ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Ответственность кассира и организации.
Денежные операции в розничной торговле.
Отражение финансовых вложений в бухгалтерском учете.
Документарное оформление поступления материалов.
Документарное оформление передачи материалов.
Документарное оформление расхода материалов.
Бухгалтерский учет поступления материалов.
Методы оценки сырья и материалов.
Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов.
Процесс производства и его документарное оформление.
Документы для учета готовой продукции.
Бухгалтерский учет готовой продукции.
Отражение себестоимости готовой продукции в отчете о прибылях и убытках.
Классификация основных средств.
Аналитический учет основных средств.
Документы для учета основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств.
Способы начисления амортизации.
Классификация нематериальных активов.
Бухгалтерский учет нематериальных активов.
Амортизация нематериальных активов.
Пособия по временной нетрудоспособности.
Налог на доходы физических лиц.
Другие удержания из заработной платы.
Документы по учету заработной платы.
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда.
Компьютеризация расчетов по оплате труда.
Расчеты с подотчетными лицами.
Классификация налогов по уровням государственного бюджета.
Представление налоговых деклараций.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на имущество организаций.
РАСЧЕТЫ С ДЕЛОВЫМИ ПАРТНЕРАМИ.
Рассмотрим составные части приведенной классификации.
Расходы, связанные с производством и реализацией, – это расходы по основной деятельности организации, направленной на получение доходов.
Внереализационные расходы не связаны с основной деятельностью организации. К ним относятся: судебные расходы; штрафы и пени в пользу деловых партнеров; потери от стихийных бедствий; выявленные недостачи материальных ценностей и пр.
Рассмотрим подробнее расходы, связанные с производством и реализацией.
Прямые и косвенные расходы.
Как было сказано выше, если в организации налоговая база определяется с использованием метода начисления, то расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на две группы: прямые расходы и косвенные расходы.
Данное разделение имеет непосредственное отношение к расчету суммы налога на прибыль, начисляемой в том или ином периоде. Дело в том, что косвенные расходы всегда засчитываются в полной сумме, а прямые могут засчитываться частично, при этом другая часть прямых расходов переносится на следующий период.
В торговых организациях к прямым расходам относятся материальные расходы в части расходов на приобретение товаров и их доставку.
Прямые расходы торговой организации распределяются между проданными товарами и остатками непроданных товаров на складах.
При расчете налоговой базы учитывается только стоимость проданных товаров.
Расходы на приобретение товаров (с учетом расходов на доставку) могут меняться со временем. Поэтому в учетной политике в целях налогообложения нужно указать метод определения цен, по которым будут списываться одинаковые товары, приобретенные по разным ценам:
• по стоимости каждого приобретения;
• по средней стоимости;
• по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
• по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Расходы на доставку, ранее включенные в стоимость приобретения товаров, при их списании рассчитываются собственным методом – по среднему проценту транспортных расходов в стоимости приобретенных товаров.
Метод среднего процента транспортных расходов предполагает использование метода средней стоимости при списании товаров. При этом транспортные расходы определяются как средняя доля в прямых затратах на приобретение товаров.
В производственных организациях к прямым расходам относятся:
• материальные расходы в части стоимости материальных ресурсов, израсходованных в производстве сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов;
• оплата труда персонала, занятого в производстве;
• начисленная амортизация основных средств, используемых в производстве.
Прямые расходы производственных организаций распределяются между:
• проданной готовой продукцией;
• остатками непроданной готовой продукции и затратами незавершенного производства.
При расчете налоговой базы производственной организации учитывается только стоимость проданной готовой продукции.
В сфере услуг состав прямых затрат аналогичен составу прямых затрат производственной организации. Но в отличие от производственной организации здесь при расчете налоговой базы прямые расходы можно учесть в полном объеме.
Материальные расходы.
Материальные расходы в налоговом учет понимаются шире, чем это следует из их названия. В их составе отражается стоимость:
• покупных сырья и материалов, используемых в процессе производства;
• покупных комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
• топлива, воды, энергии, которые расходуются на технологические цели;
• работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.
Стоимость материальных ресурсов отражается по ценам их приобретения без учета НДС независимо от момента фактической оплаты.
К материальным затратам относятся потери материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов.
Размер материальных затрат при списании сырья и материалов определяется одним из следующих методов оценки:
• по стоимости единицы запасов;
• по средней стоимости;
• по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
• по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Перечисленные методы рассматривались выше применительно к бухгалтерскому учету, за исключением метода ЛИФО, который в бухгалтерском учете не используется.
Метод ЛИФО моделирует самое неразумное поведение кладовщика, когда тот всегда выдает со склада самые свежие материалы. При этом ранее поступившие материалы залеживаются на складе.
Расходы на оплату труда.
Расходы на оплату труда включают в себя заработную плату работников и другие начисления в денежной и натуральной форме, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. К таким расходам относятся следующие затраты:
• денежные суммы, начисленные по должностным окладам и тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии с формами и системами оплаты труда, принятыми в организации;
• начисления стимулирующего характера, в том числе премии и доплаты за высокие производственные показатели;
• начисления компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в ночное время, в многосменном режиме, в тяжелых условиях, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;
• надбавки за работу в районах Крайнего Севера и в тяжелых природных условиях;
• расходы на оплату отпусков;
• платежи по договорам обязательного страхования работников, а в некоторых случаях и добровольного страхования (расходы на уплату страховых взносов относятся к прочим расходам);
• другие расходы на содержание работников, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором.
Для признания конкретного вида расхода в пользу работника затратами на оплату труда следует руководствоваться налоговым законодательством. Выплаты организации в пользу работника, как-то связанные с объемом и результатами его работы и с условиями труда, как правило, удается признать расходами. Но выплаты, не связанные с производственными показателями (например, помощь, подарок, оздоровительное мероприятие) работника, как правило, списать на расходы нельзя.
Премии, выплачиваемые за счет прибыли по решению собственников (например, общего собрания акционеров), не учитываются в расходах на оплату труда и не включаются в базу, с которой начисляются страховые взносы.
Амортизация.
Расходы на амортизацию включают амортизационные начисления по основным средствам, нематериальным активам и доходным вложениям в материальные ценности.
Понятие амортизационных отчислений в налоговом учете со впадает с таким же понятием в бухгалтерском учете: амортизационные отчисления – это процесс постепенного включения стоимости внеоборотного актива в расходы организации. Данный процесс заканчивается полным списанием актива, когда его остаточная стоимость достигнет нуля копеек.
По аналогии с бухгалтерским учетом предусмотрен налоговый учет амортизируемого имущества. Причем в понятие амортизируемое имущество, используемое в налоговом учете, включается все внеоборотные активы: основные средства, нематериальные активы, доходные вложения. Особым видом амортизируемого имущества признаются неотделимые улучшения арендуемых объектов, произведенные организацией с согласия арендодателя.
Как и в бухгалтерском учете, в налоговом учете предусмотрены постановка объекта амортизируемого имущества на учет и снятие с учета.
Чтобы не позволять организации чрезмерно ускорять списание своих затрат, в налоговом законодательстве детально описаны виды активов, которые должны быть отнесены к амортизируемому имуществу, а также виды затрат, которые связаны с его приобретением и должны быть включены в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (вместо того, чтобы быть списанными сразу).
Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, а также имущество, полученное за счет бюджетного финансирования.
Последнее правило вполне логично: когда организация получает имущество за счет государства, т. е. бесплатно, одновременно она не получает бесплатную возможность уменьшить свои налоговые платежи.
В налоговом учете амортизируемое имущество разделяется на 10 амортизационных групп, которые рассматривались выше применительно к начислению амортизации в бухгалтерском учете. Для каждой амортизационной группы установлены минимальный и максимальный срок полезного использования. Амортизационные группы нумеруются в порядке увеличения срока полезного использования: для первой группы срок составляет от 1 года до 2 лет включительно, для десятой группы – более 30 лет.
Налоговое законодательство позволяет организации при принятии объекта к налоговому учету сразу списать на расходы до 10 % его первоначальной стоимости, а для основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам – до 30 %.
Такое разовое списание доли стоимости имущества при его вводе в эксплуатацию называется амортизационной премией. Название может показаться странным, но оно верное по сути: государство неявно премирует организацию, позволяя ей отсрочить налоговые платежи. Предлагая воспользоваться амортизационной премией, государство поощряет организации к серьезным вложениям в развитие бизнеса, позволяя часть текущих налоговых платежей перенести на будущие периоды, когда указанные вложения должны дать результат.
В отличие от бухгалтерского учета, где предусмотрены четыре способа начисления амортизации, в налоговом учете применяются только два метода: линейный и нелинейный.
Для зданий, сооружений, передаточных устройств и нематериальных активов, входящих в восьмую – десятую амортизационные группы, применяется только линейный метод. Для остальных активов организация может выбрать любой из двух методов и закрепить его в учетной политике в целях налогообложения.
Метод начисления амортизации организация вправе изменить с начала очередного налогового периода, при этом с момента перехода с нелинейного метода на линейный должно пройти не менее пяти лет.
Срок полезного использования в налоговом учете удобно устанавливать в целых месяцах. В налоговом учете, как и в бухгалтерском учете амортизация начинает начисляться в следующем месяце после принятия актива к налоговому учету и прекращается после его полного списания.
При использовании линейного метода стоимость актива списывается равными долями в течение срока полезного использования. Норма амортизации определяется как процентная доля, приходящаяся на один месяц.
Например, если первоначальная стоимость актива – 100 000 руб. (за вычетом амортизационной премии) и срок его полезного использования – 50 месяцев, то норма амортизации составит 2 %, а ежемесячные амортизационные начисления 2000 руб. Заметим, что линейный метод начисления амортизации в налоговом учете совпадает с линейным способом начисления амортизации в бухгалтерском учете.
Выгодно устанавливать минимальный разрешенный срок полезного использования.
Начисления амортизации нелинейным методом рассчитываются в целом по амортизационным группам, т. е. общей суммой для всех объектов, входящих в ту или иную группу. На начало каждого месяца для каждой амортизационной группы рассчитывается суммарный баланс – суммарная остаточная стоимость всех объектов группы. К началу следующего месяца суммарный баланс уменьшается на сумму начисленной амортизации и на остаточную стоимость выбывших объектов и увеличивается на остаточную стоимость объектов, принятых к налоговому учету в течение месяца. Если суммарный баланс амортизационной группы снизится до менее чем 20 000 руб., организация имеет право ликвидировать указанную группу, отнеся значение суммарного баланса на внереализационные расходы. Сумма амортизации за месяц определяется по формуле:
В к / 100,
Где В – суммарный баланс,
к – норма амортизации для группы.
Нормы амортизации для начисления амортизации нелинейным методом, приведены в таблице.
Нормы для нелинейного метода начисления амортизации.
Конкретный срок полезного использования, устанавливаемый по объекту амортизации, не влияет на процесс начисления амортизации при использовании нелинейного метода, имеет значение только номер амортизационной группы.