Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенных общими чертами, присущими управлению как научной категории. Наиболее важное значение имеют следующие из них:

  • социальное управление есть только там, где имеет место совместная деятельность людей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет;

  • социальное управление – это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованный характер;

  • социальное управление в качестве основного объекта воздействия подразумевает поведение людей и их взаимоотношения;

  • социальное управление осуществляется на началах подчинения участников совместной деятельности единой управляющей воле, из чего вытекает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует (господствующую волю), а объект подчиняется ей. Следовательно, власть – специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли управляемых воле управляющих;

  • социальное управление нуждается в особом механизме реализации, который представляют субъекты управления. В роли такого механизма выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), выполняющих определенные функции.

Таким образо, социальное управление представляет собой осуществление властно-организационных функций, обеспечивающих достижение, в процессе совместной деятельности людей поставленных целей.

Общими его функциями являются:

  • сбор, обработка и анализ социальной информации;

  • прогнозирование – осуществление социальных исследований предполагаемых событий или процессов на основе полученных данных и достижений науки;

  • планирование – определение целей, задач, основных направлений управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

  • организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом, определение функциональных обязанностей, порядка взаимоотношений, структуры и штатов управленческих органов, подбор и расстановка кадров;

  • регулирование – корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение и дополнение в установленные задачи, устранение условий, нарушающих нормальных ход управленческого процесса;

  • координация – обеспечение согласованных действий всех объектов управления;

  • контроль – постоянное наблюдение за деятельностью всей управленческой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

  • законность – обеспечение единообразного подхода к соблюдению законов всеми участниками управленческого процесса;

  • безопасность – обеспечение безопасности (территориальной, экологической, информационной, энергетической, продовольственной, экологической и т. д.) на управляемой территории.


Управление – это механизм организации общественных связей, когда задачи и функции управления выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом социального управления является и местное самоуправление. В качестве объекта выступают все общество в целом и все развивающиеся в нем общественные связи.

1.3. Сущность государственного управления

Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран.

Конституция Республики Беларусь, в редакции, принятой на республиканском референдуме в 1996 г., отказалась от этого термина. Вместо него введен новый термин – «исполнительная власть». Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или присутствует чисто терминологическая реформация? На эти вопросы дается ответ в ст. 6 Конституции Республики Беларусь, провозгласившей принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» можно определить следующими характеристиками:

  • государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий свои функции и специфику, отличающую его от других видов реализации государственной власти;

  • государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера, направленная, в основном, на проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов;

  • государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления;

  • государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

  • государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.


Государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы – составная частью единого механизма государственной власти. Элементы управления присущи и другим видам государственной деятельности – законодательной, судебной и прокурорскому надзору. Для органов законодательных, судебных, органов прокуратÑ

Таким образом, объекты исполнительной деятельности могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

В ведении (организационном подчинении) органов государственного управления и в настоящее время находится основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства.


Государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Таким образом, государственное управление есть подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

В настоящее время в законодательстве появился новый термин «исполнительная власть». Можно ли его рассматривать как синоним государственного управления? Практически это не равнозначные понятия. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления не должна сводиться к подмене одного понятия другим.

Исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая.
Государственное управление представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т. д.

Государственной управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. Следовательно, государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность не противопоставляется реализации исполнительной власти как деятельности субъектов этой власти.


Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Можно также выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации.

Центральное место в государственно-управленческой деятельности занимает:

  • разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах республиканского и регионального масштабов;

  • установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей и т. д.;

  • управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

  • регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

  • обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

  • осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

По существу это – основные функции исполнительной власти, т. е. ведущие направления государственно-управленческой деятельности.

Тема 2. Административное право как отрасль права

2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

2.2. Метод административно-правового регулирования.

2.3. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

2.4. Понятие и система субъектов административного права.

2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Наметим круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

В зависимости от субъектов управленческих отношений выделим следующие виды:

  • между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т. е.  подчиненность одних звеньев аппарата управления другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством);

  • между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами);

  • между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями;

  • между органами государственного управления и гражданами;

  • между органами государственного управления и негосударственными организациями.