Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 805

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окружные федеральные апелляционные суды США считаются основной «рабочей лошадкой» федеральной судебной системы, поскольку большая часть дел решается именно в них. Апелляции направляются из окружных федеральных судов США первой инстанции в окружные федеральные апелляционные суды США, если проигравшая сторона считает, что судья окружного федерального суда первой инстанции допустил судебную ошибку в принятии решения. Апелляции не могут подаваться для исправления предполагаемых ошибок в оценке фактов, если нет явного нарушения закона. Например, проигравшая сторона может заявить, что судья допустил ошибку, приняв какой-нибудь документ в качестве вещественного доказательства, но проигравшая сторона не может оспорить решение суда или жюри присяжных, исходя из того, что они пришли к неверному решению, основываясь только на этом документе.

Окружные федеральные апелляционные суды США охватывают 12 регионов: 11 пронумерованных регионов, каждый из которых включает территорию трех штатов, и федеральный апелляционный суд США в округе Колумбия, где заслушиваются также дела, затрагивающие федеральное правительство. Каждый окружной федеральный апелляционный суд США рассматривает апелляции, поданные из окружных федеральных судов США первой инстанции, расположенных на его территории.

Число судей в различных окружных федеральных апелляционных судах США существенно различается и зависит от численности населения и размера региона. Каждое дело заслушивается судом в составе трех судей, выбранных по жребию, причем состав суда должен быть в каждом случае разным.

Окружные федеральные апелляционные суды США могут принимать решения по делам на основе рассмотрения записок по делу, представляемых сторонами, или проводя устные слушания. Решение подготавливается одним из судей в письменном виде и раздается двум другим членам состава суда. Заключение суда должно быть подписано по крайней мере двумя членами состава суда. Любой судья, входящий в состав суда, имеет право написать «согласное, но не совпадающее» мнение, в котором судья соглашается с решением большинства, но по другим или дополнительным причинам. Судья, несогласный с мнением суда, может письменно заявить о своем особом мнении, объяснив, почему он пришел к другому выводу. Хотя как «согласное, но не совпадающее», так и особое мнение не имеют юридической силы, они могут существенно повлиять на принятие последующих судебных решений.


После того как суд вынес решение, у сторон есть несколько вариантов действий: они могут добиваться «повторного рассмотрения» принятого решения тем же самым составом суда, либо проведения «повторного слушания» решения суда всеми судьями этого окружного федерального апелляционного суда США на совместном заседании, либо же рассмотрения дела Верховным судом США, направив ходатайство об истребовании дела (в случае, если суды нижестоящих инстанций приняли решение по их делу и разошлись во мнениях). Каждое ходатайство удовлетворяется по усмотрению суда, но происходит это не часто.

Верховный суд США – это вершина федеральной судебной системы. Состоит он из девяти судей, которые проводят слушания дел и принимают по ним решения. Как и в окружных федеральных апелляционных судах США, судьи Верховного суда могут согласиться с мнением большинства или в письменном виде выразить «согласное, но не совпадающее» или особое мнение.

Общая юрисдикция Верховного суда США осуществляется в дискреционном порядке (истребование дел из нижестоящих судов). В соответствии с так называемым правилом четырех (если четыре из девяти членов Верховного суда США высказываются в пользу проведения слушаний какого-либо дела) ходатайство об истребовании этого дела удовлетворяется. Верховный суд часто принимает к рассмотрению дела, в которых перекрещиваются полномочия нескольких окружных федеральных апелляционных судов США или дела, затрагивающие важные конституционные или другие юридические принципы. Отказ в выдаче приказа об истребовании дела не свидетельствует о согласии с решениями нижестоящих судов, но означает, что часть судей по каким-либо причинам не захотели рассматривать это дело.

Помимо приказов об истребовании дел, Верховный суд США может проводить рассмотрение дел по апелляциям федеральных или верховных судов штатов, вынесших решения на основе федеральных законов (например, окружной федеральный апелляционный суд США принимает решение об отмене законодательного акта какого-либо штата или суд штата объявляет недействительным федеральный законодательный акт). Верховный суд также имеет право принимать решение по конкретным юридическим вопросам по обращениям нижестоящих федеральных судов.

Юрисдикция Верховного суда США также включает права суда первой инстанции по ограниченному кругу конкретных дел: споры между двумя штатами, споры между Соединенными Штатами Америки и отдельным штатом, действия штата против жителя другого штата или иностранца, а также дела, возбужденные по инициативе или против посла или консула иностранной державы.



Специальные суды. В рамках федеральной судебной системы для рассмотрения каких-либо особых вопросов не создаются специальные суды. Есть, однако, два исключения:

  • федеральный Претенциозный суд США – рассматривает финансовые иски против Соединенных Штатов Америки;

  • Суд США по международной торговле – рассматривает и выносит решения по гражданским делам против Соединенных Штатов Америки, федеральных ведомств и их сотрудников, основанным на любых законах, которые связаны с международной торговлей.

Апелляционный суд США – это специализированный федеральный апелляционный суд, который обладает юрисдикцией по апелляциям из всех федеральных окружных судов по делам, основывающимся на патентном законодательстве, а также по апелляциям из федерального Претенциозного суда и Федерального суда США по международной торговле.

Федеральная судебная система также включает несколько законодательных судов, или «судов первой статьи» (ст. 1 Конституции США). Они действуют в соответствии с законодательными полномочиями Конгресса и имеют право принимать решения по фактическим вопросам, относящимся к конкретным делам. В качестве примера можно привести Федеральный апелляционный суд Вооруженных сил США, Федеральный Суд США по апелляциям ветеранов, Федеральный Налоговый суд США и Суд США по банкротствам. Апелляции из этих судов могут подаваться в окружные федеральные апелляционные суды США.

Административные суды. Федеральные ведомства играют огромную роль в разработке и применении федеральных законодательных актов США по большому кругу вопросов – от управления природными ресурсами до вопросов охраны здоровья и безопасности рабочих. Часто это означает, что федеральное ведомство выполняет роль органа административного правосудия по установлению фактов, которые касаются применения федеральных нормативных актов. При возникновении разногласия стороны представляют свои доказательства судье по вопросам административного права (СВАП), который установливает факты. Каждая из сторон может подать апелляцию на решение судьи комитету или комиссии, образованной федеральным ведомством, издавшим нормативный акт. Поскольку к этому моменту СВАП уже выполнил задачу установления фактов (это функция окружного федерального суда первой инстанции), апелляции на решения крупных федеральных ведомств (например, Национального управления по урегулированию трудовых отношений или Федеральной комиссии по вопросам торговли) направляются непосредственно в окружные федеральные апелляционные суды США. Такие апелляции могут направляться в любой окружной суд, но на практике большинство из них рассматривается федеральным апелляционным судом округа Колумбия.


Суды штатов. Каждый штат, а также округ Колумбия и Пуэрто-Рико имеют свою независимо действующую судебную систему. С точки зрения штата, суд высшего уровня штата служит верховной властью в отношении интерпретации законов соответствующего штата.

Система судов штатов, так же как и федеральных судов, построена по принципу пирамиды. В большинстве штатов существует трехступенчатая судебная система, состоящая из судов первой инстанции (первые суды, окружные суды или региональные суды), апелляционного суда и суда последней инстанции (верховный суд). В некоторых штатах имеется лишь один уровень рассмотрения апелляций. Как и в федеральной судебной системе, судебные слушания проводятся под председательством одного судьи (часто в присутствии жюри присяжных), апелляции по решениям судов первой инстанции рассматриваются составом суда из трех судей, а в верховных судах штатов – всеми членами суда (7–9 судей).

Как и в федеральной системе, судебные дела штатов рассматриваются сначала в суде первой инстанции, которые имеют два уровня – суд общей юрисдикции и специализированный суд.

Дела, по которым приняты решения судом первой инстанции, могут быть предметом апелляции, направляемой и рассматриваемой апелляционным судом. В штатах, где есть два уровня апелляционных судов, установлены различные правила относительно того, перейдет ли дело автоматически в апелляционный суд или в верховный суд штата. В некоторых штатах апелляции из суда первой инстанции направляются в апелляционный суд штата среднего уровня и могут в последующем быть рассмотрены верховным судом штата в дискреционном порядке. В других штатах стороны могут подавать апелляции из суда первой инстанции напрямую в верховный суд, который принимает решение о приеме дела к рассмотрению или направляет его в апелляционный суд среднего уровня. В любом случае верховный суд штата рассматривает дела, затрагивающие существенные вопросы законодательства или политики штата.

Специализированные суды штатов – это суды первой инстанции ограниченной юрисдикции, которые рассматривают дела, относящиеся только к определенному кругу юридических вопросов или споров. Хотя эти суды в каждом штате различны, во многих штатах есть специализированные суды по вопросам дорожного движения, семейного права, делам о наследовании недвижимого имущества и мелким жалобам (дела по денежным суммам меньше определенной величины). Решения этих судов могут быть обжалованы в суды штатов общей юрисдикции.


Местные суды. Каждый из 50 штатов делится на административные районы и муниципалитеты, называемые крупными городами, графствами, мелкими городами и деревнями. Местные органы власти, аналогично властям штатов, располагают собственными судебными системами, возглавляемыми местными магистратами (т. е. гражданскими официальными лицами, осуществляющими судебную власть, переданную им в соответствии с местными законодательными актами). Их полномочия могут включать право принимать решения по законам о зонировании землепользования, сборе местных налогов и их расходовании или о создании и обеспечении деятельности общественных школ.

Одна из наиболее сложных, но и одновременно наиболее интересных особенностей американской юридической системы состоит в существовании раздельных судебных систем на федеральном уровне и в каждом штате. Эти судебные системы различаются по организации своей работы. Более того, ситуация осложняется еще и перекрещиванием юрисдикций, что приводит к тому, что каждый суд может принимать к производству дела, затрагивающие как федеральное законодательство, так и законы штата. На нижнем уровне все судебные системы США имеют фундаментальное сходство – это суды общей юрисдикции. Но каждая система построена по иерархическому принципу пирамиды, предусматривая для судов более высоких уровней право надзора и, при необходимости, пересмотра дел.

26.2. Порядок обращения в суд

Право на обращение в суд с жалобой на неправомерные действия администрации предусматривается соответствующим законодательством. Вопрос о том, имеется ли у лица право на подачу жалобы, решается в конечном счете самим судом. Это правило было сформулировано Верховным судом США в 1944 г. по делу Stark v. Wickard. Противоположная позиция означала бы, что какие-то административные действия были бы окончательными, даже если имеет место злоупотребление властью со стороны администрации.

Суды признают административное решение окончательным лишь в рамках системы административных органов. Даже если закон указывает, что суды не имеют права пересматривать подобные решения, они тем не менее принимают жалобы и на них, считая, что суды не вправе пересматривать лишь те решения администрации, которые отвечают всем требованиям закона. Если такой уверенности у них нет, то они принимают дело к своему производству. В равной степени суды не признают окончательными также и те действия администрации, которые совершаются в рамках ее дискреционной власти. В таких случаях суд по просьбе заинтересованной стороны вправе проверить, не было ли допущено учреждением злоупотребление правом на усмотрение. Аналогичную позицию по вопросу об окончательности административного действия занимают также суды штатов.