ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 812
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Тема 28 Субъекты административного права Франции
Субъектами административного права Франции являются:
Государство обладает всеми признаками юридического лица: имеет имущество – государственную собственность; располагает штатом служащих; заключает договоры; берет на себя обязательства; выступает в суде в качестве стороны. В отношении государства судом может быть вынесено решение о возмещении ущерба и уплаты судебных издержек. Государство как в центре, так и на местах представляют его должностные лица.
Исполнительную власть во Франции осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров). Роль этих органов зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство – к другой.
Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства.
Президент обладает большими полномочиями: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента).
Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны:
На практике президент расширяет свою власть, в частности за счет правительства.
Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет.
Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседаниях Совета министров, решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как во многих других странах, занимает особое положение в правительстве.
Министры обладают высшей административной властью в подведомственных им сферах. Их решения могут быть отменены только административными судами, а не президентом или премьер-министром. Так решил в 1965 г. Государственный совет, рассмотрев дело Тунисской торговой компании. В крайнем случае премьер-министр может добиться отставки министра, действуя через президента, а новый министр уже вправе отменить решение своего предшественника.
Помощь министру в управлении оказывает его кабинет, который может включать не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру своего министерства. Крупнейшие подразделения министерств возглавляют генеральные директора, в подчинении у которых находятся директора, их заместители, руководители отделов, служб, начальники бюро и т. д.
Центральный аппарат министерства не занимается повседневной оперативной деятельностью, это функции местных служб министерства. Главная функция центрального аппарата- оказание помощи министерству в разработке политики министерства и осуществлении контроля за проведением ее в жизнь.
Представителями государства в департаментах и регионах являются префекты. Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и другими местными службами. Однако многие важные службы до сих пор неподведомственны префекту (например, местные государственные службы финансов, образования, труда, армии, юстиции). В соответствии с политикой децентрализации компетенция префектов по руководству местными службами должна расширяться.
Префекты вправе издавать нормативные и индивидуальные акты, контролировать деятельность местных сообществ.
Функции управления за пределами столицы осуществляют также местные службы различных министерств. Они существуют на уровне департаментов, возглавляются департаментскими директорами, называются
департаментскими службам. и подчиняются министерствам. В частности, решение руководителя службы может быть отменено министерством, местные службы получают из центра указания в виде циркуляров, их работа проверяется генеральными инспекторами министерств.
Префекты и местные службы министерств являются главным орудием политики территориальной централизации государственной власти в унитарной Франции.
Местные сообщества бывают двух видов: обычные (большинство общин, департаментов и регионов) и особые (регионы Иль-де-Франс и Корсика, Париж, Марсель, Лион, заморские регионы и территории). В соответствии с законом все это публичные юридические лица. Их статус устанавливается законами, а не административными актами. Руководящие органы сообществ выбираются населением. Ранее они жестко контролировались центром через префектов. Теперь этот надзор стал менее строгим и осуществляется путем опротестования их актов в административных судах. Финансовый контроль осуществляется через региональные отделения Национальной счетной палаты.
Обычные местные сообщества – общины и департаменты – предусмотрены ст. 72 Конституции Франции. Новая их категория – регионы – создана Законом 1972 г.
Наиболее многочисленные сообщества – это общины. Их насчитывается около 36,7 тыс. (от 100 человек в небольшой сельской общине, до 1 млн в городской). Общины возникли еще задолго до революции как наследницы церковных приходов. Они ближе всего к населению, наименее централизованы, наиболее демократичны. Правовое положение общин определяется Общим уставом, утвержденным Законом 1984 г. К ведению общин относятся водоснабжение, очистные сооружения, рынки, ярмарки, скотобойни, муниципальные библиотеки и музеи, похоронные бюро и кладбища, также частично и учебные заведения. В отдельных случаях они могут вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц.
Во главе общины стоит муниципальный совет (насчитывает от 9 до 69 членов в зависимости от числа жителей) избираемый населением сроком на 6 лет. Выборы в совет и его досрочный роспуск декретом Совета министров осуществляются под контролем административного суда. Муниципальный совет ежегодно утверждает местный бюджет, принимает решение о займах, о штате служащих, выбирает из своего состава мэра общины и контролирует его деятельность. Мэр и его заместители – это исполнительная власть общины.
Община имеет собственное имущество: местные дороги – на правах публичной собственности, а иногда крупные предприятия и другое имущество – на правах частной собственности. Доходная часть общины пополняется за счет общинных налогов.
Для осуществления совместных проектов общины образуют различные объединения: специализированные синдикаты, многоцелевые синдикаты, городские округа и сообщества. Все это публичные юридические лица. В целях укрупнения общин закон устанавливает разнообразные финансовые льготы их объединениям.
Департаменты (их 99, включая особые) были созданы в 1791 г. вместо провинций. Они менее самостоятельны, чем общины, поскольку более жестко контролируются центром. В них сосредоточена основная масса служб министерств. Реформы 1982–1983 гг. существенно укрепили самостоятельность департаментов:
Высшим органом управления департамента является генеральный совет, избираемый населением на 6 лет и обновляемый наполовину каждые 3 г. Совет утверждает бюджет и договоры с другими департаментами о создании хозяйственных или иных объединений, определяет судьбу ассигнований, выделяемых центром, осуществляет опеку над общинами, избирает председателя совета и контролирует его деятельность.
Председатель генерального совета является главой местной исполнительной власти. В его распоряжение переданы частично местные службы министерств, поскольку департамент ранее не располагал собственным аппаратом служащих.
К особым местным сообществам относятся Париж с пригородами, Марсель, Лион, о. Корсика, заморские регионы и территории.
В настоящее время Париж входит в состав Иль-де-Франс, состоящего из 6 департаментов. Регион занимается благоустройством территории, экономическим и социальным планирование, городским транспортом и созданием зеленых зон. Им управляет региональный совет в составе 164 человек, экономический и социальный комитет и префект, который одновременно является и префектом Парижа.
В Париже, так же, как и в Марселе и Лионе, существует двухзвенная система управления. Столица разделена на 20 округов (Марсель – на 16, Лион – на 9). В состав округа входят городские общины. Руководят Парижем муниципальный совет из 109 человек и мэр. Округами управляют советы округов, а также избираемые ими мэры и их заместители.
Мэры городских округов занимаются регистрацией актов гражданского состояния, национальной службой, контролируют обязательное школьное образование. Всем остальным ведают столичные органы управления. Столичные округа не являются юридическими лицами. Юридическим лицом является Париж в целом.
Управление Марселем и Лионом во многом сходно с управлением Парижем.
Корсика – регион с особым статусом. Высшим органом управления острова является собрание, полномочия которого более обширны по сравнению с компетенцией советов в регионах материковой Франции. Исполнительная власть на острове осуществляется исполнительным советом во главе с председателем, а также экономическим, социальным и культурным советами.
Некоторые особенности в управлении имеют также 4 заморских региона и 4 заморские территории. Особые местные сообщества почти уровнялись в своем правовом положении с обычными.
Публичные учреждения (общенациональные, региональные, департаментские и общинные) еще более многочисленны и разнообразны, чем местные сообщества. Они носят различные названия: кассы, службы, учреждения, бюро, органы и т. д. К ним относятся:
Публичные учреждения по существу являются специализированными службами и контролируются государством. В учредительных актах их часто называют учреждениями, «наделенными признаками гражданского лица и финансовой автономии». Возглавляют учреждения назначаемые центром директора или административные советы и председатели, назначаемые также центром или избираемые самими советами.
Субъектами административного права Франции являются:
-
частные лица – как физические (граждане), так и юридические (частные организации, фирмы, компании, корпорации и т. д.; -
публичные лица – ими могут быть только юридические лица (государство, представляемое главным образом его центральными органами, местные сообщества (территориальные коллективы), публичные учреждения).
Государство обладает всеми признаками юридического лица: имеет имущество – государственную собственность; располагает штатом служащих; заключает договоры; берет на себя обязательства; выступает в суде в качестве стороны. В отношении государства судом может быть вынесено решение о возмещении ущерба и уплаты судебных издержек. Государство как в центре, так и на местах представляют его должностные лица.
Исполнительную власть во Франции осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров). Роль этих органов зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство – к другой.
Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства.
Президент обладает большими полномочиями: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента).
Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны:
-
созыв парламента на чрезвычайную сессию; -
подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; -
назначение на гражданские и военные должности; -
назначение дипломатических представителей.
На практике президент расширяет свою власть, в частности за счет правительства.
Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет.
Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседаниях Совета министров, решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как во многих других странах, занимает особое положение в правительстве.
Министры обладают высшей административной властью в подведомственных им сферах. Их решения могут быть отменены только административными судами, а не президентом или премьер-министром. Так решил в 1965 г. Государственный совет, рассмотрев дело Тунисской торговой компании. В крайнем случае премьер-министр может добиться отставки министра, действуя через президента, а новый министр уже вправе отменить решение своего предшественника.
Помощь министру в управлении оказывает его кабинет, который может включать не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру своего министерства. Крупнейшие подразделения министерств возглавляют генеральные директора, в подчинении у которых находятся директора, их заместители, руководители отделов, служб, начальники бюро и т. д.
Центральный аппарат министерства не занимается повседневной оперативной деятельностью, это функции местных служб министерства. Главная функция центрального аппарата- оказание помощи министерству в разработке политики министерства и осуществлении контроля за проведением ее в жизнь.
Представителями государства в департаментах и регионах являются префекты. Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и другими местными службами. Однако многие важные службы до сих пор неподведомственны префекту (например, местные государственные службы финансов, образования, труда, армии, юстиции). В соответствии с политикой децентрализации компетенция префектов по руководству местными службами должна расширяться.
Префекты вправе издавать нормативные и индивидуальные акты, контролировать деятельность местных сообществ.
Функции управления за пределами столицы осуществляют также местные службы различных министерств. Они существуют на уровне департаментов, возглавляются департаментскими директорами, называются
департаментскими службам. и подчиняются министерствам. В частности, решение руководителя службы может быть отменено министерством, местные службы получают из центра указания в виде циркуляров, их работа проверяется генеральными инспекторами министерств.
Префекты и местные службы министерств являются главным орудием политики территориальной централизации государственной власти в унитарной Франции.
Местные сообщества бывают двух видов: обычные (большинство общин, департаментов и регионов) и особые (регионы Иль-де-Франс и Корсика, Париж, Марсель, Лион, заморские регионы и территории). В соответствии с законом все это публичные юридические лица. Их статус устанавливается законами, а не административными актами. Руководящие органы сообществ выбираются населением. Ранее они жестко контролировались центром через префектов. Теперь этот надзор стал менее строгим и осуществляется путем опротестования их актов в административных судах. Финансовый контроль осуществляется через региональные отделения Национальной счетной палаты.
Обычные местные сообщества – общины и департаменты – предусмотрены ст. 72 Конституции Франции. Новая их категория – регионы – создана Законом 1972 г.
Наиболее многочисленные сообщества – это общины. Их насчитывается около 36,7 тыс. (от 100 человек в небольшой сельской общине, до 1 млн в городской). Общины возникли еще задолго до революции как наследницы церковных приходов. Они ближе всего к населению, наименее централизованы, наиболее демократичны. Правовое положение общин определяется Общим уставом, утвержденным Законом 1984 г. К ведению общин относятся водоснабжение, очистные сооружения, рынки, ярмарки, скотобойни, муниципальные библиотеки и музеи, похоронные бюро и кладбища, также частично и учебные заведения. В отдельных случаях они могут вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц.
Во главе общины стоит муниципальный совет (насчитывает от 9 до 69 членов в зависимости от числа жителей) избираемый населением сроком на 6 лет. Выборы в совет и его досрочный роспуск декретом Совета министров осуществляются под контролем административного суда. Муниципальный совет ежегодно утверждает местный бюджет, принимает решение о займах, о штате служащих, выбирает из своего состава мэра общины и контролирует его деятельность. Мэр и его заместители – это исполнительная власть общины.
Община имеет собственное имущество: местные дороги – на правах публичной собственности, а иногда крупные предприятия и другое имущество – на правах частной собственности. Доходная часть общины пополняется за счет общинных налогов.
Для осуществления совместных проектов общины образуют различные объединения: специализированные синдикаты, многоцелевые синдикаты, городские округа и сообщества. Все это публичные юридические лица. В целях укрупнения общин закон устанавливает разнообразные финансовые льготы их объединениям.
Департаменты (их 99, включая особые) были созданы в 1791 г. вместо провинций. Они менее самостоятельны, чем общины, поскольку более жестко контролируются центром. В них сосредоточена основная масса служб министерств. Реформы 1982–1983 гг. существенно укрепили самостоятельность департаментов:
-
им отошла часть полномочий, осуществляемая центром; -
исполнительным органом департамента является не назначаемый правительством префект, а избираемый генеральным советом департамента председатель.
Высшим органом управления департамента является генеральный совет, избираемый населением на 6 лет и обновляемый наполовину каждые 3 г. Совет утверждает бюджет и договоры с другими департаментами о создании хозяйственных или иных объединений, определяет судьбу ассигнований, выделяемых центром, осуществляет опеку над общинами, избирает председателя совета и контролирует его деятельность.
Председатель генерального совета является главой местной исполнительной власти. В его распоряжение переданы частично местные службы министерств, поскольку департамент ранее не располагал собственным аппаратом служащих.
К особым местным сообществам относятся Париж с пригородами, Марсель, Лион, о. Корсика, заморские регионы и территории.
В настоящее время Париж входит в состав Иль-де-Франс, состоящего из 6 департаментов. Регион занимается благоустройством территории, экономическим и социальным планирование, городским транспортом и созданием зеленых зон. Им управляет региональный совет в составе 164 человек, экономический и социальный комитет и префект, который одновременно является и префектом Парижа.
В Париже, так же, как и в Марселе и Лионе, существует двухзвенная система управления. Столица разделена на 20 округов (Марсель – на 16, Лион – на 9). В состав округа входят городские общины. Руководят Парижем муниципальный совет из 109 человек и мэр. Округами управляют советы округов, а также избираемые ими мэры и их заместители.
Мэры городских округов занимаются регистрацией актов гражданского состояния, национальной службой, контролируют обязательное школьное образование. Всем остальным ведают столичные органы управления. Столичные округа не являются юридическими лицами. Юридическим лицом является Париж в целом.
Управление Марселем и Лионом во многом сходно с управлением Парижем.
Корсика – регион с особым статусом. Высшим органом управления острова является собрание, полномочия которого более обширны по сравнению с компетенцией советов в регионах материковой Франции. Исполнительная власть на острове осуществляется исполнительным советом во главе с председателем, а также экономическим, социальным и культурным советами.
Некоторые особенности в управлении имеют также 4 заморских региона и 4 заморские территории. Особые местные сообщества почти уровнялись в своем правовом положении с обычными.
Публичные учреждения (общенациональные, региональные, департаментские и общинные) еще более многочисленны и разнообразны, чем местные сообщества. Они носят различные названия: кассы, службы, учреждения, бюро, органы и т. д. К ним относятся:
-
промышленные и транспортные предприятия, Французское общество железных дорог, Комиссариат атомной энергии и др.; -
финансовые учреждения; -
объединения предпринимателей (торговые и сельскохозяйственные палаты, цеховые гильдии ремесленников); -
органы, осуществляющие вмешательство в частнопредпринимательскую деятельность (Национальная межпрофессиональная служба зерна, созданная для организации и упорядочения рынка зерна, и т. д.); -
учреждения в социальной области (государственные больницы, крупные национальные кассы социального обеспечения и др.); -
учреждения в области просвещения, культуры и науки (лицеи, университеты, крупные вузы, национальные и региональные центры университетской и школьной деятельности и т. д.); -
объединения местных сообществ (синдикаты общин, городские округа и сообщества, учреждения планирования и благоустройства новых городов и регионов и т. д.).
Публичные учреждения по существу являются специализированными службами и контролируются государством. В учредительных актах их часто называют учреждениями, «наделенными признаками гражданского лица и финансовой автономии». Возглавляют учреждения назначаемые центром директора или административные советы и председатели, назначаемые также центром или избираемые самими советами.