Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На что обращать внимание в обратной связи
Единственно верного варианта расчета размера рынка нет, разные эксперты оценят рынок по-разному и это нормально.
Поэтому важно обращать внимание на логику и проработанность расчета и обоснованность цифр.
Должны быть: источники данных, расчеты, обоснование цифр.
5.1 Анализ конкурентов.
Термины
матрица позиционирования, конкурентное преимущество.
Ключевые идеи
Зачем знать конкурентов?
-
Для понимания или выявления своего конкурентного преимущества. -
Не путайте конкурентное преимущество и характеристики продукта - не все, чем вы отличаетесь, является конкурентным преимуществом.
Почему конкурентное преимущество так важно?
-
Наличие конкурентного преимущества определяет наши шансы выжить и преуспеть на выбранном рынке. -
Нет преимущества? Ваш продукт ни чем ни лучше? - Вас сметут другие игроки
Конкурентные преимущества:
-
В основе создания отличной потребительской ценности находятся ключевые компетенции, стратегия и активы -
Конкурентные преимущества основываются на ресурсах и ключевых компетенциях компании. -
Ключевые компетенции - набор способностей, в которых компания превосходит другие
Одни из наиболее важных вопросов по конкурентам:
-
Какие конкурентные преимущества есть у компании? -
Есть ли нерыночное конкурентное преимущество? -
Оцените устойчивость конкурентного преимущества? -
Оцените, есть ли конкурент или фактор (или прочий риск), который может ограничить или остановить деятельность проекта
Какими могут быть преимущества?
-
нерыночными (компетенции, опыт, связи, инсайт, доступ к ресурсам, законодательные преимущества, льготы) -
конкурентными (уникальная технология, алгоритм, экспертиза)
3 ключевые характеристики ключевых компетенций:
-
диспропорциональный вклад в ценность продукта компании в восприятии потребителя -
уникальность с точки зрения конкуренции (сложность повторения из-за интеграции в процессы и культуру компании) -
возможность использования ключевых компетенций для реализации различных возможностей на различных рынках
Конкурентное преимущество должно быть устойчивым
Долговечность - насколько источник конкурентных преимуществ может противостоять конкурентным инновациям - быстро, долго, невозможно
Имитируем ость: 3 основных фактора - прозрачность, копируемость (самостоятельное воспроизведение), возможность переноса (приобретения извне) -дешево, дорого, невозможно
Что важно знать о конкурентах?
-
Зачем знать конкурентов? -
Кто они? -
В чем конкурируют/ превосходят? -
В чем измеряем?
Зачем знать конкурентов?
-
Конкуренты есть всегда. -
Невнимательность к конкурентам приводит к непониманию конкурентных сил и слабостей, что ведет к отсутствию конкурентной стратегии и конкурентных преимуществ. -
Анализ конкурентов позволит понять, есть ли конкурентное преимущество у вас вообще и выстроить свою конкурентную стратегию. -
Понимание своего конкурента важно для того, чтобы не повторить его ошибки, не тратить время на провалившиеся гипотезы и использовать уже проверенные гипотезы.
Кто ваши конкуренты?
-
В разных сегментах они могут быть разными -
Первый круг конкурентов - прямые конкуренты -
Второй круг конкурентов - продукты-заменители. Они есть всегда.
В чем конкурируют?
-
Продукт (отдельно разложите все функции продукта) -
Ценностное предложение (разные проблемы) -
Ассортимент, продуктовая линейка -
Продвижение, дистрибуция, каналы сбыта -
Стратегия -
Рыночные показатели (доля, количество клиентов, маржа и проч.)
Конкурент | Преимущества | Недостатки | Наш ответ | |||
| Преимущество | Важность для потребителя | Недостаток | Важность для потребителя | | |
К1 | | | | | | |
| | | | | ||
| | | | | ||
К2 | | | | | | |
| | | | | ||
| | | | | ||
| | | | | |
Анализ конкурентов
Таблица 5.
Конкуренты и потребители
-
Как продукт конкурентов помогает справляться с «головной болью» потребителя? -
Почему потребители сейчас пользуются ими? -
Что ценят в существующих решениях? -
Какая фича самая значимая? -
Значит, это (или лучше) должен уметь и наш продукт. -
Каких недостатков он должен быть при этом лишен? -
Что наш продукт позволяет делать сверх этого? -
Какие есть барьеры перехода? -
Будут ли наши дополнительные фичи настолько интересны потребителю, что он преодолеет барьеры?
Результат: выработка более качественного понимания ЦА и улучшение продукта.
Позиционирование продукта:
Ответьте на вопросы:
-
Вид продукта? -
На кого он рассчитан? -
В чем наиболее важная выгода (benefit) этого продукта? -
Кто является самым главным конкурентом? -
Чем наш продукт отличается от этого конкурента?
В чем выгода потребителя от этого отличия?
При определении позиционирования главное- не переборщить, иначе оно будет недостаточно ясным и пользователь может не разобраться в продукте или просто отнесется с недоверием к компании, которая заявляет, что она лучше во всем и что ее продукция и дешевле и при этом качественнее.
Карта позиционирования - это инструмент визуального представления позиционирования конкурентов, области высокой конкуренции и свободной рыночной ниши.
Выбираются два параметра (из тех, что важны для потребителя) и представляются в виде осей и в получившейся системе координат размещаются конкуренты в соответствии с их положением относительно друг друга.
Далее выявляется, где находится скопление конкурентов - это зона высокой конкуренции), где есть свободные ниши и где планирует позиционироваться компания.
Стоит обратить внимание, что не всегда свободная ниша - это хорошая идея для позиционирования.
Вполне возможно, что она свободна потому, что потребителю такое сочетание характеристик/параметров не интересно и не представляет для него ценность.
Можно строить несколько таких матриц с различными параметрами, это поможет вам рассматривать различные альтернативы.
I • < • m О Q | -High price |
Wide product range xD | Narrow product k-d range F D Low E О price |
Рис. 14 Пример матрицы позиционирования
Задание
-
Сделайте список прямых конкурентов и товаров-заменителей -
Заполните таблицу по конкурентам -
Составьте карту позиционирования
Сформулируйте свое конкурентное преимущество
Найдите на их основе наиболее выгодное для себя позиционирование
Шаблоны для выполнения задания по лекции
Таблица 6.
Анализ конкурентов и ответ компании
Конкурент | Преимущества | Недостатки | Наш ответ | |||
| Преимущество | Важность для потребителя | Недостаток | Важность для потребителя | | |
К1 | | | | | | |
| | | | | ||
| | | | | ||
К2 | | | | | | |
| | | | |