Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 784

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По объему государственной деятельности:

  • в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);

  • в сфере социального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);

  • в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отрасли государственного управления).

В зависимости от конкретных целей возникновения:

  • внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т. д.);

  • внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры).

Нормами административного права регулируются управленческие отношения и внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

Следует выделить управленческие отношения в области административной деятельности:

  • управление экономикой;

  • управление социально-культурным строительством;

  • управление административно-политическим строительством.

Во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной орган государственного управления. Соответственно административное право имеет определенные границы правового регулирования – прежде всего сферу деятельности органов государственного управления и возникающие здесь общественные отношения управленческого характера.

Общественные отношения можно отнести к управленческим: во-первых, при наличии в них соответствующего органа государственного управления или его представителя и, во-вторых, при связи с исполнительно-распорядительной деятельностью. Существует и второй тип управленческих отношений, связанных с внутриорганизационной деятельностью государственных органов (например, судебные органы, прокуратура), а также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (например, профсоюзы).

Итак, административное право представляет собой отрасль права (система юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций
.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

  • определяют правовые положения граждан в сфере государственного управления;

  • регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, гражданами;

  • регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих;

  • устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

  • определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

  • регулируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления;

  • регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление).

2.2. Метод административно-правового регулирования

Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений.

Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют властеотношениями или отношениями власти и подчинения.

Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) более преемлены методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.



Таким образом, административно – правовой метод регулирования общественных находит свое выражение:

  • в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

  • в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарная или административная ответственность);

  • в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой;

  • в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

2.3. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь

Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.

Будучи ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет: основные принципы организации и функционирования исполнительной власти; место ее субъектов в государственном механизме; правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти; наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти; основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются чаще всего именно в сфере государственного управления. Следовательно, свои исходные начала административное право берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – конституции, законах, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, прав и обязанностей граждан; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и т. д.


Разные стороны имущественных отношений регулируются гражданским и административным правом. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, административное – их неравенством, так как одной из сторон всегда выступает государственный орган в качестве носителя государственно-властных полномочий.

Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть этих отношений регулируется нормами административного права.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Трудовое право регулирует трудовые отношения, а также некоторые другие, связанные с ними (заключение коллективных договоров, рассмотрение трудовых споров, социальное страхование и т. п.). Административное право воздействует на те стороны отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов и с государственной службой.

2.4. Понятие и система субъектов административного права

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Главное, что их объединяет, – это особые юридические качества, а именно, административная правоспособность.

Административная правоспособность – проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это – способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта.

Административная правоспособность в своей сущности определяется особенностями сферы государственного управления. Соответственно каждый, кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, рассматривается в качестве субъекта административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.


Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенность заключается в том что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это накладывает отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации – государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.); трудовые коллективы, органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, субъектами административно-правовых отношений. В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех и других одинаков. Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса наряду с правоспособностью.