Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект. Коллегиальные акты принимаются на заседаниях Правительства Республики Беларусь, его Президиума, на заседаниях местных исполнительных комитетов, местных администраций, на заседаниях административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других коллегиальных органов. Принятие их зависит от кворума, от количества лиц, принимавших участие в заседании и проголосовавших «за». В соответствии с действующим законодательством такие акты принимаются простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании. Так, решения местного исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполкома. Такой порядок установлен ч. 7 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Решения Правительства Республики Беларусь принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства (см. ст. 25 Закона Республики Беларусь «О Совете Министром Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

Если анализировать правовые акты управления в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению и другим вопросам.

Важное значение имеет классификация правовых актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству, каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.

Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. С их помощью могут решаться и управленческие вопросы, а следовательно, такие акты являются правовыми актами управления. Статьей 101 Конституции Республики Беларусь предусмотрено два вида декретов:

  • декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

  • временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости по собственной инициативе или по предложению Правительства.


Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Оба типа декретов имеют силу законов. Временные декреты представляются для последующего рассмотрения Парламентом и сохраняют силу, если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава обеих палат Парламента). Поскольку Конституцией не установлено, что Парламент обязан по итогам рассмотрения одобрить либо отменить соответствующий декрет, получила распространение практика принятия декрета к сведению.

Законом о Президенте Республики Беларусь установлено, что декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Декреты всегда нормативны и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни.

Указы по юридической силе находятся ниже, чем декреты. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными). В 2000 г. Президент издал 711 указов. Большая часть из них – указы индивидуального характера: о назначении на должности или освобождении от них, о награждениях, о присвоении званий.

Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Постановления – акты коллегиальные, так как они могут быть приняты на заседаниях Правительства или его Президиума (малого Совета Министров). По особо неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься и путем опроса членов Президиума Совета Министров, т. е. без рассмотрения на заседаниях (ч. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О Совете Министром Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Постановления могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Они издаются на основании Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и в целях их исполнения.



Председатель Совета Министров издает распоряжения. Это акты индивидуального характера. По результатам заседаний, совещаний у премьер-министра и его заместителей могут приниматься решения в форме протоколов, указаний, поручений. Такие правовые акты являются только индивидуальными. Все они имеют меньшую юридическую силу по сравнению с постановлениями, должны им соответствовать и не противоречить. Акты единоначального руководства принимаются по вопросам компетенции премьер-министра и требуют оперативного разрешения. В 2000 г. Правительством было принято 2024 постановлений.

Министерства, государственные комитеты и комитеты при министерствах и государственных комитетах издают приказы и инструкции. Органы надведомственного характера, кроме того, могут издавать государственные (отраслевые) стандарты, методические указания, рекомендации, нормы, правила.

Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения. Председатель исполнительного комитета (руководитель местной администрации) издает распоряжения.

Руководители предприятий, учреждений, организаций издают приказы и распоряжения. Подобные акты издают отделы, управления и другие структурные подразделения местных исполнительных комитетов и администраций.

По времени действия правовые акты управления делятся на акты постоянного действия – не ограничены временными рамками и действуют до отмены (например, нормативные акты) и временного действия.


9.4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Одним из важнейших условий юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку его издания.

Можно выделить три основные группы требований:

1. Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как и по какому вопросу они создаются. Они имеют правовой характер и содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления:

• Правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты Совета Министров могут издаваться в русле Конституции Республики Беларусь, законов и актов Президента Республики Беларусь. Акты республиканских органов управления должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь.

• Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, должностного лица только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения органа, должностного лица. Иными словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия этого органа (должностного лица).

В ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь…» установлено, что Совет Министров Республики Беларусь не вправе осуществлять полномочия, предоставленные законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь и иным государственным органам.

У каждого органа имеются свои способы и средства решения тех или иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки предоставленной ему компетенции. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено право применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при районных, городских исполнительных комитетах. Если начальник паспортно-визовой службы наложит штраф на гражданина, проживающего без прописки, то он выйдет за пределы своей компетенции, и его акт будет незаконным.


Как несоблюдение требования следует рассматривать решение вышестоящим органом, должностным лицом вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов, должностных лиц, если подобное вмешательство прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом. Например, районный исполком является вышестоящим органом по отношению к административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД. Однако он не может изъять находящееся у них какое-либо дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить к виновному лицу меру административной ответственности. В то же время исполнительный комитет как вышестоящий орган может принять решение по жалобе или протесту, поступившие на постановление административной комиссии, и т. д.

Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение мелкого хулиганства может принять постановление о наложении только штрафа; исправительные работы или административный арест, которые также предусмотрены за это нарушение, он не может применить. Государственные ветеринарные инспекторы областей, городов и районов могут принять постановление о наложении штрафа лишь до десяти минимальных заработных плат, хотя ч. 2 ст. 102 КоАП Республики Беларусь штраф предусмотрен до двадцати минимальных заработных плат. Такой предельный размер штрафа вправе наложить лишь главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь (ст. 217 КоАП Республики Беларусь).

• Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и так называемый порядок «путем опроса (выяснение мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях).

• Правовые акты должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики