ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 803
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Раздел 2. Субъекты административного права Республики Беларусь
Тема 4. Граждане Республики Беларусь как субъекты административного права
4.1. Понятие административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.
4.2. Основные права и обязанности граждан в области государственного управления.
4.3. Обращения граждан. Правовые основы рассмотрения обращений граждан.
4.4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
4.1 Понятие административно-правового статуса граждан Республики Беларусь
Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов, наличие которых обусловлено широтой его проявления в нашей повседневной жизни. Перечень этих субъектов можно начать с наиболее многочисленной группы, а именно, с граждан Республики Беларусь. Административно-правовой статус граждан
Республики Беларусь имеет особенность, обусловленную тем, что он представляет собой совокупность предоставленных им прав и свобод в сфере административного права.
В ст. 22 Конституции Республики Беларусь указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Относится это и к правам граждан в административно-правовой сфере.
Административным законодательством предусматривается определенный процессуальный порядок привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия, а также правовой механизм защиты их прав и свобод.
Так, ст. 21 Конституции установлено, что Республика Беларусь гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов нашла свое отражение во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).
Права и свободы граждан, в том числе и в сфере исполнительной власти, гарантируются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президентом, который в соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Правовой статус граждан в сфере административного права определяется административной правосубъектностью, составные элементы которой – правоспособность и дееспособность. Граждане обладают равным объемом административной правоспособности во всех сферах общественной жизни. В ряде случаев в соответствии с законодательством республики правоспособность может быть ограничена (например, нарушение законодательства, в частности кодекса Республики Беларусь об административном правонарушении).
Административная правоспособность, т. е. способность граждан быть субъектами прав и обязанностей в административно-правовой сфере, возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Объем и содержание ее определяются законами и основанными на них актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права. Конкретный объем административный прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств, возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только государством.
Правоспособность граждан в ряде предусмотренных законодательством случаев может ограничиваться. В частности, это проявляется в сужении круга прав и свобод отдельных граждан, в случаях и порядке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения). Ограничение административной правоспособности существует и в случаях возникновения особых условий (стихийные бедствия, эпидемии), в результате которых могут вводиться специальные режимы территорий, предусматривающие ряд ограничений в реализации прав и свобод граждан.
Административная дееспособность, т. е способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере наступает с достижением определенного возраста. Частная административная дееспособность наступает со школьного возраста. С шестнадцатилетнего возраста граждане Республики Беларусь могут быть привлечены к административной ответственности. Полная дееспособность в сфере административного права наступает с совершеннолетием.
Реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности, граждане вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.
Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать
:
-
на основе реализации гражданами принадлежащих им административных прав;
-
в связи с выполнением возложенных на них обязанностей;
-
в связи с защитой прав и законных интересов граждан;
-
в связи с нарушением (невыполнением) гражданами правовых обязанностей.
4.2. Основные права и обязанности граждан в области государственного управления
Субъективные права граждан делятся по степени возможности их реализации на:
-
абсолютные, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.); -
относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, реализация которого зависит от результата сдачи экзаменов и др.).
Система прав и обязанностей граждан в административно-правовой сфере включает в себя:
-
общие – распространяются на все сферы административного права (право на участие в государственном управлении, право на обжалование действий должностных лиц и др.); -
специальные (например, в сфере здравоохранения граждане имеют право на охрану здоровья, в сфере культуры – право на пользование достижениями культуры и т. д.).
Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от административно-правовых гарантий, среди которых выделяют:
-
правовые (наличие соответствующей правовой базы, закрепляющей права и свободы граждан в сфере административного права); -
экономические (зависят от материальных условий, экономического положения государства); -
политические (связаны с политическим режимом государства); -
организационные (обусловлены наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, в том числе и административно-правовых – суды, прокуратура, органы внутренних дел, в ряде случаев профсоюзы).
4.3. Обращения граждан. Правовые основы рассмотрения обращений граждан
Законодательством Республики Беларусь и, в частности, законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие органы государственного управления для реализации своих прав в административно-правовой сфере.
Основными видами обращений являются:
-
предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указания на пути их устранения; -
заявление – это обращение гражданина по поводу права или законного интереса, не связанного с его нарушением; -
жалоба – это обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.
Законодательство различает:
-
общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые; -
специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении).
Общее право жалобы может быть подразделено на:
а) право на административное обжалование;
б) право на судебное обжалование.
В соответствии с законом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен. Запрещается пересылка жалоб на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которого подана жалоба. Жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца, а не требующая дополнительной проверки и изучения – не позднее 15 дней. Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, а также сведения о месте его работы или учебы.