Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 777

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ничтожные акты государственного управления – это неправомерные акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены (например, предписания руководителя, подчиненному главному бухгалтеру совершать финансовые операции, противоречащие закону). Подобные акты не порождают юридических последствий. Подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут всю полноту ответственности в случае их исполнения.

Действие правовых актов управления. Для правильного применения правовых актов управления важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

Время действия нормативного правового акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы. Определение времени начала действия нормативных правовых актов связано с понятием их опубликования, т. е. помещения текста акта в официальном издании или в определенных газетах, на которые можно официально ссылаться. В каждом государстве устанавливаются официальные источники, порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такие источники определены и в Республике Беларусь. Так, согласно ст. 62 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Известны различные варианты определения времени вступления нормативных правовых актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных лиц с содержанием нормативного правового акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте, в других – с момента его принятия или опубликования. Нормативные правовые акты могут вводиться и по истечении определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.


Вопросы официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Республики Беларусь регламентируются Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом от 10 декабря 1998 г. № 22, Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

В соответствии с п. 12 названного Положения и ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Пунктом 4 Положения в зависимости от видов нормативных правовых актов определены следующие официальные издания, опубликование нормативных правовых актов в которых является официальным:

  • издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;

  • газета «Советская Белоруссия» (декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);

  • газета «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления палат Парламента – Национального собрания, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на белорусском языке):

  • «Народная газета» (законы Республики Беларусь, постановления палат Парламента – Национального собрания, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда (на русском языке):

  • газета «Рэспублiка» (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления);

  • периодические печатные издания, определяемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами (нормативные правовые акты этих органов).


Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата выхода в свет официального издания, в котором помещен акт. В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта определяется по дате первоначального опубликования.

Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Решение о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале нормативного правового акта делается соответствующая отметка.

Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования с указанием «Извлечение» нормативных правовых актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

Следует иметь в виду, что некоторые нормативные правовые акты издаются для узкого круга субъектов, поэтому они могут не публиковаться, а направляться соответствующим органам для применения.

В соответствии со ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временной срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу.

С действием нормативных правовых актов во времени связаны и такие понятия, как переживание акта и его обратная сила. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия нормативных правовых актов во времени и относятся к числу исключений.

Переживание нормативного правового акта означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Такое положение встречается не часто и связано с тем, что некоторые отношения невозможно привести сразу в соответствие с вновь принятым актом (например, для сферы имущественных отношений). О положениях старого акта, которые действуют после принятия нового, делается специальная оговорка.


Обратная сила нормативного правового акта означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. Как правило, нормативные правовые акты не имеют обратной силы и распространяются только на те отношения, которые возникли с момента введения их в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния или возникновении имущественного спора дела должны рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния или возникновения спора. Указанное положение закреплено в ст. 104 Конституции Республики Беларусь. Принцип обратной силы закреплен и в других нормативных правовых актах Республики Беларусь (ст. 8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ст. 9 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Однако это общее правило имеет исключение, которое обусловливается гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчающим или отменяющим ответственность граждан. Кроме того, новым нормативным правовым актам может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте делается специальная оговорка.

Статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что нормативный правовой акт не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Таким образом, решение о придании нормативному правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.


Нередко при применении положений нормативных правовых актов возникают юридические коллизии, т. е. обнаруживаются противоречия (столкновение) между двумя и более действующими нормативными правовыми актами, изданными по одному и тому же вопросу. Правильное разрешение юридических коллизий позволяет избежать ошибок при применении нормативных правовых актов. Статья 71 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает следующий порядок разрешения юридических коллизий: «в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой; в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее».

Действие правовых актов управления имеет и пространственные пределы. Акты республиканских органов, других органов, находящихся в центре, распространяют свое действие на всю территорию республики. Акты органов, призванных осуществлять местное управление и самоуправление, действуют в рамках соответствующей административно-территориальной единицы – область, район, город, поселок, сельсовет (ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»). Акты органов, не подчиненных местным исполкомам, могут быть и межтерриториального характера, распространять свое действие на определенные территории (например, органы железнодорожного и воздушного транспорта, комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций).

Правовые акты управления, вступившие в силу, действуют постоянно (бессрочно), пока не будут отменены. Некоторые могут иметь временный характер и действуют в рамках оговоренного в них срока. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае в акте (его части) указываются сроки действия акта или событие, при наступлении которого акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении события акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт, может продлить его действие на новый срок или придать ему бессрочный характер (Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».