность.

Можно строить несколько таких матриц с различными параметрами, это поможет вам рассматривать различные альтернативы.

I



<



m

О Q

-High

price

Wide product range

xD

Narrow product k-d range

F D

Low E О

price

Рис. 14 Пример матрицы позиционирования

Задание

  • Сделайте список прямых конкурентов и товаров-заменителей

  • Заполните таблицу по конкурентам

  • Составьте карту позиционирования

Сформулируйте свое конкурентное преимущество

Найдите на их основе наиболее выгодное для себя позиционирование

Шаблоны для выполнения задания по лекции

Таблица 6.

Анализ конкурентов и ответ компании

Конкурент

Преимущества

Недостатки

Наш ответ




Преимущество

Важность для потребителя

Недостаток

Важность для потребителя




К1














































К2