Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 29. Государственная служба во Франции

29.1. Понятие и виды государственных служащих.

29.2. Порядок прохождения государственной службы.

29.3. Права и обязанности государственных служащих.

29.4. Виды ответственности государственных служащих.

29.1. Понятие и виды государственных служащих

Государственными служащими во Франции являются все служащие законодательных, исполнительных и судебных органов. Помимо государственной службы Законом 1984 г. учреждена публичная служба местных сообществ. Примерно половина служащих государства и местных сообществ работает в системе публичного образования и здравоохранения. За ними по численности следуют почтальоны и дорожные смотрители, полиция и армия. Из чисто управленческих служб крупный штат имеют только финансовые службы, главным образом налоговые и бухгалтерские.

У государственных штатных служащих должности постоянные и положение стабильное. Они гарантированы от произвола администрации и находятся под особой защитой закона. Большинство вопросов их статуса решается уставами (статутами), утвержденными законами.

Все государственные служащие подразделяются на две категории: первую – гражданские служащие государственной администрации, а также местных сообществ и публичных учреждений (в том числе преподаватели и врачи); вторая – военнослужащие, работники судов и парламента.

Правовой статус служащих первой категории регулируется Общим уставом служащих государства и местных сообществ, содержащимся в четырех законах 1983–1986 гг. Действие этого устава не распространяется на военнослужащих, служащих парламента и судов, работников публичных торгово-промышленных предприятий, работников служб, обеспечивающих безопасность (полиция, исправительные учреждения, авиадиспетчеры, некоторые службы гражданской авиации, связисты министерства внутренних дел), которые подчиняются специальным уставам. Они не имеют, например, права на забастовку, но зато пользуются рядом материальных преимуществ.

У работников местных сообществ, публичных служб, распределяющих недорогую жилплощадь, и публичных больниц также есть свои уставы, во многом сходные с Общим уставом, но со своими особенностями. В отношении каждой категории служащих помимо общего устава действует особый устав: в некоторых из них предусмотрены изъятия из-под действий Общего устава.


Гражданские служащие в зависимости от важности и сложности работы разбиты на четыре класса (иерархические категории): А, В, С и Д

На служащих класса А возложена функция выработки управленческих установок. Должностные лица обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления.

На служащих класса В возложена задача реализации вышеуказанных управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также исполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта.

Класс С – это специалисты, а класс Д –вспомогательный персонал.

Помимо классов существуют также разряды (ступени, ранги). Гражданину, поступившему на государственную службу, присваивается определенный разряд в зависимости от результатов конкурсных экзаменов или других форм проверки его способностей.

Организация управления аппаратом служащих во Франции происходит следующим образом. Главным руководящим органом в системе государственной службы является бюджетное управление министерства финансов, которое занимается двумя важнейшими вопросами: штатным расписанием и оплатой труда. Фактически второе место в руководстве государственной службой принадлежит главному управлению государственной администрации и государственной службы, занимающемуся исследованиями и координацией. Нехватка средств и штатов не позволяет ему оказать существенное влияние на организацию и функционирование государственной службы. И наконец, в каждом министерстве имеется управление кадров, которое прямо и непосредственно управляет подведомственным ему персоналом в центре и на местах.

29.2. Порядок прохождения государственной службы

Во Франции существует сложная система отбора государственных служащих. В Декларации прав человека и гражданина, ставшей частью Конституции, сказано: «Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, постам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и талантами».

Под равенством при поступлении на службу имеется в виду прежде всего равенство вне зависимости от расы, национальности, убеждения и пола.



При поступлении на службу действуют некоторые ограничения по возрасту, гражданству и способностям. Уставы предусматривают минимальный и максимальный возраст для поступления на службу. Максимальный возраст для многих должностей составляет от 40 до 45 лет. Французское гражданство обязательно только для штатных должностей. На внештатные должности можно принимать иностранцев. Для некоторых должностей требуется наличие диплома, удостоверяющего необходимый уровень квалификации. От этого уровня зависит и размер оплаты труда служащего.

На практике при поступлении на службу существует значительное фактическое неравенство. Высший эшелон служащих выбирается в основном из буржуазной среды, на руководящих должностях мало женщин.

В целях уменьшения фактического неравенства законы 1983–1984 гг. учредили для поступления в Национальную административную школу места, зарезервированные для выборных должностей лиц местных сообществ, руководителей ассоциаций и профсоюзов.

Общий устав предусматривает проведение конкурса перед назначением на должность по большинству категорий служащих: проверяется общая культура и профессиональный уровень.

Самые верхние и самые нижние эшелоны служащих не подпадают под конкурсную систему. Префекты, послы и директора министерств назначаются распоряжением правительства. Работники исполнительно-технического персонала на уровне классов С и Д набираются с помощью тестирования и экзаменов по специальности.

Конкурс проводится либо в виде экзаменов, либо по степеням и званиям (сравниваются послужные списки кандидатов). Параллельно проводятся три конкурса:

  • первый – для выпускников вузов;

  • второй – для кадровых служащих, которые даже могут не иметь диплома (кроме врачей, для которых диплом обязателен);

  • третий – для поступающих в Национальную административную школу выборных должностных лиц местных сообществ, руководителей ассоциаций и профсоюзов.

Победа в конкурсе – это не назначение на должность, а лишь зачисление в список на занятие вакантных должностей. Лицам, прошедшим конкурс, предоставляется возможность поступления в соответствующее специализированное учебное заведение для учебы в нем в течение 2–3 лет.

Назначение на должность осуществляется актом уполномоченного должностного лица. Согласно ст. 13 Конституции, «Президент Республики производит назначение на гражданские и военные должности». Поскольку практически такое невозможно, то в соответствии с ордонансом 1958 г. президент назначает лишь высших должностных лиц; чиновников назначает премьер-министр, но чаще – министры, иногда префекты или руководители местных служб министерства. Служащих регионов и департаментов назначают председатели соответственно региональных и генеральных советов; служащих общин – мэры; служащих публичных учреждений – руководители (директора или председатели их административных советов).


Претендент на должность обычно работает в учреждении в течение года стажером.

Штатный служащий может быть уволен со службы только в случаях, предусмотренных законом.

Оплата труда. Жалование служащих состоит из трех частей: основное жалование, дополнительное вознаграждение и социальные льготы. Существует жесткая система выплат служащим основного жалования. Оплачивается только уже выполненная работа (ст. 20 Общего устава), входящая в круг должностных обязанностей. Уволенный или отстраненный от работы служащий не вправе претендовать на выплату ему жалованья за время вынужденного прогула. Он имеет право на получение возмещения лишь при наличии вины администрации. Если после отстранения потерпевший где-то работал, то суммы жалованья по новому месту работы будут учтены при определении размера возмещения нанесенного ему ущерба. В случае забастовки служащие не получают жалованья за каждый день забастовки, даже неполный.

Закон требует, чтобы служащий хорошо выполнял свои обязанности, иначе он может потерять право на вознаграждение. Вместе с тем служащий обязан получать жалованье, ибо этого требует престиж государственной службы.

Размер жалованья для различных разрядов служащих определяется тарифной сеткой, введенной в 1946–1947 гг. как для гражданских служащих, так и для военных. Тарифная сетка представляет собой систему должностных эквивалентов. Работники технических и финансовых специальностей, в частности инженеры и сотрудники финансовых служб, получают больше, чем чисто административные чиновники. Служащие местных сообществ получают меньше, чем служащие государства.

В начале карьеры служащие получают меньше, чем работники государственных хозяйственных предприятий и тем более частных фирм. Но с годами жалованье государственного служащего растет, что обеспечивает стабильность положения чиновников государства, их уверенность в завтрашнем дне. Постоянное жалованье является своеобразной формой гарантированной оплаты труда. Общий устав предусматривает также дополнительные выплаты: надбавку на проживание, надбавку на членов семьи, а также другие выплаты, установленные законами и подзаконными актами. В области социальных льгот государственные служащие находятся в относительно привилегированном положении по сравнению с работниками частного сектора. Им предоставляются ежегодные отпуска, отпуска по болезни, родам и уходу за ребенком, но на более благоприятных условиях. Для них существует особый пенсионный режим.


Перемещение и продвижение по службе. Перемещение и продвижение государственных служащих по службе происходит по различным направлениям. Возможно перемещение внутри одного и того же корпуса служащих с одной работы на другую в том же разряде, иногда с переменой места жительства. Такое перемещение характерно для корпусов с большим штатом (например, для работников просвещения, армии, полиции). Оно проводится как с согласия, так и без согласия переводимого. В армии и полиции перемещения возможны в массовом порядке.

Возможно продвижение вверх по иерархическое лестнице в одном и том же корпусе служащих, в той же должности и в том же учреждении. Служащие продвигаются как по разрядам, так и по классам. По разрядам служащие продвигаются в основном в зависимости от выслуги лет: каждые 1,5 – 2 года чиновнику, успешно прошедшему аттестацию, присваивается следующие разряд с более высоким жалованием. По классам продвигаются не все чиновники, а по выбору руководства или по конкурсу. Продвижение по службе осуществляется на основе аттестации. Каждого служащего, включая военных, начальник по службе ежегодно оценивает в баллах и пишет на него развернутую характеристику.

Перемещение между различными корпусами осуществляется путем отбора или откомандирования. Отбирают служащих также на основе конкурса. Чиновник, например, может поступить по конкурсу в Национальную административную школу и по окончании ее быть зачислен в другой корпус.

Откомандировать служащего в другой корпус бывает нелегко, необходимо согласие соответствующих служб обоих корпусов. Перевод в другой корпус часто применяется перед назначением на более высокую должность, с тем чтобы претендент поработал года два низовым руководителем в другом корпусе. Чиновник может быть откомандирован и за пределы государственной администрации: в парламент, если он избран депутатом (на срок мандата), в ООН, ЮНЕСКО или другую международную организацию, на публичное или даже частное предприятие. При направлении на частное предприятие, служащий зачисляется в резерв. Следовательно, ему гарантируется сохранение рабочего места.

29.3. Права и обязанности государственных служащих

Государственные служащие обладают политическими и социальными правами. Законы запрещают какое-либо упоминание в личном деле служащего о его политических взглядах, религиозных убеждениях. За нарушение данного требования потерпевший может требовать выплаты возмещения. Административные суды встают на защиту служащих, подвергшихся дискриминации по политическим взглядам.