ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 780
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Дисциплинарная ответственность характеризуется следующим:
-
ее основанием является дисциплинарный проступок, за который предусмотрено дисциплинарное взыскание; -
взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); -
пределы дисциплинарной власти органов (должностных лиц) определяются нормами права.
Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, не влекущее уголовной ответственности.
Противоправность деяния (действия или бездействия) работника выражается в нарушении им конкретных трудовых обязанностей, предусмотренных соответствующими правовыми актами (ТК, положениями, правилами, уставами, инструкциями, коллективными и трудовыми договорами и др.). Они не являются дисциплинарными проступками и не влекут дисциплинарной ответственности (например, отказ работника от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором; отказ от постоянного перевода на другую работу и т. п.).
В соответствии с п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей считается грубым нарушением трудовых обязанностей.
Вина работника в совершении противоправного деяния может выражаться в форме умысла или неосторожности. В некоторых случаях форма вины привязана к составу конкретного проступка (например, появление на работе в состоянии опьянения или хищение имущества нанимателя может совершаться только умышленно). Невыполнение работником трудовых обязанностей по не зависящим от него причинам (например, опоздание на работу в связи с аварией на общественном транспорте) не может рассматриваться как дисциплинарный проступок, поскольку при этом отсутствует вина работника.
Законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности – общую и специальную.
Общая дисциплинарная ответственность наступает на основе правил внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к ответственности принимаются во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой. Поэтому нельзя, например, применять
дисциплинарное взыскание к слесарю или инженеру, появившемуся в нетрезвом состоянии в общественном месте или совершившему мелкое хулиганство.
Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных актов: во-первых, уставов и положений о дисциплине; во-вторых, актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (служащие государственного аппарата, военнослужащие, прокурорские работники, дипломатические работники и т. д.).
Смысл и значение этой ответственности состоит в применении более строгих, специфических дисциплинарных взысканий к нарушителям, в том числе и за проступки, непосредственно с работой не связанные.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 КзоТ Республики Беларусь).
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю, который должен учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу и поведение работника на производстве.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от дисциплинарного взыскания могут применяться следующие меры: лишение премии; изменение времени предоставления трудового отпуска и др. Виды и порядок этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами.
Дисциплинарное взыскание налагается органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников. Передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий оформляется приказом (распоряжением) руководителя.
Дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников с особым характером труда (ст. 204 КзоТ Республики Беларусь) могут применяться также органами (руководителями), вышестоящими по отношению к органам (руководителям) подчиненных организаций.
Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены с работы, только по решению органа, которым они избраны, и только по основаниям, предусмотренным законодательством.
12.2. Понятия и основные черты материальной ответственности, основания ее применения
Установление и реализация мер материальной ответственности – это область гражданского и трудового права. Тем не менее, с помощью норм административного права определяются полномочия органов (должностных лиц), связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке.
Материальная ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 400 КзоТ Республики Беларусь работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:
-
нанимателю при исполнении работником трудовых обязанностей причинен ущерб; -
противоправность поведения (действие или бездействие) работника; -
прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; -
вина работника в причинении ущерба.
Обязанность доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности лежит на нанимателе. Работники, которые несут полную материальную ответственность на основании ст. 404 КзоТ Республики Беларусь обязаны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
Законодательством предусматриваются случаи, когда материальная ответственность устанавливается именно в контексте административного права. Субъектами такой ответственности признаются прежде всего военнослужащие и приравненные к ним лица.
В соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих они несут материальную ответственность в случае причинения ими материального ущерба воинской части, учреждению, с которыми военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы. За причиненный вред, не связанный с выполнением служебных обязанностей, такие лица несут материальную ответственность на общих основаниях.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях также предусматривает порядок реализации материальной ответственности (ст. 39).
Тема 13. Административная ответственность
13.1. Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности.
13.2. Административное правонарушение – «проступок» как основание административной ответственности.
13.3. Состав административного правонарушения.
13.1. Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
В этом качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (штрафа, исправительных работ, лишения специального права и т. д.).
С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (внесудебные процессуальные формы осуществления, в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
-
устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административных правонарушениях, имеет собственную нормативно-правовую основу; участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные Советы депутатов и исполкомы. Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами (для отдельных категорий рабочих и служащих); материальная – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права; -
основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт; -
субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования; уголовной – физические лица. Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве. Физические лица могут выступать субъектами административной ответственности в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т. д.;
-
за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; за преступления – уголовные наказания; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях; -
административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц (исполнительная власть, местное самоуправление, а также суды (судьи)); уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, в отдельных случаях – органами управления (должностными лицами); -
административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей; дисциплинарные – в порядке подчиненности вышестоящим органом (должностным лицом); в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности; -
административное взыскание не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока. -
производство по делам об административных правонарушениях регламентируется законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности –порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.
Осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом.
Исходя из этого, следует различать понятие административной ответственности как правового явления и как специфического административно-правового института.
Административная ответственность есть не только материально-правовое, но и процессуальное образование. Следовательно, институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы, которые неразрывно связаны между собой.
Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, ее принципы, общие основания, виды административных взысканий и т. д.
Административные процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в производстве по делам об административных правонарушениях: задачи, порядок, процессуальное положение сторон, подведомственность рассмотрения дел, доказательства и т. д.
Главный источник норм – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
13.2. Административное правонарушение – «проступок» как основание административной ответственности
В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на два вида: нормативные и фактические.
Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.
Однако одних нормативных оснований недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности таких фактических оснований необходимо, как минимум, две группы: со стороны виновного в правонарушении – это противоправное деяние, образующее