Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28 КоАП), состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. В случае конфискации продуктов питания или других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо, налагающие административное взыскание, имеют право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю со взысканием с него стоимости этих предметов.

Конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение. Если лицо не установлено, вещи по решению суда подлежат обращению в собственность государства.

Порядок конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Республики Беларусь, настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь (Законы от 25 ноября 1992 г. и 3 февраля 1993  г. – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992 г. № 33. Ст. 527; 1993 г. № 10. Ст. 98).

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (ст. 29. КоАП) – права управления транспортными средствами, права охоты –применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права – до пяти лет, но не менее 15 дней, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под
которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях – свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств прибегают к заключению эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь (ст. 29-1 введена Законом от 9 июля 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999 г. № 57. 2/65).

Исправительные работы (ст. 30 КоАП) применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей). Срок – менее 15 дней, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Административный арест (ст. 31 КоАП) устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток; административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей).

Административный арест не может применяться к:

  • лицам, не достигшим 18-летнего возраста;

  • беременным женщинам;

  • женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов;

  • инвалидам I и II группы;

  • лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;

  • военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (в редакции Закона от 16 июля 2001 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001 г. № 67. 2/790).

14.4. Наложение административных взысканий

Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение. Взыскание может применяться лишь к лицу, его совершившему, в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.

Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенностью данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения, с тем чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы его малообеспеченной семьи.



14.5. Смягчающие и отягчающие обстоятельства административных взысканий и их виды

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

В КоАП Республики Беларусь (ст. 33, 34) дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

  • чистосердечное раскаяние виновного;

  • предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

  • совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым: орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельствами, не указанные в законодательстве.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

  • вовлечение несовершеннолетних в правонарушение;

  • совершение правонарушения: а) лицом, ранее совершившим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагавший взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть применено основное либо основное и дополнительно взыскание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами. При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение: если дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.


В целях повышения эффективности административных взысканий законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, взыскание должно быть наложено не позднее месяца со дня решения об отказе либо прекращении.

Эти сроки не распространяются на случаи конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Срок административного ареста исчисляется сутками; исправительных работ – днями или месяцами; лишения специального права – днями, месяцами, годами.

В ст. 38 КоАП Республики Беларусь определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Раздел 5. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Тема 15. Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

  • административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советах депутатов;

  • исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов депутатов;

  • районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних;

  • районными (городскими) народными судами (народными судьями);

  • органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами Республики Беларусь (ст. 194 КоАП Республики Беларусь).

Правовыми основами установления этой системы являются: Конституция РБ, Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь и другие законодательные акты Республики Беларусь.


Административные комиссии при исполнительных комитетах районных (городских), районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных, в соответствии с Основами законодательства Республики Беларусь об административных правонарушениях, к компетенции иных органов (должностных лиц).

Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Республики Беларусь.

Районные (городские) народные суды (народные судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь,

Органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (п. 5 ст. 194) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательными актами Республики Беларусь (ст. 195 КоАП Республики Беларусь).

В состав административных комиссий входят председатель, ответственный секретарь, а также члены комиссии. В административных комиссиях при исполнительных комитетах районных (городских), районных в городах Советов депутатов имеется должность освобожденного ответственного секретаря комиссии.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних образуются соответствующими Советами депутатов в составе председателя, заместителя председателя, освобожденного ответственного секретаря и членов комиссии. При необходимости в состав комиссии может быть введена также должность инспектора по работе с детьми.

Порядок образования иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется законодательными актами Республики Беларусь (ст. 196 КоАП Республики Беларусь).

Полномочия должностных лиц. Перечень должностных лиц, которые от имени органов, упомянутых в п. 5 ст. 194 настоящего Кодекса, рассматривают дела об административных правонарушениях, устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать предусмотренные Особенной частью настоящего Кодекса административные взыскания в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей (ст. 198 КоАП Республики Беларусь).