Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 808

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые президентом правительственные декреты, некоторые из которых могут быть приняты только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.

Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от «классических» они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др.

Тема 27. Понятие и источники административного права Франции

27.1. Понятие административного права Франции.

27.2. Источники административного права Франции.

27.1. Понятие административного права Франции

Французская Республика – высокоразвитое капиталистическое государство. Современное французское административное право представляет собой продукт двухсотлетнего развития системы органов государственного управления. Для нее характерны традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм права. Административному праву Франции присущи также тщательная разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура.

Чтобы дать определение понятия административного права, необходимо выделить объекты его регулирования. Это можно сделать, в частности, методом исключения. Прежде всего из числа объектов следует исключить правовые отношения, связанные с частнопредпринимательской деятельностью. Взаимоотношения между частными лицами по распоряжению имуществом, а также имущественные взаимоотношения между частными лицами и государственными учреждениями – это сфера действия частного права, прежде всего гражданского. Административное право регулирует
правоотношения в сфере действия публичного права, и одним из его обязательных субъектов почти всегда выступает государственное учреждение.

Из круга объектов административного права исключается также регулирование деятельности государственных органов, занимающихся формированием политики, т. е. определением наиболее общих направлений национально-государственного развития. К этим органам относятся законодательные учреждения: Национальное собрание Франции и Сенат. Под действие административного права не подпадает также деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, если они участвуют наряду с законодательными учреждениями в решении политических вопросов. Из сферы действия административного права выпадает и политическая активность граждан и частных организаций. Формирование государственной политики – это объект, регулируемый нормами конституционного права.

Из круга объектов регулирования нужно исключить также судебную деятельность, если она не пересекается с деятельностью государственной администрации. Все то, чем занимаются общие суды при разрешении споров между частными лицами, лежит в сфере действия гражданского права. Но если в правоотношении участвует административный орган, положение меняется. Особенностью правовой системы Франции является наличие помимо общих судов еще и особых административных судов, которые занимаются разрешением споров в связи с деятельностью государственной администрации. Организация и функционирование административных судов регулируется нормами административного права.

Итак, административное право Франции – это отрасль права, регулирующая организацию и деятельность административных органов, которые занимают в государстве ключевое положение. Они проводят в жизнь политические решения, принимаемые законодателями. От результатов их деятельности во многом зависит социально-экономическое и политическое положение страны. Нормы административного права занимают исключительно важное место в правовой системе Франции.

27.2. Источники административного права Франции

Источниками административного права Франции является Конституция и другие законы, нормативные акты административных органов и решения судов, главным образом административных.


Конституцией Франции считается основной закон 1958 г. Она состоит из трех документов:

  • Декларация прав человека и гражданина 1789 г. – принята во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел);

  • преамбула конституции 1946 г. – принята во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности);

  • конституция 1958 г., в которой есть ссылки на указанные документы и которые регулируют отношения между высшими органами государства.

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства – сложное унитарное государство (Корсика – политическая автономия, Новая Каледония – ассоциированное государство).

Ныне действующая Конституция существенно ослабила законодательную власть и значительно усилила роль президента и правительства. Она предоставляет полномочия этим органам издавать нормативные акты, причем президент может получить от Национального собрания право принимать акты, изменяющие или даже отменяющие действующие законы.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества, в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан). Некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб и фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоевания, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др).


Конституция содержит целый ряд других норм, касающихся органов управления и судов: о министрах, об Экономическом и социальном совете, об административных судах. В преамбуле Конституции, в качестве которой взята Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1789 г., провозглашается право граждан на участие в управлении делами государства. Из этого конституционного положения вытекает право граждан на работу в административных учреждениях, а также на защиту от неправомерных действий должностных лиц администрации.

Помимо Конституции источниками административного права являются также другие законы (например, законы 1980 г., которыми предусматривается значительная децентрализация административной власти).

В отличие от иных отраслей права в области административного права отсутствуют кодексы типа Гражданского, Торгового и Уголовного, а также кодексы по отдельным институтам административного права. Вместо них имеется более 30 сборников законов и других нормативных актов по управлению общинами, распоряжению государственным имуществом, пенсиям, градостроительству и городскому хозяйству и т. д. Они подготовлены частными лицами и являются кодексами только по названию. Нормативные акты в них не переработаны в единое целое, а просто подобраны и систематизированы для удобства пользования.

Административных нормативных актов еще больше, чем законов. Их издают как центральные (президент, правительство, министерства и ведомства), так и местные органы (мэр, коммун, т. е. общин, председатели региональных и генеральных советов, префекты и т. д.).

Хотя судам запрещено формулировать нормы права, на практике суды, в том числе и административные (прежде всего Государственный совет), принимая решение по конкретным делам, нередко создают новые правовые нормы. Законы и другие нормативные акты не в состоянии предусмотреть правила для каждого отдельного случая. Признавая правовые нормы недостаточными, суд может сформулировать новое правило. Если оно окажется удачным, то может быть снова применено в аналогичном случае этим же или другим судом и, таким образом, становится нормой права. Как писал профессор Ж. Ведель, «в области административного права отказ от применения Гражданского кодекса и частного права и огромное число пробелов в законе превратили судью в подлинного творца права». Нормы права, сформулированные судами, часто находят свое официальное признание и закрепление в законах и административных актах.